Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка прилежным учеником и отличником в школе, поэтому задолго до первого класса они начинают обучать его письму, чтению, иностранным языкам самостоятельно или прибегая к помощи квалифицированных педагогов. Нередко на лавочке возле детской площадки можно услышать, как молодые мамы сравнивают, что уже умеет их пяти- или шестилетка, а что нет.
Однако некоторые взрослые забывают, что не менее важно для успешного обучения школьника заранее сформировать свою позицию в коллективе. Кем он будет? Лидером, ведомым, ведущим, наблюдателем, станет ли дружить со всеми, или выберет лишь одного-двух друзей?
Также немаловажно пробудить активное развитие у будущего школьника трех основных психических процесса: память, мышление, внимание. При этом важно понять - может ли ребенок с легкостью переключать внимание, распределять его и концентрировать определенное время? А достаточно ли «работает» зрительная, слуховая память?
«Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…», - выдающийся отечественный психолог Леонид Абрамович Венгер.
Проведенные в детских дошкольных учреждениях в выпускных группах опросы показали, что многие детсадовцы, за редким исключением, хотят пойти в школу и не желают оставаться в детском саду и дальше. Это желание дети обосновывают по-разному. Кому-то хочется обновок – школьной формы, в которой они будут похожи на взрослых, кто-то хочет иметь красивый пенал и рюкзак, много и тех, кто желает научиться чему-то новому.
Однако нередко сформированное положительное отношение к школьному процессу пропадает уже в первые месяцы и родители все чаще слышат от первоклашки вопрос, когда «школа закончится». Почему же так происходит? Первые месяцы в школе являются огромным стрессом для любого ребенка: новые лица, незнакомая обстановка, определенные правила, которые необходимо соблюдать. Труднее всего дошкольникам, которым описывали учебу, как нечто исключительно развлекательное и веселое. Поэтому очень важно подготовить малыша к началу нового этапа в его жизни.
Что включает психологическая готовность к школе?
Детские психологи выделили три направления, которые следует развивать при подготовке дошкольника личностное, интеллектуальное и социальное.
Личностная готовность
На рубеже школьного возраста многие малыши переживают «кризис 7 лет». Бывают периоды, когда они не желают принимать помощь взрослых, хотя и сами неспособны справиться с задачей. Это происходит из-за желания ощущать себя взрослее и самостоятельнее, поэтому к этому возрасту начало посещения школы будет как нельзя кстати - ребенку легче принять ответственность за свои поступки, осознать необходимость тренировки письма и чтения, изучения чего-то нового.
При посещении учебного заведения очень важна «внутренняя позиция школьника». Поэтому за несколько месяцев до первого звонка постарайтесь сформировать у своего чада мотивацию к обучению. Расскажите, что основная задача обучающихся в школе – это получение новых знаний, которые очень важны. Конечно, расскажите и о том, что он сможет познакомиться и завести дружбу с новыми одногодками, что будут очень интересные уроки, на которых они всем классом будут петь или бегать и прыгать. Однако не рассказывайте о том, что будет легко, даже если вам кажется, что программа первого класса абсолютно несложная.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная составляющая психического развития включает в себя мышление, память, восприятие и воображение. Наш образовательный процесс существенно опирается на скорость – тот, кто может решить правильно лишь часть заданий, но в меньший срок, считается лучше того, кто все задания может решить правильно, но для этого ему необходимо намного больше времени.
Поэтому тренируйте ребенка (особенно, если ваше чадо медлительное по натуре). Можно сделать это с помощью игры-викторины. Например, в течение 30 секунд или минуты задавайте вопросы, на которые дошкольник точно знает ответ – какого цвета трава, сколько будет два плюс два, где живут рыбы, чем мы дышим.
На первых порах помогайте ему складывать рюкзак, однако постепенно сделайте это его индивидуальной обязанностью. К этому можно приучить также заранее – пусть сам соберет свой рюкзак в поход в парк или зоопарк (или хотя бы расскажет, что в него необходимо класть).
Социальная готовность
Адаптироваться в школе намного проще ребенку, который посещал детский сад, так как он уже находился в коллективе, где действовал свой распорядок и свои правила, но это не значит, что даже такому ребенку будет легко в новом коллективе. Проследите, чтобы к началу обучения в школе, он уже умел налаживать отношения и общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, самостоятельно решать конфликтные ситуации, быть толерантным к тем, что не похож на него в чем-либо.
К 6-7 годам непроизвольные реакции и детская непосредственность уходят на второй план и ребенок способен контролировать себя и проявление своих эмоций. Родителям заранее стоит рассказать своему чаду о нормах поведения на уроке и на переменах, о том, что учителя нужно слушать, разговаривать с соседом по парте можно только во время отдыха. Если школьник не имеет представления о дисциплине, то это свидетельствует о его психологической неподготовленности или незрелости.
Также расскажите будущему ученику, что он станет частью одной команды и выкрикивать и привлекать к себе внимание не очень красиво, так же как и высмеивать неправильные ответы и ошибки своих одноклассников. Но при этом он не должен и себя давать в обиду, чаще повторяйте, что для вас он самый красивый и умный.
Проблемы во время посещения уроков могут быть и у ребенка с заниженной самооценкой – он боится сделать что-то неправильно, проявить инициативу, потерпеть неудачу. Нередко именно в семье кроются причины неуверенности в себе малыша. Поэтому не забывайте уделять внимание ребенку и проводить время вместе.