Бхаратанатьям: подарок Брахмы

Бхаратанатьям: подарок Брахмы Вопрос о том, что появилось раньше – танцы или музыка, можно отнести к категории вопросов о первичности курицы или яйца. То есть, спорить на эту тему можно долго и все равно ничего не докажешь (хотя, утверждаю, яйцо появилось раньше курицы). При помощи танца первобытные люди выражали свои эмоции, рассказывали о том, как ходят на охоту и занимаются земледелием, изображали различные явления природы и события. Танец служил не только рассказом, но и молитвой – при помощи «тайных движений» вызывали дождь, просили богов о хорошей охоте, исцелении больных и… ну, чего там еще желали наши предки? В общем, я к тому, что постепенно танцы утратили свою былую суть, стали искусством. Но неужели вместе с этим танцы утратили и свой сакральный смысл и влияние на нас? Давайте узнаем больше о народных танцах, их истории, значении сегодня и доказанной тесной связи между ними и упругой попой.

Наше знакомство с полезными (во всех смыслах) этническими танцами продолжится представлением вам загадочного и таинственного Бхаратанатьям. Не буду скрывать, что отчасти этот танец был избран мною, как автором, из-за своего трудновыговариваемого названия, - оно придает моему материалу значимости и серьезности. Но и без этого Бхаратанатьям вполне заслуживает того, чтобы рассказ об этнических танцах начать именно с него – этот танец-театр, возраст которого перевалил за 5000 лет, является самым древним исторически задокументированным танцем в истории. Да и слово перестает звучать столь пугающе, если разобрать его на части и узнать их значение: «бха» (от «бхава) – эмоции, чувства; «ра» (от «рага») – музыка, мелодия; «та» (от «талам») – искусство ритма и «натьям» переводится как «танец».



Родиной этой смеси танца, музыки и театральной драмы, является Индия. Но индусы, разумеется, не сами придумали Бхаратанатьям, его сочинил бог Брахма, а затем безвозмездно передал людям. Люди такой подарок ценили, и даже на фресках храмов изображали дам, танцующих Бхаратанатьям. Кстати, далеко не каждая дама его и танцевать-то могла. И дело не в сложности, а, опять-таки, в сакральной сути – божественный танец танцевали только девадаси (жрицы, «служанки богов»).

В наши дни, ко всем плюсам цивилизации - фейсбукц и айподу, прибавляется еще и то, что танцевать Бхаратанатьям может каждый желающий – современный Брахма карает даже крайне паршивых танцоров.

Конечно, со времен жриц-танцовщиц многое изменилось, но существуют строгие каноны в пластике Бхаратанатьям, описанные в занимательном для любого русского человека трактате «Абхиная дарпана». Тем не менее, при всех строгих правилах и канонах, в наши дни существует шесть школ этого танца: Танджавур, Пандаллур, Майсур, Важувур, Мелаттур и Калакшетра. Простите.




Техника этого древнего танца состоит из так называемых адаву – поз и движений. Каждая адаву состоит из стханака (основная поза тела), чари (движения ног) и нритта хаста (жесты).

Кстати, Бхаратанатьям стал сценическим и вышел за пределы храмов не так давно, и во многом этому способствовала… русская балерина. Знаменитая танцовщица Анна Павлова была вдохновительницей и музой Рукмини Деви Арундейл, которая, как и Кришна Айер, возродила в начале двадцатого века практически забытый храмовый танец, сделав его публичным.

Современный Бхаратанатьям включает в себя 9 эмоциональных позиций, которые передаются при помощи движений и мимики: любовь и ненависть, страх и героизм, радость и грусть, удивление, гнев и покой. Постигнув науку жестов в этом танце, можно «читать» целые рассказы, которые складывает танец. Но не все части Бхаратанатьям несут в себе какое-то повествование. Дело в том, что это не просто танец сам по себе, а целый цикл танцев, чередующихся в определенной последовательности.



Начинается Бхаратанатьям с аларипу («распускающийся бутон цветка»). Через танец его исполнитель преподносил цветы богу и просил у него благословения, чтобы танец удался. За аларипу следует джатисварам – танец, в котором танцор демонстрирует технику исполнения, чувство ритма, гибкость и силу тела. И аларипу и джатисварам называют «чистым танцем», в отличие от следующего за ними танце шабдам – здесь в танец вводится литература. Шабдам – танец-молитва, где танцовщица демонстрирует зрителям не только свое умение танцевать, но и актерское мастерство.

А вот следующий танец, варнам, как раз сочетает в себе и чистый танец, и речитатив, и танец лирический, и абхинаяй – танец-рассказ. Варнам является как бы центральным номером Бхаратанатьям. В основе варнам обычно лежит рассказ о любви простой индийской девушки к не менее простому и со всех сторон положительному соотечественнику. Танцевальный вариант индийского кино, только все роли исполняет танцовщица. Да и длится номер почти как полнометражный продукт Болливуда – около 40 минут.

Падам тоже посвящен любви. Но главным мотивом для него обычно служит увлекательный рассказ о любовных игрищах бога Кришны и его многочисленных поклонниц. О, как у них, у индийцев! Падам – танцевальный апогей страсти, эмоций и пантомимы.

Тиллана – следующий танец Бхаратанатьям, является чистой хореографией. Тут уже никаких пантомим и рассказов, тиллана – самый энергичный танец всего цикла, максимально показывающий танцевальные умения исполнителя. Он сопровождается песней, но весьма своеобразной – она полностью состоит из набора ничего не обозначающих звуков и слов. Тани-лани, вали-бали – разнообразные наборы звуков, цель которых подчеркнуть ритм композиции.

И последний танец Бхаратанатьям – шлокам. Танец, в котором танцовщица молится богам (наверное, благодарит их за то, что этот Бхаратанатьям наконец-то подходит к концу). Те же из зрителей, кто не успел уснуть, как это обычно происходит во время любованием классическим балетом, могут увидеть необязательный элемент – мангалам, «пожелание счастья». Если же и вы пока не уснули над этим повествованием, предлагаю перейти к более увлекательной части о том, какую пользу от древнего танца мы сможем извлечь для себя.



Если вы решили овладеть искусством Бхаратанатьям, то спешу вас огорчить (или, скорее, обрадовать): знающие люди утверждают, что в мире насчитывается не больше десятка танцоров, владеющих всеми тонкостями этого танца. Так что, если вы запишитесь на курсы, то постигните азы адаптированного для нас танца на основе Бхаратанатьям. С учетом того, что истинный Бхаратанатьям может длиться больше двух часов, а на изучение его канонов танцовщица может положить всю свою жизнь, это не так уж и плохо. Если же вы не хотите размениваться по мелочам, и решили постигнуть тонкое искусство истинного Бхаратанатьям, то держите краткую инструкцию:

«Входишь через ворота гопурам в танце алариппу, затем проходишь ардхамандапам в танце джатисварам, главную манадапу в шабдам, после чего попадаешь в главное святилище — танец Варнам. Это то место, которое дает возможность исполнительнице проявить с помощью ритмов, мелодий и настроений главные религиозные чувства. В падам танец становится более прохладным и спокойным, это созерцание святилища с внешней стороны. В конце тиллана завершает все это движение по храму, словно финальное сожжение камфоры, сопровождаемое определенным шумом и суматохой».

Современная адаптация древнего танца, может быть, и потеряла свою божественную суть, но не утратила куда более важный для нас, не индийских женщин, момент – благотворное влияние на фигуру и здоровье женщины в целом. Да, Бхаратанатьям способен на многое: он делает фигуру более женственной, движения – грациозными, а так же, по мнению самих индусов, помогает справляться с эмоциями. Танец помогает контролировать свои чувства и дарит гармонию душе. Кроме того, как утверждают ученые, много лет прослеживающие влияние разнообразных танцев на человека, Бхаратанатьям и другие восточные танцы помогают держать в норме уровень гормонов и потому особо рекомендованы тем женщинам, которые подвержены гормональным сбоям.

Бхаратанатьям хорошо развивает мышцы живота и служит превосходной гимнастикой для поясницы, улучшает циркуляцию лимфы и кровотока, служит профилактикой варикозного расширения вен и сердечно-сосудистых заболеваний. В общем, для женщин – это то, что доктор прописал.



Психологи же, со своей стороны, утверждают, что восточные танцы раскрепощают и будят женское начало не хуже всяких новомодных стрип-пластик. Тем более, что последняя все же подразумевает определенную возрастную категорию, а Бхаратанатьям могут танцевать все, вне зависимости от комплекции, возраста, пола и прочих недостатков.

Так что, на вопрос: «Танцевать или не танцевать?» советую вам не откладывать и бхаратанатьямить по полной программе! Тем более что это красиво, интересно и полезно. Брахма танцевал и нам велел!
Рейтинг:  +16
Даша Калита
19 декабря 2011 года 1 3190 21
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Бхаратанатьям: подарок Брахмы
  Вопрос о том, что появилось раньше – танцы или музыка, можно отнести к категории вопросов о первичности курицы или яйца. То есть, спорить на эту тему можно долго и все равно ничего не докажешь (хотя, утверждаю, яйцо появилось раньше курицы)... Читать полностью
 

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

0
Хотите завести личный дневник питания и расхода калорий?
Вести график своего веса, пользоваться другими полезными сервисами?

Статьи на эту тему:
Горячие танцы холодных земель
Гавайский хула – танец экспрессивных богов
Международный чемпионат по современной хореографии FAME YOUR CHOREO - территория безграничного движения!
Танцуют все! Польза танцев в похудении.
Фестиваль женских танцевальных направлений LADY DANCE SHOW


Комментарии:

20 декабря 2011 года
+2
В борьбе за красивую фигуру все...танцы хороши. Спасибо за доходчивое объяснение таких экзотических танцев.

20 декабря 2011 года
0
Спасибо!

20 декабря 2011 года
+1
супер, я видела любительское исполнение этого танца в индийском аювердическом ресторане. Наверное не весь, я думаю малую часть. Но было очень красиво и завораживающе. Спасибо.

20 декабря 2011 года
0
Если любительское исполнение фрагмента так завораживает, то могу представить, каковы впечатления тех, кто видел этот танец полностью!
Я тоже встречала только фрагментарное полупрофессиональное исполнение)

20 декабря 2011 года
+1
Отличная статья, очень захотелось попробовать! Надо будет поискать видео

20 декабря 2011 года
0
рада, что мой материал вдохновил!
желаю легкого и продуктивного обучения!

20 декабря 2011 года
+1
в прошлом году танцевала индийские танцы. обожаю. ощущения потрясающие

20 декабря 2011 года
0
Да, мне тоже они очень нравятся. Когда-то на курсы ходила.

20 декабря 2011 года
+1
Даша, ну и отыскала же ты словечки Я пока читала, запиналась)) Учусь выговаривать Бхаратанатьям

20 декабря 2011 года
+1
я пока писала статью, научилась не только это выговаривать, но и писать почти без ошибок)))

20 декабря 2011 года
+1
попроси меня сейчас написать, не подглядывая в текст, не напишу)))

20 декабря 2011 года
0
Ну. ты знаешь, Алеся, я думаю, вряд ли это негативно повлияет на твою жизнь)))

20 декабря 2011 года
+1
...если только на инд. танцы))

20 декабря 2011 года
0
а ты и ими занимаешься?
когда ты все успеваешь???

20 декабря 2011 года
0
нет, не занимаюсь)) я хотела сказать, что повлияет только на танцы, т.е. на мое незанятие ими: не смогу вспомнить название, если захочу записаться)) короче, они во многом потеряют...))

20 декабря 2011 года
+1
ооо. да! пусть теперь жалеют, что их боги насочиняли такие трудновыговариваемые танцы!

20 декабря 2011 года
+1
кстати, знаете, в индийских искусствах по работе с телом сложная терминология играет особенную роль. она тренирует вишудху, увеличивает ёё возможности. а в индийских танцах без творчества ой как трудно. и работы с шеей там очень много. мы, европейцы, при всём нашем задвиге на креативности, почему-то очень мало делаем для этого%) максимум, иногда в ассоциации поиграем

20 декабря 2011 года
0
да, интересно очень. спасибо!

20 декабря 2011 года
+1
я танцевала Одисси, так мы там не только активно изучали теорию, мифологию и прочее, но и пели сами себе в аккомпанимент инструктор только темп отбивала

21 декабря 2011 года
0
относительно индийской терминологии - я внучу в четыре неполных года отвела на йогу. говорила она в тот момнт очень плохо(речевые проблемы серьезные были) , но вот в чем парадокс - все названия асан запоминала и выговаривала сразу и без запинок, причем очень длинные и сложные слова. Странно, но после занятий йогой у Нюрашки пошел мощный речевой прорыв. На йогу ходит до сих пор.

23 сентября 2015 года
0
Ужасная статья о прекрасном танце. Не чувствуется ни души, ни знаний, ни интереса к тому, о чем пишете.


Оставить свой комментарий
B i "