После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников.
(Оскар Уайльд)
Православные говорят – там, где нет традиции, нет веры. Я бы продолжила – там, где нет традиции, нет единства.
Ребенок растет в семье, впитывая все, что вкладывают в него близкие. Мы сами не замечаем, что для многих из нас эквивалентом семейного уюта являются привычки, приобретенные в далеком и незабываемом детстве. В моей семье было принято печь пироги, запекать свинину в духовке и готовить воскресные завтраки. Именно поэтому, несмотря на внутренние протесты в пользу низкокалорийных угощений, мое представление о доме – запах выпечки, запеченного мяса и утренней яичницы с помидорами. Мы сами не замечаем, как привычки, приобретенные в детстве, таинственными нитями оплетают нашу жизнь, принося в нее несравнимое ни с чем удовольствие от общения с членами семьи.
Задумайтесь, ведь трапезничать вместе люди начали задолго до того, как была заложена наша с вами технократическая цивилизация. Мужчины приносили в укрытие добытые трофеи, женщины их приготавливали, рядом копошились бесчисленные их отпрыски, а далее привычным ходом протекала каждодневная жизнь в виде совместного поглощения еды и возлегания вокруг костра.
Совместное…То есть ключевым словом является это забываемое нами слово «вместе». Именно для этого «вместе» были изобретены округлой формы столешницы, блюда, чайники. Вся классическая сервировка стола предполагает совместное участие всех сидящих за большим столом в угощении, вкушении блюд, а значит, и приятном общении. Причем вопрос семейственности в организации обедов является не случайным, поскольку, именно употребление пищи – это жизненно важное действо. А семейное употребление пищи, если хотите, является древнейшим обычаем поддержания своего рода. Я настаиваю на том, что это у нас с вами в крови, в генах, на подсознании. Нам необходимо чувствовать единство в момент важных для нас событий. А что может быть важнее, чем еда или общение друг с другом?
Сегодня мы потихоньку, мало-помалу отходим от этой старой традиции –
организации семейных обедов, ужинов, завтраков. Мы объясняем это нашей занятостью, хотя ничего нет более объединяющего нашу семью, наш род, чем семейные застолья. Большинство европейских кафе предполагает именно семейное посещение, предлагая посетителям значительный арсенал того, что может удовлетворить аппетит и маленьких, и взрослых членов.
В Англии принято заказывать отдельные кабинки, где также можно предаться потреблению яств в кругу близких. Восток изобилует такими «приглашениями» к семейными обедам, несмотря на то, что во многих азиатских и восточных культурах есть разделение на «мужское», «женское» и «детское». Подобную тональность сохранила и древнерусская культура, поскольку даже в праздники, несмотря на демонстрируемое уважение к хозяйке дома, все-таки имелось разделение на «мужской» и «женский» столы.
Давайте задумаемся, сколько блюд и в восточной, и в русской кухне имеется, скрывающих в себе явную идею своеобразного объединения. Скажем, традиция употребления плова, где его принято насыпать на круглое блюдо, ставить его посредине. Круглый каравай, пшеничные или гречневые блины, горячие первые блюда – все это ставилось посредине и употреблялось, что называется «кланово». Во многих культурах за праздничным столом принято угощать собравшихся определенным кушаньем, имеющим определенное символическое значение, где его конкретная часть предназначалась тому или иному члену семьи или приглашенному дорогому гостю.
Помните русскую сказку, где описывался порядок разделки гуся, «ножки» - хозяину, «крылышки» - хозяйке. В Азербайджане на праздниках подается не только ароматный шашлык, но и приготовленная баранья голова, где отдельные части, что называется по этикету, предназначаются женщинам или мужчинам. Ведущим, возглавляющим стол, является хозяин, старший мужчина, именно ему полагается практически во всех культурах открыть обед, пусть он будет праздничным или будничным, разделывать основное блюдо и угощать. В этом тоже есть свое значение, поскольку глава стола – это глава рода, опора, основа и звено, соединяющее прошлое и будущее.
Япония, славящаяся своей верностью национальным традициям, стала символом совместного отдыха за чайным столиком. Итальянцы изобрели пиццу, любимое всеми блюдо, разрезаемое опять-таки на частички, предназначаемые тому или иному члену семьи. И, несмотря на нехватку времени, современные достижения кулинарного искусства, тенденцию к индивидуальной организации быта, да и всей своей жизни, мы все равно ловим себя на том, что нам не хватает этого единства, которое когда-то создавалось между нашими далекими предками, сидящими перед большим родовым костром. Так зачем же сопротивляться зову своей души? Зачем прятаться за псевдо-модой и псевдо-занятостью, когда наше истинное лицо – это принадлежность кому-то дорогому, единство с кем-то нужным, движение навстречу близкому.
Нам, как хранительницам домашнего очага, грех не воспользоваться этой древней тайной и взять да ввести в семейный кодекс, скажем, завтракать, хотя бы в выходные дни, всей семьей.
И это еще вопрос – как долго будут просыпаться члены вашей семьи при одном тянущемся с кухни запахе оладушек, изысканной яичницы, горячих бутербродов, каши с фруктами, запеченных яблок с медом. А захотят ли они вообще уйти из дома, если увидят, что на обед планируется курица с яблоками, домашние, а не покупные манты или широкая, богатая пицца. Не та, магазинная, где, видимо, щипчиками раскладываются сырные стружки и обрезки замученной жизнью колбасы, а добрая, с волнами мягкого сыра, выглядывающими из-под них грибочками и истекающей ароматным соком мясной начинкой.
Если вы за диетпитание, я только – за, не подумайте плохого. Можно приготовить (причем совместно с маленькими детьми) большую миску фруктового салата, где каждая составляющая будет очищена, нарезана и разложена вашими близкими. Кстати, салаты – благодатная почва для фантазии. Вам ведь известен популярный прием, когда на большое, широкое блюдо горками укладываются натертые овощи (свекла, морковь), жареная картошка, нарезанная ветчина или мясо, капуста, горошек, маринованный лук, посредине ставятся маленькие соусники и каждый творит невообразимые шедевры, причем здесь же, на отдельных тарелках, перемешивая составляющие в нужных пропорциях и количествах.
Приготовление пищи можно вообще возвести в культ. К примеру, в нашей семье было принято зимними, зябкими воскресеньями лепить дивные, замечательные по вкусу пельмени. Каждый из членов нашей семьи выполнял свою функцию.
Дед или папа приготавливал фарш и это правильно, поскольку именно мужчина чувствует - как нужно закладывать мясную основу блюда. Тесто делала бабушка, маленькие сочни нарезала и раскатывала мама, а мы, мелюзга, разумеется, лепили. Все разговаривали, шутили, подтрунивали друг над другом, но именно эти воспоминания сейчас согревают меня, когда я рассказываю о традициях моей семьи.
Хороший вклад в организацию семейных обедов внесли в свое время швейцарцы, которые изобрели знаменитое фондю. Разогретый, густой соус, нарезанное угощение, вилочки и сидящие вокруг люди. Причем само употребление фондю предполагает не быстрый, хаотичный перекус на ходу, а неспешную беседу, интимность что ли, где в разогретой горелке или плитке едва угадывается все тот же сакральный, родовой огонь.
Маленькие очень любят шоколадное фондю, с кусочками бисквита, ягодами и фруктами. Взрослые предпочитают мясное угощение с расплавленным сыром. Секреты в приготовлении фондю, безусловно, есть, но они постижимы при одном условии. Практика и еще раз практика, причем опять же совместного характера.
Вместе с кусочками бисквита, зажаренным на пикнике шашлыком, ароматным пловом вкладывается в детские головки традиция, а значит, и культура. Семейная, национальная, родовая, а это очень важно, поскольку именно семья является тем, что больше всего радует человеческое сердце и душу, вспоминается в сложные, тяжелые времена, является опорой и надеждой в течение всей жизни. Эти воспоминания дают нам право думать: «Я не один. Я не лист, оторванный и уносимый неумолимым ветром судьбы. Я – избранный, поскольку у меня есть прошлое, настоящее и будущее».
(Фото: Lana K, Monkey Business Images, shalunishka, shutterstock.com)
Я тоже считаю, что совместная семейная трапеза это нечто гораздо большее, чем просто насыщение желудка!
Вопрос спорный, гигиенисты-врачи могут возмутиться, особенно в отношении детей.
Замечательно,поэтому статья в добавок ко всему о традиция (коих много на свете), в частности, об одной. А все остальное - дело вкуса и индивдуального выбора.
Для меня это не спорный вопрос, любой человек должен есть только тогда, когда испытывает голод, и младенец, и старик. все остальные приёмы пищи - крайне вредны и деструктивно влияют на организм.
Ирина, полагаю, Вы никогда не примете мою точку зрения, а я не начну считать, что семейную трапезу можно считать объединяющей традицией, ибо для меня – пища является только средством поддержания жизни. И я глубоко скорблю, что многие люди на планете считают еду удовольствием и причисляют к способам объединения.
Думаю, мы все согласимся: сколько людей, столько и мнений, и для каждого человека истина своя. Я познакомилась с Вашей истиной, а Вы с моей, и я её никому не навязываю