…то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Расшифровать привычную фразу "она красива" совсем непросто. Почему женщина красива? Как объяснить? Это как с борщом. Борщ вкусный, потому что классный – а классный, потому что вкусный. И так по кругу.
Что главное в рецептуре красоты: нужный набор первосортных ингредиентов – глаз, бедер, ног и так далее, или грамотная готовка, то есть, умение сделать вкусненькое из того, что под рукой? Попробую понять это, рассматривая портрет признанной красавицы Марии Стюарт.
И сразу вместо "Ах!" – хочется сказать "Ии?.."
Обычная женщина с заурядным лицом. Что заставляло мужчин сходить от нее с ума? Судя по изображению, явно не внешность. Что же в ней такого?
В умных книгах, чья авторитетность подтверждена вековой пылью страниц, немецкой фамилией на обложке и изгибом библиотечных полок под их тяжестью, о женской красоте пишут безжалостно серьезно. С первых глав бомбардируя читателя терминами "гештальт", "нейроэстетика", "адаптивные реакции" и прочими унылостями. Ей-Богу, учебник по сопромату читать веселее.
Тем не менее, из книг я узнал, что женщину красивой и привлекательной для мужчин делают:
• "материнская" анатомия;
• соответствие психологическим стандартам восприятия;
• индивидуальность.
Тоже мне, новость. Но что всё это значит, что важнее в этой триаде?
Материнская анатомия
Сторонники классической анатомической теории красоты уверены, что в каждой даме мужчина ищет, прежде всего, мать своего ребенка. Поэтому инстинктивно его привлекают женские черты, непосредственно связанные с вынашиванием, развитием и защитой младенца: широкие бедра, развитая грудь, длинные ноги, гибкая талия и тэ дэ.
А что, убедительно. На беду, рядом с портретом Марии Стюарт у меня случайно оказалась фотография популярной чешской топ-модели Ханы Сукуповой. И снова я невольно говорю "И?.."
Где здесь надёжные бедра и развитая грудь? Вообще, где то, что можно вслух назвать "женской фигурой", не покраснев? Тем не менее, Сукупова несколько лет назад открывала показы ведущих домов мод под громкие аплодисменты зрителей.
Говорят, 99-ти процентам современных модельеров вообще не нужна женщина в качестве женщины, с её плотью и кровью, и потому для подиумов они отбирают только костный материал.
Отбросим эту мысль как недостойную серьезного издания. Модельеры ориентируются на популярные в обществе стандарты. Как видим, они не имеют ничего общего с материнской анатомией.
Стандарты восприятия
Человеческое восприятие многоступенчато. Существует несколько слоев оценки визуальной картины:
• классовое
• видовое
• культурное
Барельефный бородач Карл Маркс к
классовому сознанию в данном контексте не имеет никакого отношения. Здесь поработал другой, более мирный Карл – Линней.
Именно он чётко выделил класс млекопитающих. Оказывается, есть некий внутренний бьюти-стандарт, общий для всего класса млекопитающих – например, для обезьян и людей. Забавно: мне и самцу шимпанзе где-то в глубине души нравятся одни и те же черты женщины.
Но что делать с этим женщине ? Неясно. Ладно, идём дальше.
Вторая ступень восприятия –
видовая, человеческая.
Сходные для всех людей критерии красивого – а именно, упорядоченность и пропорциональность – автоматически распознаются и возбуждают ответственную за красоту группу мозговых клеток. Если сказать проще, мы устроены так, что видеть квадрат нам приятнее, чем видеть разносторонний прямоугольник, тем более, объект произвольного абриса.
Значит ли это, что женщине входить в комнату, где есть "нужный" ей мужчина, лучше со слегка обалдевшими, квадратными глазами? Вовсе нет. Просто, делая ежедневный макияж, нужно помнить о некоторых закономерностях.
Нам доставляет удовольствие всё, что близко к правильным линиям и пропорциям "золотого сечения". Ученые объясняют это заложенным в людях стремлением к порядку и ограниченными аналитическими способностями для такого упорядочивания онлайн.
Был даже проведен интересный эксперимент. Испытуемым показывали элементарные геометрические фигуры со стёртыми фрагментами. Мозг людей немедленно начинал дорисовывать недостающие куски абриса, восстанавливая правильность формы.
Похоже, чем меньше видимые предметы нуждаются в мысленной "доработке" до идеала, тем быстрее они считываются и распознаются. Тем больше "благодарность" к ним в виде позитивных импульсов за их "понятность".
Однако возьмите на заметку: исследователи психологии искусства обнаружили, что абсолютная правильность и безупречность вместо восторга вызывает… скуку.
Видимо, сбой порядка нам необходим как зацепка.
Как торчащий гвоздь в белой стене. Как сломанный стебель в букете. Иначе мозг смотрящего на абсолютный порядок пройдет мимо, ни на чём не остановив глаз. На практике мы часто встречаем неправильности, придающие эффектную изюминку внешности. Например, родинку или слегка ломаную линию бровей.
Наконец,
культурный или цивилизационный пласт восприятия.
Красива ли женщина – образ Свободы на картине Делакруа?
Да ведь это уже неважно, верно? Стремление к освобождению от рабства, к справедливости для цивилизованного человека – прекрасный порыв. И всё, что связано с ним, прекрасно само по себе. Добро, честь, справедливость – это составляющие человеческой красоты.
Банально, школьно? Но это работает!
Индивидуальность
Фрэнсис Гальтон больше 100 лет назад скомпоновал на одном изображении черты двух десятков женщин и получил коллективный портрет красоты. Современники находили его действительно красивым. Очевидно, неправильности отдельных лиц сглаживались узнаваемым и близким для данной среды общим типажом.
Что предпринять, если вы явно не вписываетесь в типаж? – Ничего.
Барбра Стрейзанд тоже не вписывалась ни в один стандарт. Но одним своим появлением мигом опровергла все теории красоты, всю типологию, все пыльные архетипы и гештальты с унылых библиотечных полок.
Внутренняя личная искорка Стрейзанд расцвечивала её лицо удивительными, прекрасными чертами. Поэтому её воспринимали такой, каковой она была не снаружи, а внутри – необычной и волшебной.
Константин Паустовский, перед которым роковая Марлен Дитрих при всех встала на колени, влюбился вслепую. В его бумагах нашли удивительный документ – письмо к обыкновенной женщине, которую он никогда не видел, его читательнице Лёле Лыжиной.
Паустовский знал её только по нескольким письмам к нему. Но женский образ, складывающийся из искренних слов Лёли, потряс искушенного писателя.
Паустовский получал тысячи конвертов от поклонниц, но лишь Лёле ответил:
"...Есть вещи, о которых очень трудно говорить и писать. Они лежат где-то на границе сознания, в той области, где живет поэзия и где рождаются чудеса (хотя в них принято не верить). Одна из таких вещей – чувство родственности у людей, совершенно не знающих друг друга. Я совсем не знаю Вас, но между тем часто испытываю тревогу за Вас и ловлю себя на том, что Ваша жизнь непонятным образом связалась с тем, что я пишу…"
Потом, после короткой встречи Паустовский почти в отчаянии написал Лёле:
"Я всё люблю – каждый речной фонарь вблизи и вдали, каждое дерево, каждую вещь – всё, на чем хотя бы на мгновение останавливался Ваш взгляд. Я ничего не знаю, кроме того, что сердце разрывается от нежности к Вам и от горечи неизбежной разлуки".
Публичный статус, строгие представления писателя о мужском долге сделали невозможным их дальнейшее сближение. За несколько последних лет они виделись всего пару раз, почти никогда наедине, и Паустовский умер вдалеке от женщины, которую любил, не видя её.
Заключение
Порядочная статья о женской красоте обязательно должна заканчиваться умным выводом.
Мне кажется, умение держать грудь пистолетом, сводить брови арками собора – это действительно важно. Но, помимо внешности, женская красота состоит из десятка непонятных, незаметных для глаз, не поддающихся сухой классификации, но определяющих черточек.
Их набор называют
внутренним миром.
Внешность – лишь часть привлекательности. Её основа внутри человека. Правда, для того чтобы увидеть внутреннюю красоту, нужен особый прибор – сердце. Но зачем что-то доказывать тому, у кого его нет?
…Кардинал Лотарингский писал о совсем еще юной Марии Стюарт её матери:
"Душевное величие, красота и мудрость вашей дочери столь возросли и возрастают с каждым днем…"
Душевное величие, как видите, стоит на первом месте.
Может, это и есть главный рецепт красоты шотландской королевы?..
Люди склонны обожествлять красоту
а так очень интересная статья...спасибо!!!
Мне кажется, во взаимоотношениях всё равно рано или поздно внутренний мир даёт о себе знать." Встречают по одёжке, а провожают по уму" и если подумать, то так оно и есть. Да, у всех разное представление о внутренней и внешней красоте, и, безусловно, сначала мы приглядываемся ко внешности человека...Потом же, даже если, к примеру, девушка, будет красива, хорошо сложена, но без богатого внутреннего мира, а проще говоря, пустышка...мне кажется отношения не будут иметь продолжения. Красота внешняя, важна, но ещё надо не забывать пополнять внутреннюю копилку...