Родители считают своим долгом красиво одеть ребенка, вкусно и полезно накормить, обучить элементарным гигиеническим навыкам и приучить следить за порядком в своей комнате. То есть – привить все то, что было привито им самим в детстве их родителями.
Но лишь немногие включают в воспитание своих чад навыки физической подготовки. А ведь это крайне важная составляющая здоровья и нормального развития ребенка.
Концепция школьных уроков по физической культуре хороша. Но, согласитесь, что в свое время эти занятия не приучили нас заниматься спортом регулярно.
Между тем, почему бы нам не пойти дальше наших родителей в воспитании уже собственных детей и не сделать физическую активность такой же привычной и неотъемлемой частью их жизни, как, скажем, чистка зубов по утрам? Можно, конечно, делегировать эту задачу специалистам и отдать ребенка в спортивную секцию или приобрести для него абонемент в бассейн. Но такие возможности по разным причинам есть далеко не у каждой семьи. Да и для возрастной группы "от 2 до 6 лет" не так много предложений от спортивных секций.
Альтернативой или дополнением факультативным занятиям физической культурой с профессиональным тренером могут стать
самостоятельные занятия фитнесом вместе с ребенком.
Польза от такой двигательной активности будет двойная. Ведь вы не только сделаете малыша крепче и здоровее, но и сами сможете оставаться рядом с ним в хорошей физической форме. Кроме того, фитнес вместе с детьми позволит вам проводить больше времени с малышом, иметь общие интересы с ним, что, безусловно, будет способствовать развитию взаимопонимания и доверия между вами. Также совместные занятия спортом помогут вам отвлечь ребенка от просмотра телепередач и игр за компьютером, что в наше время превратилось просто-таки в настоящую проблему.
Но, довольно доводов в пользу фитнеса с детьми – давайте переходить к его составляющим!
1. Самое простое, чем вы можете привлечь внимание ребенка к занятиям спортом –
собственный пример. В нежном возрасте вы – настоящий авторитет для ребенка, и он интуитивно стремиться копировать вас.
2. Следующее, что важно сделать, это
научить ребенка 2-3 подвижным уличным играм, которыми он может разнообразить прогулку не только с вами, но и со сверстниками. Такие игры должны включать бег, наклоны, прыжки, броски, лазание и другие элементы активного времяпрепровождения. Примерами таких игр может настольный теннис, бадминтон и т.п.
3. Приучайте ребенка к утренней гимнастике. Посвящайте ей 10 минут каждый день и предлагайте ребенку только хорошо знакомые простые упражнения, которые помогут проснуться. Ниже приведены примеры таких упражнений.
Упражнение 1. Разминка шейного отдела позвоночника
Выполняйте вместе ребенком по 6 наклонов головой вправо-влево, вперед-назад и по 6 поворотов головой вправо-влево. А от круговых движений головой из-за их травмоопасности лучше воздержитесь.
Упражнение 2. Разминка плечевого пояса
Для этой цели деткам хорошо подойдет упражнение «ку-ку». Предплечья выведите вперед, расположите их параллельно полу, руки согните в локтях, кисти расположите перпендикулярно полу. Из описанного исходного положения разведите предплечья в стороны: «ку-ку!» Повторите упражнение 6 раз.
Также в качестве разминки плечевого пояса отлично подойдет любимое всеми детьми упражнение «ножницы», которое предполагает скрещивание прямых рук перед собой.
Упражнение 3. Разминка поясничного отдела позвоночника
Для этой цели отлично подойдут наклоны корпуса вправо-влево, которые можно сделать более глубокими, добавив подъем вверх разноименной наклону прямой руки. Повторите упражнение по 6 раз в каждую сторону.
Также подойдут для утренней зарядки обычные приседания.
Обязательно включите в утреннюю зарядку несколько упражнений на растяжку. С этой целью отлично подойдет любимое детьми упражнение «мельница», предполагающее попеременные наклоны то к правой, то к левой ноге. При этом разноименная прямая рука тянется к ноге, а одноименную – отводим назад и вверх. Повторите по 6 раз к каждой ноге.
Повернитесь друг к другу лицом, сделайте глубокий выпад на одну ногу. Поддерживайте баланс, приняв упору на руки, колено и носочек задней ноги. Почувствуйте, как тянется бедро. Повторите упражнение с другой ноги.
В заключение, сядьте на пол, бедра разведите широко в стороны, ноги согните в коленях, стопы сомкните друг с другом. Коленями потянитесь в пол. С этой целью предложите ребенку помочь себе надавливанием на колени руками. Упражнение еще называют «лягушечка».
4. Четвертое, чему обязательно нужно уделять внимание – это
упражнениям на выработку правильной осанки у крохи. Они способствуют его правильному физическому развитию. Ниже приведены примеры таких упражнений.
Упражнение 1
Станьте напротив ребенка, наклонитесь друг к другу навстречу, выпрямив перед собой руки. Держите спину прямо. Зафиксируйте это положение.
Упражнение 2
Также выполняется стоя с ребенком лицом друг к другу. Выполните выпад на одну ногу, обе руки при этом поднимите вверх. Почувствуйте, как тянется спина. Зафиксируйте положение, а затем повторите его с другой ноги.
Упражнение 3
Выполняется лежа на животе. Примите упор на руки, спину прогните назад. Упражнение называется «дуга».
Упражнение 4
Также выполняется лежа на животе. Ладонями необходимо ухватиться за щиколотки ног. Таким образом, опорной остается центральная часть туловища. Упражнение называется «корзиночка». Предложите ребенку немного показаться в таком положении.
Упражнение 5
Как и в 4-м упражнении, опорной остается центральная часть туловища, ноги при этом остаются прямыми, а руками тянемся вперед. Упражнение называется «лодочка».
5. Вы должны помочь ребенку освоить некоторые элементы акробатики. Это поспособствует развитию смелости, ловкости, гибкости и быстроты реакции. Кроме того, большинству детей нравится переживать ощущение необычного положения своего тела. Чтобы ребенок не боялся разучивания акробатических элементов, вы должны быть надежной страховкой для него. Примерами таких упражнений может быть «колесо», «мостик» и т.п.
Покажите ребенку элементы йоги. Например, научите его принимать позу лотоса. А следующим этапом, не меняя положения ног, покажите ребенку, как можно наклониться вперед и принять упор на локти.
6. Мотивируйте ребенка к двигательной активности с помощью различных вспомогательных снарядов: лазание на гимнастической стенке, прыжки через скакалку, кручение обруча, катание на велосипеде, коньках, лыжах, роликах.
Вы можете устроить веселое соревнование на количество тех же прыжков через скакалку или оборотов обруча на талии. А можете предложить ребенку пробежаться по лестнице и сосчитать количество ступеней на ней.
7. И, наконец,
обязательно включайте в совместный фитнес с детьми музыкально-ритмические упражнения. Хотя бы просто танцуйте под любимую ребенком музыку вместе. Это воспитывает у малыша грацию, чувство ритма, умение слушать и понимать характер музыки.
А чтобы благая идея фитнеса вместе с детьми не навредила и не была поглощена ежедневной рутиной, придерживайтесь следующих правил:
• Если это необходимо, перед началом совместных тренировок проконсультируйтесь с врачом по поводу тех или иных физических нагрузок для вашего ребенка с учетом его возрастной категории и состояния здоровья.
• Изначально выберите удобное для своей семьи время, которое вы будете посвящать занятиям спортом совместно с ребенком.
• Обязательно соблюдайте принцип системности таких тренировок, чтобы они стали для ребенка привычкой и дисциплинировали его по жизни.
• Взрослые должны быть взаимозаменяемы: если один из членов семьи занят, пусть фитнесом с ребенком позанимается тот, кто располагает свободным временем.
• Не занимайтесь с детьми спортом сразу после еды, особенно после ужина: двигательная активность после еды вредна, после нее ребенку будет сложнее уснуть.
• Не заставляйте ребенка заниматься физкультурой, ваш совместный фитнес должен быть веселым совместным времяпрепровождением, игрой, а не скучным уроком.
• Отмечайте любой успех малыша во время таких тренировок, хвалите, удивляйтесь его силе и ловкости.
• Только дождь и ветер должны быть причиной переноса тренировки в помещение; в остальных случаях лучше заниматься фитнесом на свежем воздухе – это активизирует дыхание ребенка, увеличивает потреблением им кислорода, дает достаточно пространства для движения и игры.
• Для прогулки больше подойдет парк, чем бетонированная площадка – в виду того, что свод стопы ребенка еще только формируется и требует эластичной поверхности.
Продуктивного и веселого Вам семейного фитнеса!
Модели: Анна и Екатерина Жданенко