Адаптация к школе первоклассников: как узнать, что твоему ребенку комфортно в школе, и что делать, если это не так

Адаптация к школе первоклассников: как узнать, что твоему ребенку комфортно в школе, и что делать, если это не так Подготовка к первому классу занимает у родителей многие месяцы – мы приучаем ребенка следовать расписанию, знакомим его с первой учительницей, водим на различные занятия или учим читать и писать дома, приобретаем форму и канцелярские принадлежности. После всех затраченных усилий нам хочется наконец-то отдохнуть, однако, как уверяют психологи, первые месяцы в школе – очень важны, именно они заложат основу для дальнейшего обучения ребенка и его успеваемости на ближайшие годы.



Проблема усугубляется еще и тем, что нередко поход в первый класс сопровождается кризисом 7 лет. Когда все вместе наваливается на ребенка, он начинает срываться на близких людях, и родителях в первую очередь. На данном этапе очень важно распознать суть проблемы и помочь малышу привыкнуть к новому ритму жизни.

Темп обучения в первом классе нарастает с каждой неделей и уже в конце сентября – начале октября можно понять, справляется ли ребенок с нагрузкой. В этот же период завершается социальная адаптация в классе и становится понятно, появились ли новые друзья у вашего ребенка или он так и не нашел того, с кем интересно общаться.

Адаптация в новой среде зависит от нескольких факторов:
- личностных особенностей ученика (умеет ли он общаться со сверстниками и взрослыми, умеет ли вести себя в большом коллективе, посещал ли детский сад);
- степени готовности к школе (имеется ввиду не только интеллектуальный уровень (хотя и он немаловажен), но и психологическая и физическая подготовка);


Очень часто дети не говорят о своих проблемах родителям открыто, однако специалисты дают несколько советов, которые помогут распознать возникшие у первоклассника трудности и помочь справиться с ними.

Главным признаком успешной адаптации ребенка к школе является его настроение. Если он весел и спокоен, особенно в компании одноклассников, если у него уже появились друзья, то это хороший признак. Присмотритесь, как он общается с учителями, хочет ли он идти в школу и охотно ли рассказывает о том, что происходит во время учебы, есть ли желание с утра собираться и идти в школу.

Однако и вне стен школы малыш должен вести себя как обычно – нередко его страхи или переживания могут вылиться в бессонницу или тревожный сон, появление новых, на первый взгляд, никак не связанных с учебой фобий (боязнь темноты, резких звуков).

Уже к концу первого-второго месяца обучения ребенок должен начинать самостоятельно делать уроки (однако вы их, естественно, можете проверять).



Психологи советуют в первые месяцы посещения школы тщательно прислушиваться к жалобам ребенка, однако не стоит все их поощрять. Если вашему чаду кажется, что ему слишком много задают уроков, объясните, для чего он учится в школе. Если он рассказывает, что не может ни с кем подружиться, то расспросите, действительно у него нет друзей в коллективе или ему не удается сблизиться с кем-то конкретным, дайте советы, как это сделать. Не стоит ребенку говорить о незначительности мнения его одноклассников или настаивать, чтобы он обязательно во всем отличался от них (не спешите прививать чувство оригинальности), так как именно в этом возрасте формируется осознанная социальная адаптация. Семилетке очень важно быть принятым такими же, как он.



Специалисты также разработали ряд других методов, благодаря которым родители помогут малышу адаптироваться в классе:
- всегда разбирайтесь в причине слез, относитесь с пониманием и заинтересованностью к проблемам ребенка, даже если вам они кажутся незначительными;
- первые несколько недель (а для некоторых детей и несколько месяцев) не стоит нагружать малыша новыми кружками, оставьте лишь те дополнительные занятия, которые ребенок посещает уже давно;
- после того, как ваше чадо только-только получило новый социальный статус (стал школьником) и пытается его освоить и понять, не пытайтесь дополнительно нагрузить его другими статусами или дополнительными обязанностями («ты уже стал большим», «теперь ты должен быть самостоятельным»);
- никогда не критикуйте своего ребенка при посторонних людях. Все негативные моменты следует обсуждать исключительно тет-а-тет. Не ругайте за некрасивый почерк или большое количество ошибок, намного лучше предложить еще потренироваться, чтобы почерк стал красивым или периодически заниматься вместе. Даже, если вам кажется, что ребенок вполне самостоятельный, в начальной школе он как никогда нуждается в вашей помощи и мягком контроле (некоторые дети в большей степени, другие – в меньшей).
- чаще поощряйте. Намного эффективнее хвалить ребенка за успехи, чем ругать за промахи. Но при этом не забывайте отмечать успехи вашего чада не только в школьной сфере, но и за ее пределами, в противном случае вы намеренно сужаете кругозор ребенка лишь до учебы;
- откажитесь от сравнения. Детские психологи постоянно делают акцент на этом пункте, так как сравнение с другими детьми нарушает сразу несколько пунктов мотивации – унижает его, бьет по самомнению, разрывает связь родителя с ребенком, построенную на любви и взаимопонимании, прививает злобу к лучшим.

И главное, помните, что проблема ребенка для него может оказаться намного более масштабной и разрушающей, чем ваш конфликт с кем-то, так как малыш порой просто не видит выхода из сложившейся ситуации и полагает, что случившееся навсегда оставит след на его репутации, поэтому вы должны уметь разговаривать с ребенком и оставаться его союзником при любых обстоятельствах!
Рейтинг:  +11
Варвара Кошкина
12 октября 2015 года 8 2762 1
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Адаптация к школе первоклассников: как узнать, что твоему ребенку комфортно в школе, и что делать, если это не так
  Подготовка к первому классу занимает у родителей многие месяцы – мы приучаем ребенка следовать расписанию, знакомим его с первой учительницей, водим на различные занятия или учим читать и писать дома, приобретаем форму и канцелярские принадлежности... Читать полностью
 

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

0
Хотите завести личный дневник питания и расхода калорий?
Вести график своего веса, пользоваться другими полезными сервисами?

Статьи на эту тему:
Как правильно общаться с ребенком занятым родителям
Почему мы «заедаем» стресс?
Осень. Школа. ОРВИ?
10 причин переедания
"Вырастешь - узнаешь"


Комментарии:

13 ноября 2016 года
0
Мы столкнулись с проблемой. У нас очень строгая учительница. Которая с первых дней 1 класса ругала за плохое чтение, плохое написание букв в ее понимании. Дочка стала считать себя двоечницей. Хотя это было совсем не так. У учителя сплошная методика наказания. Не услышал тему урока - будешь стоять весь урок, потерял карточки - стоишь. Плохо написал букву - не пойдешь на прогулку. Дочка стала себя считать двоечницей и это после 2 месяцев обучения.Учительница довольно жесткая и ее уже не переделать. Переживаю за самооценку ребенка.

Что с этим делать?


Оставить свой комментарий
B i "