Все родители хотят поскорее познакомить своего малыша с окружающим миром. Демонстрируют ему уже с рождения предметы различной формы и размера. А вот когда лучше начинать учить с ребенком цвета? Некоторые полагаются на принцип «чем раньше, тем лучше», однако не стоит слишком спешить.
В младенчестве малыш не способен сопоставлять и распознавать цвета, а может только запомнить их названия. Подрастая ваше чадо будет постепенно учить разные оттенки, к тому же в первые месяцы жизни человеческих глаз способен увидеть лишь несколько цветов.
Например, в 2 – 3 месяца кроха реагируют только на желтый, а чуть позже на оранжевый. Еще через какое-то время он начнет видеть красный, а через месяц-другой синий и зеленый. По мере того, как ребенок растет, он начинает замечать, что определенные предметы окрашены в одни и те же тона, в то время, как другие меняются с течением времени.
Специалисты составили несколько простых советов для родителей, которые хотят помочь ребенку скорее изучить цвета:
- При изучении цветов сначала обратите внимание малыша на 4 основных цветах - желтый, синий, красный и зеленый. Не приступайте к изучению других цветов, пока не усвоите эти 4. Лишь после того, как он не будет их путать, вводите другие цвета, но только по одному за раз.
- Не добавляйте в список изучаемого два похожих цвета один за одним (розовый и красный или зеленый и салатный), между ними должны быть кардинально отличающиеся оттенки (например, красный, потом серый, потом розовый).
- Каждый цвет произносите четко и не изменяя слова – трава зеленая, но не зелененькая, футболка красная и синяя, а не красно-синяя, платье желтое, а не желтоватое.
- Используйте чаще аналогии: красное платье, цветок, помидор, оранжевые абрикосы и апельсины. Причем примеры постоянно меняйте, чтобы у ребенка цвет не ассоциировался лишь с одним конкретным предметом. Старайтесь в разговоре с крохой постоянно упоминать названия цветов – надевает красный платок, садимся в фиолетовую коляску, даю тебе зеленый листок и т.п.
- Чаще рисуйте, но при первых знакомствах малыша с этим видом искусства сразу предложите несколько цветов на выбор. Если на первых порах он будет использовать только черный, который наилучшим образом контрастирует с белым листом, то в последствии ему будет трудно использовать более тусклые оттенки.
- Не путайте ребенка! Не стоит говорить ему на голубой, что это синий, даже, если голубой цвет вы пока не учили.
- Со временем можно добавить приставку «темный» или «светлый» к называемым цветам. Сначала приложите друг к другу несколько кусочков ткани или цветной бумаги, чтобы ребенок наглядно понял, что значит темнее или светлее.
Какие игрушки помогут в изучении цветов?
- Пирамидка. Старайтесь выбрать детскую пирамидку с деталями основных цветов. Эта игрушка не только поможет скорее распознавать и комбинировать цвета, но и даст возможность изучить разный размер предметов одинаковой формы.
- Надувные шарики. Все дети любят ими играть, но при этом покупайте лишь качественные и плотные шарики, которые не лопнут, напугав ребенка, во время игры.
- Мелки для улицы и карандаши для дома дадут возможность малышу понять, что при накладывании одного цвета на другой может получиться третий.
- Мозаика – хороша для наглядного комбинирования цветов.
Игры для обучения
Обучение детей в игровой форме проходит увлекательней и легче. Чтобы ребенок быстрее научился группировать предметы по цвету и называть цвета, вовлекайте его в разнообразные игры.
Дни недели
Это игра подойдет как для тех, кто только учится распознавать цвета, так и для тех, кто уже знает их, но иногда путается. Посвятите один цвет – одному дню недели. С самого утра расскажите о нем и сообщите, что бывает этого оттенка. Постарайтесь приготовить на завтрак что-то такого цвета (или можно угостить конфетой или печеньем из упаковки такого цвета). На прогулку оденьте ребенка в одежду этого цвета и заведите листочек, в который будете ставить галочку (можно рисовать звездочку или солнышко, чтобы больше заинтересовать ребенка) каждый раз, когда малыш сам на него укажет дома или на прогулке.
Фломастеры
После очередного рисования предложи ребенку самостоятельно и правильно закрыть все фломастеры колпачками. Проси вслух называть цвет каждого закрываемого фломастера или называй на первых порах его сама. Пусть сначала это будут только 6 цветов, позже можно дать 12.
Надувные шарики
Сначала берем несколько шариков красного цвета и надуваем их – пару дней играемся только ими. Каждый раз просите ребенка поднять или принести шарик красного цвета. Так как все они красные, то ребенок точно не ошибется.
Через два-три дня добавляем к красным шарам один зеленый. Проследите за реакцией малыша, попросите принести зеленый шар. После этого расскажите, что бывает такого же цвета. Постепенно добавляйте зеленые шары и убирайте красные, пока их не станет одинаковое количество, когда кроха перестанет путать эти два цвета, добавьте еще один – желтый, например.
Сортируем
Вам понадобится что-то похожее по размеру и форме, но разное по цветам – например, пуговицы (избегайте полутонов), маленькие детали мозаики, или квадратики из цветного картона (лучше взять двухсторонний). Перемешиваем все и складываем горку, после этого просим ребенка отсортировать по цветам в разные мисочки (лучше взять тоже цветную посуду). Таким способом можно не только быстрее выучить цвета, но и развить мелкую моторику ребенка.
Раскраски
Перед раскрашиванием очередной страницы объясните ребенку, что солнце нужно раскрасить желтым, траву зеленым, клубнику розовым или красным, после этого следите, чтобы он брал карандаши оговоренного цвета.
Учить цвета очень легко, если подключить фантазию и уделять этому внимание. Удачи!