Как только наш ребенок произносит свои первые слова, мы приходим в состояние эйфории, нам начинает казаться, что еще неделька-другая и кроха расскажет нам все-все: почему плачет, что конкретно ему достать с верхней полки, что бы он хотел на обед…
Но время идет, а словарный запас малыша остается таким же, каким же был. Если вы попали в такую ситуацию – не отчаивайтесь, достаточно включить в расписания дня несколько простых игр и ребенок будет вас радовать своими разговорными достижениями практически каждый день.
Смею заверить родителей, у которых и так за семейными заботами почти не остается свободного времени, что словесные игры дополнительного времени не требуют, в них можно играть в очереди к кассе, по дороге в садик и на прогулке.
При этом есть лишь одно правило – если заметили, что внимание ребенка начало переключаться на посторонние объекты, то прекращайте игру.
Некоторые из перечисленных ниже игр можно практиковать даже, когда ваше чадо знает всего несколько слов, при этом вы сами описываете какие-то характеристики, а ребенок либо просто наблюдает, либо пытается повторять.
Итак, приступим:
Подбор предметов по признакам
Названия признаков предметов можно легко закрепить с помощью следующей игры.
Спросите у малыша: «Что зеленого цвета?» - «Листочек, ботиночки, кубик», «Что бывает холодным? Что имеет круглую форму?» или «Что бывает высоким?» - «Дерево, дом, столб, лестница...» - «А что выше - дом или человек?».
Отмечу, что при сравнении предметов ребенку легче понимать противоположные признаки.
Поводырь
Родитель во время прогулки закрывает глаза, а малыш описывает все, что окружает их.
Описание предмета
Выбираем любой предмет, а ребенок должен самостоятельно описать его во всех деталях. Если ребенок затрудняется сделать это, то можно начать с вопросов, которые ему помогут: «Какого он цвета?», «Он большой или маленький?», «Пощупай его – он гладкий или шершавый?» и другие.
Детали
А теперь предложите крохе назвать детали целого: «Вот дерево, Что у него есть?» - «Ветки, листья, ствол, корни». Так можно обсудить машину, игрушечного зверька или куклу (ноги, руки или 4 лапки, волосы или шерсть и хвост, ушки, носик, рот, голова и т.д.).
Антонимы
Расскажите ребенку, что антонимы – это противоположные по значению слова и приведите несколько примеров. После этого назовите какое-то слово и предложите ребенку подобрать слово-антипод: большой – маленький, высокий – низкий, сладкий – горький, лето – зима, тепло – холодно, небо – земля.
Синонимы
Теперь объясните, что синонимы – это похожие по смыслу слова, после чего предложите подобрать их к названному вами слову. Кружка – чашка, машина – автомобиль, цветок – растение, телефон – мобильник.
Соревнуемся в описании
Возьмите предмет и по очереди называйте его характеристики – выигрывает тот, за кем осталось последнее слово.
Составим сказку
Родитель рассказывает сказку, но в какой-то момент останавливается, а ребенку нужно дополнить рассказ – сначала слово, а потом можно и целые предложения.
Дополняем
Родитель называет характеристику, а ребенок дополняет существительным. Например, «Белый» - «сахар, снег, конь», «Черная» - «машина, кошка, собака». Позже можно и усложнить задачу, называя сразу два прилагательных. «Серый и высокий» - «дом, столб». «Желтый и быстрый» - «автобус, автомобиль». «Круглый и красный» - «мяч, нос у клоуна».
Писатель
Предложите ребенку самому составить рассказ. Назовите несколько слов, которые обязательно должны быть в его рассказе. Если малыш не может придумать рассказ, то начните с придумывания предложения с одним или двумя заданными словами. Сначала давайте слова из одной группы (автобус и машина, кукла и мишка, кукла и собака), а затем усложняйте, давая далекие по смыслу слова (магазин и машина, брюки и мяч, стол и кукла).
Исправь
Если ребенок уже уверенно разговаривает, то можно значительно улучшить его речь и словарный запас следующей игрой. Предложите крохе выступить в роли учителя – найти и исправить допущенную вами стилистическую ошибку. Примеры неверных предложений: «Мама посолила суп солью. Папа налил жидкую воду».
Ассоциации
Разглядывайте все вокруг и придумывайте, на что похожи те или иные предметы – на что похоже облако? Что тебе напоминает эта горка? Вечером можно взять листок бумаги и смять его в комок. Теперь выключаем свет и светим фонарем на комок на столе (можно потихоньку его прокручивать), пытаясь придумать, на что похожа его тень от комка на стене.
Отправимся в путешествие
Наверняка вы каждый день совершаете с ребенком прогулки по одному и тому же маршруту – ходите в магазин, отводите и приводите кроху в детский сад. При этом обычную прогулку можно превратить в увлекательное путешествие. Представьте, что вы отправляетесь в тур, например, по Африке. Вот вы летите на самолете (пока едите в лифте). А теперь сели во внедорожник и путешествуете по саванне – кого вы встречаете по пути, что нужно с собой взять, от кого вы убегали или кого догоняли? Что почувствовали, когда увидели диковинных зверей или необычные предметы?
Пальчиковый театр
Если вам предстоит долгая поездка в транспорте, где нельзя шуметь и ходить, то отвлеките ребенка пальчиковым театром. Если у вас нет специальных кукол – не беда, нарисуйте прямо на пальчиках ребенка забавные рожицы (но при этом следите, чтобы он не тянул руки в рот). Намного лучше, если каждый из персонажей будет обладать свой внешностью (дорисуйте кучерявые или прямые волосы, большие или маленькие глаза и рот) и эмоциями (хмурая, веселая рожица). После этого предложите дать им имена и разыграть какие-то сценки – подружить всех между собой или расспросить, кто и как отдохнул во время каникул.
Подобные игры помогут не только расширить словарный запас ребенка, но и дадут ему почувствовать вашу заботу, разовьют фантазию и научать концентрировать внимание.
Пока нет комментариев.