На втором году жизни у малыша активно начинает развиваться мелкая моторика пальчиков. К тому же в этом возрасте ребенок так и стремится все сделать самостоятельно, ведь до этого он столько месяцев не мог обходиться без помощи родителей и лишь недавно у него началось что-то получаться. Многие мамы и папы в этот период замечают, как маленький человечек настойчиво тянет ручку к ложке во время кормления за столом, а как только вожделенный столовый прибор оказывается у крохи в руке, то он, подражая родителям, пытается зачерпнуть немного пюре или кашки и съесть.
При первых попытках у ребенка вряд ли получится съесть хоть немного самому, скорее всего он «накормит» свои щечки, лоб или просто размажет еду по столу. Это совсем не страшно и, естественно, ни в коем случае нельзя ругать за это кроху, который так старался сделать что-то сам.
На данном этапе намного важнее его стремление к самостоятельности. Конечно, нам проще самим быстренько покормить маленького человечка – плюсом такой тактики является чистота, однако необходимо непременно периодически позволять малышу самому себя попытаться накормить.
В 14-16 месяцев обязательно готовьте ложку и для малыша, пусть сам зачерпывает еду, а вы помогайте ему донести ее до ротика. Сразу надо приучать к правильному держанию столового прибора – в правой ручке, посередине, обхватывая всеми пальцами сверху.
В это же время не забывайте приучать кроху к правилам поведения за столом – запрещайте пить из тарелки, катать шарики из хлеба, крошить его и другими способами играть с едой, запрещайте интенсивно болтать ногами под столом.
К тому же ребенок должен четко понимать, что не допустимо выходить из-за стола с полным ртом еды или хлебом в руках. После окончания трапезы научите малыша благодарить взрослого и пододвигать за собой стульчик.
Есть несколько методов, как помочь ребенку освоить процесс еды:
- Как только ваш малыш познакомится с яблочным пюре, предложите ему небольшой кусочек фрукта. Возможно, он не сможет самостоятельно откусить, но ему интересно будет подержать в руках что-то съедобное, что к тому же обладает и интересным вкусом. Также можно давать кушать другие фрукты (на которые у него нет аллергии) или специальное детское печенье. Однако ни в коем случае не кормите кроху в кровати или игровой зоне – приучайте его кушать за столом на своем месте.
- Первые прикормы очень важны, так как ваше чадо не только ощущает новый вкус, но и учиться по-другому принимать пищу. Раньше молоко попадало глубоко на язык, при этом ребенок находился в положении полулежа, а теперь ему необходимо сидя перемещать полужидкую еду извне вглубь, поэтому проявите максимум терпения. Для первого прикорма выберите время после сна и дайте попробовать несколько ложек в спокойной обстановке. От того, как он воспримет первые кормления, зависит его восприятие еды в будущем.
- Не пытайтесь «впихнуть» в ребенка побольше еды, если он регулярно отказывается от конкретного блюда, отложите на время приготовление этой еды и кормите чем-то другим. Ведь у вас тоже есть свои пристрастия. Не настаивайте и не кричите за столом на малыша.
- Можно заинтересовать ребенка процессом приема пищи яркой тарелкой с изображением его любимого мультяшного героя, красивой чашки-непроливайки, вилки и ложки с рисунком или интересным изгибом (только обратите внимание, чтоб такой прибор было удобно держать в детской ручке).
- Старайтесь, как можно раньше приучать ребенка пить из поилки. Приобретите удобную для малыша модель (не тяжелую, с двумя ручками и небольшими отверстиями).
- Когда даете пюре или кашку, ложку держите горизонтально. Ручка столового прибора не должна быть под углом. Ребенок для того, чтобы взять пищу, будет плотно сжимать губки. Такие тренировки с ложкой в дальнейшем ему пригодятся при попытках начать кушать без помощи взрослых. Также подобные упражнения отлично развивают губы и благотворно скажутся на произношении и развитии речи.
- На начальных этапах раскладывай еду в две тарелочки – из одной миски малыш будет сам кушать, а из другой пусть кормит взрослый. Старайтесь помогать ему, если у ребенка возникли проблемы: не может набрать сам в ложку? – аккуратно возьми в свою руку его и набери вместе с ним. Уже через несколько дней малыш наверняка научится делать это самостоятельно.
- Аккуратность. Старайтесь привить желание быть аккуратным с детства. Перед каждым приемом пищи надевайте на него фартучек с кармашком (или слюнявчик), вытирайте рот после еды или если сильно запачкались салфеткой. Но при этом не ругайте за испачканную одежду или стол.
- Обязательно хвалите его на каждом этапе и за каждое умение. Если заметили, что кроха в какой-то момент начинает расстраиваться или сердиться из-за неудачи, напомни ему, как еще неделю (месяц) назад он не умел и этого.
- Совместный прием пищи. Каждый ребенок хочет поскорее стать взрослым. Наверняка, вы не раз наблюдали, как ваше чадо пытается копировать маму или папу, под час это бывает очень весело. Используйте данный стимул! Старайтесь иногда устраивать семейные обеды, завтраки или ужины. Благодаря такой привычке ребенок не только быстрее научится самостоятельно и аккуратно кушать, но и ощутит радость от совместного времяпровождения, когда он занят тем же, что и вы. В дальнейшем это может стать отличной традицией, которая сплотит вас.
- Не принуждайте! Ни в коем случае не заставляйте ребенка кушать все самостоятельно после первых «побед». То, что вам кажется легким, для ребенка может быть тяжелым трудом. Поэтому не возмущайтесь, если вам придется докармливать кроху, также предлагайте покормить его, если он болен.
- Интерес ребенка к еде можно повысить его участием в процессе приготовления или сервировке стола. Смело доверяйте раскладывание салфеток и ложек маленькому помощнику. Периодически назначайте его дежурным (как в садике). Ребенку постарше можно доверить вытирание стола после еды или расстановку тарелок.
Будьте терпеливыми к своему ребенку и у него все получится!