Живущие в сети

Живущие в сети Вы давно привыкли к тому, что Ваше чадо никуда не выходит без телефона, плеера и электронной игрушки. Вы смирились со счетами за Интернет и мобильную связь, но не можете смириться с тем, что электронные новинки отнимают у Вас ребенка. Вы отчаянно просите отпрыска пойти погулять, подкладываете мальчику футбольный мяч, а девочке – ролики, но все бесполезно. Молодому уму неинтересно все, что не имеет кнопок и ЖК-дисплея.

Многих родителей всерьез волнует проблема сидячего образа жизни детей, и они склонны винить во всем научно-техническую революцию. Поехать в выходной на дачу или в лес для ребенка – страшный сон, в будни он не высыпается, просиживая за играми или общением в Интернете до 4 утра: вот мы уже и начинаем жалеть, что купили ему эту приставку или компьютер. Это не совсем правильно. Формирование привычек и вкусов у ребенка начинается не тогда, когда Вам потребуется начать регулярно вывозить его на дачу, а с самого раннего возраста. Будучи подростком, он вряд ли вдруг откроет какие-то заманчивые блага в этом странном месте под названием «дача». Привычки и вкус к подвижной жизни нужно прививать с малых лет, тем более, что школьная пора (в особенности, для детей, посещающих кроме школы, научные и творческие секции) – это 10 лет сидения. Так что, если Ваше 13-летнее дитя со скандалом отказывается ехать на дачу, потому что там скучно – не спешите обвинять в этом его i-поды и фоточки Вконтакте.



Не забывайте также, о том, что более молодое поколение всегда быстрее схватывает смысл и пользу технических новинок. Любой из нас в сравнении с собственными родителями более «продвинут». Поэтому не усердствуйте в запретах – нашим детям предстоит жить в высокотехнологичном мире. Пусть привыкают – они еще нас с Вами научат. Интернет в жизни детей и молодежи играет сейчас гораздо большую роль, нежели в нашей. Все виды общения и взаимодействия с миром не изменились со времен их бабушек и дедушек, изменилась лишь форма. Дети дружат, ссорятся, сплетничают, черпают информацию, влюбляются, формируют вкусы и мировоззрение – просто все это происходит в сети. Запрещать это, как и любой другой вид реального общения – неправильно, если Вы друг своему ребенку. И, хотя многие взрослые стойко уверены в том, что Интернет – это зло, уводящее детей от жизни и живого общения, для детей, имеющих проблемы с коммуникацией и восприятием окружающего мира (аутистов, к примеру), контакт с миром через сеть часто становится спасением. Самый известный пример – Карли Флейшман, девочка, с трех лет живущая с диагнозом аутизм. Будучи не в силах выражать свои чувства и мысли в реальности, Карли активно осваивала компьютер. Первая связная и понятная родителям мысль была выражена ею по электронной почте: Карли сообщила родителям, что у нее очень сильно болит зуб. Родители счастливы, а Карли, которой сейчас 15 лет, в прошлом году получила первую в жизни пятерку за сочинение. Сейчас она ведет собственный сайт, на котором общается и помогает людям с подобными проблемами.

Конечно, если ребенок не аутист – это вовсе не значит, что Интернет для него вреден. Контактирование, пусть и удаленное, с другими людьми, незнакомыми, говорящими на разных во всех смыслах языках, полезно в плане формирования у подростка представления о мире и расширения кругозора. Общение в сети – это не напасть, это новая реальность, в которой обитают «цифровые мигранты» и «цифровые аборигены». Иммигранты – это взрослые, познакомившиеся и приспособившиеся к виртуальному миру относительно недавно. Дети же – это аборигены, которые родились и живут в непрерывном потоке информации. Можно сказать, что даже их мышление работает иначе. Поэтому не ждите от них интереса к играм, книгам и фильмам Вашей юности. Зато, если мы с разной степенью активности пользуемся виртуальной реальностью, то наши дети в ней живут. И страничка в социальной сети – не просто дневник, это что-то сродни паспорту или досье.

Однако, существует и другая сторона этой новой реальности: опытные пользователи сети не зря называют Интернет большой помойкой. Неизвестно, что найдет в ней, копаясь, Ваше чадо. Поэтому при всех описанных выше факторах, проживание в сети нельзя назвать абсолютно безопасным. Для начала припомните, в каком возрасте Вы оставили отпрыска наедине с монитором? До трех лет не то, что за компьютер – даже просмотр телевизора рекомендован не больше, чем 2 часа в день и в присутствии родителей. В дошкольном возрасте ребенок будет очень активно интересоваться компьютером, кто-то из «добрых» родственников подарит ему диски с играми или приставку, вот тут стоит уже вмешиваться. Видео-игры очень увлекают, будет трудно дозировать нагрузку на мозг и глаза, поэтому старайтесь договариваться с ребенком. Запрещать бесполезно – он будет играть тайком, когда Вы не видите, например, по ночам. Это очень вредно. Пообещайте ребенку лишние минуты игры за помощь по дому или какую-то физическую активность, зарядку или занятия в бассейне, секции, велопрогулку. Научившись контролировать время, проведенное у компьютера, ребенок может считаться готовым к Интернету.



Знакомить ребенка со всемирной сетью стоит вместе с подготовкой к школе. Многие учебные заведения практикуют электронные семинары, онлайн-дневники и взаимодействие с родителями через сеть. С поступлением в первый класс можно разрешить завести страничку в популярной социальной сети, чтобы общаться с одноклассниками на равных. Важный момент: если Вы сами покажете ребенку, как создать страничку, как добавить фотографии, как составить рассказ о себе, и первым добавите его «во френды» , это поспособствует укреплению Вашего пользовательского авторитета у ребенка и он не будет стесняться рассказывать Вам о том, как проходит его виртуальная жизнь, а это очень важно. Это убережет нас в будущем от многих сюрпризов, о которых далее. Однако, не рекомендуйте и не подсказывайте ребенку пароль – пусть его страничка будет его личным пространством.

Старайтесь не контролировать (по крайней мере, демонстративно), на каких сайтах сидит Ваш ребенок. Конечно, Вы всегда можете посмотреть, какие адреса и какие поисковые запросы он набирал, но не расспрашивайте его о чем-то, что мельком увидели из-за его плеча. Помните, что дети могут очень смущаться и стесняться самых простых вещей, кажущихся нам милыми и трогательными. Мальчик может увлечься аниме (что считается женским хобби), а девочка – писать стихи, к примеру. Поэтому не заглядывайте в монитор поверх его плеча, а беспокоящие Вас сайты, такие, как порно, экстремистские, полные вирусов сайты гадалок и интернет-казино, сектантов и просто не нравящиеся Вам, - заблокируйте.

Другая опасность, подстерегающая беспечных родителей – это Интернет-зависимость ребенка. Даже, если в детстве он свыкся с мыслью, что крушить монстров можно всего два часа в день, общение с живыми людьми может увлечь его гораздо сильнее. Он не просто не может без компьютера – он не может без виртуального общения. Даже, когда ему никто не пишет, он бесцельно бродит по профилям незнакомых людей, оставляет свои комментарии и оценки в надежде на общение, переставляет свои фото в альбоме, удаляет и добавляет записи, заводит все новые дневники в новых соцсетях, добавляет в друзья тысячами. Он специально ввергается в личное пространство других людей, часто даже хамит и троллит, лишь бы общение не прекращалось. От компьютера его не оторвать, оказавшись офлайн, он дергается и думает только о том, что происходит в его виртуальном мире. Ему проще написать письмо или сообщение в ICQ, чем спросить что-то вербально. Это зависимость.

Признаки Интернет-зависимости следующие:

- чрезмерное увлечение Интернет-ресурсами, особенно вновь открывающимися

- зацикленность на Интернете, попытки сесть за компьютер в любом месте, где он есть

- предпочтение Интернета любым другим развлечениям

- невозможность контролировать время, проведенное в сети

- готовность пожертвовать потребностями (еда, сон, прогулка) и обязательствами (посещение школы, ВУЗа, помощь по дому) ради общения в сети

- он стесняется своей зависимости и врет о том, сколько времени просидел у компьютера

- склонность завышать значимость мнений своих Интернет-друзей

- неспособность завести дружбу и знакомство в реальности при активной онлайн-жизни и большом количестве виртуальных друзей

- неспособность отличить виртуальный мир от реального (сильно расстраивается, поссорившись в сети, примеряет на себя описанные в Интернете случаи, выбирает себе авторитеты из числа популярных пользователей)

- не выключает компьютер, подходит к нему каждые 5 минут, ест и перекусывает за компьютером, засыпает у компьютера, никуда не ходит без компьютера

- неспособность занять себя в отсутствии возможности пообщаться в сети

Заметив у ребенка больше, чем 3 из этих признаков, срочно связывайтесь с психологом или начинайте читать литературу.



А, чтобы до этих признаков не дошло, попробуйте следовать нескольким правилам родителя «продвинутого юзера»:

1. Признайте право своего отпрыска на общение с кем-то, кого Вы не знаете. Даже если Вы в целях контроля и успокоения зарегистрируетесь на всех ресурсах, где зависает Ваш ребенок, Вы не сможете читать скрытые и личные сообщения. Однако, зарегистрироваться на этих ресурсах не запрещается: чтобы Ваше чадо не теряло ощущения с реальностью, стоит иногда появляться на его страничке, иногда писать комментарии (по делу, например, напомните ему о том, что пора делать уроки), чтобы он ощущал Ваше присутствие. Однако, не переборщите.

2. Выразите понимание и уважение склонностям ребенка вести онлайн-дневник. Похвалите его мысли, стихи, фотографии, или его стиль общения. Осведомитесь, можно ли Вам изредка заходить и читать те записи, которые он публикует для открытого просмотра. Если ребенку такое не понравится – согласитесь с его решением и не заходите в его дневник без необходимости.

3. Напоминайте ребенку, что пора прекращать общение и ложиться спать (идти кушать, учить уроки). Действуйте жестко – вплоть до выключения компьютера.

4. Если ребенок в гостях или у Вас на работе пытается сесть за компьютер, объясните ему, что углубляться в личное при посторонних неприлично. Научите ребенка терпеть неудобства, связанные с невозможностью выйти в сеть.

5. Объясните ребенку об опасностях, подстерегающих его на просторах сети. Запретите под любым эффективным страхом посылать смс на предлагаемые номера, давать незнакомым людям свои адрес и телефон, ругаться с людьми, даже если человек его оскорбляет (быть может, даже посоветуйте в этих случаях обратиться к родителям). У ребенка не должно быть иллюзий по поводу радужности и дружелюбности Интернета.

6. Поощряйте в ребенке склонность к хобби или спорту – в этом случае у него будет меньше вероятности заболеть Интернет-зависимостью

7. Составьте список того, что нельзя делать за компьютером. Например, кушать, делать уроки, говорить по телефону, читать книгу, заниматься рукоделием.

8. Доведите до сознания ребенка, что реальный и виртуальный мир – разные вещи. Что люди ведут себя по-разному в сети и в жизни. Что аватар не является лицом человека, а его комментарии – его мыслями.

Устраивая счастье ребенка, не стоит давать ему полную свободу при общении онлайн. Однако, и запрещать такое общение категорично, без аргументов нельзя. Не отгоняйте ребенка от компьютера. Лучше – присядьте рядом и посмотрите в монитор вместе.

Татьяна Гер, руководитель Психологической Мастерской "ДЫХАНИЕ", стаж работы 10 лет, гештальт-психолог:

1 опасность, подстерегающая ребенка в Интернете: общение в чатах и форумах. Если ваш ребенок испытывает в жизни унижения и не уверен в себе, он может компенсировать самооценку тем, что становится на форумах и чатах сознательным провокатором конфликтов и оскорблений других участников. Это чревато тем, что ребенок растет с искаженными моральными принципами и чертами характера: трусостью, подлостью, неуверенностью, слабой волей в решении жизненных проблем. Конечно, родители не могут этого знать, если не смотрят, что пишет ребенок на форумах. Но родители должны быть внимательны к своим чадам и воспитывать ребенка так, чтобы его самооценка была достаточна. Унижать ребенка, больше наказывать, чем проявлять любовь, сравнивать своего ребенка с другими детьми не в его пользу – это все убивает самооценку. Даже если родители действуют из благих побуждений.

Если ваш ребенок сам столкнулся с хамством в интернете, стоит объяснить ему, что есть такие особые люди, цель которых на форумах не общаться, а именно злить других людей. Поэтому ваш ребенок должен знать, что лучший способ сохранить спокойствие – это не замечать таких людей, воспринимать их как больных и поставить в известность модератора сайта о грубом поведении такого «персонажа». А также ребенок должен помнить, что таких участников нужно заносить в бан-лист (черный список).

2 опасность. Тонкая грань между шуткой и издевательством в интернете. Дети любят подшучивать друг над другом. И интернет – прекрасная площадка для этого. Ребенку нужно объяснить, что увлекаться подшучиваниями в интернете – это плохо. Некорректно, неэтично, неуважительно по отношению к себе самому – надо выбрать слова, которые ваш ребенок поймет. Говорить «этого нельзя делать и все» - бесполезно. Ищите аргументацию, которая заденет ваше чадо. Пусть это будет даже манипуляция его слабыми сторонами – не важно. Например, если ваш ребенок стремится к лидерству, скажите, что сильный человек, который хочет, чтобы его уважали, никогда не будет говорить неприятные вещи другому через интернет даже если ему это кажется забавным. Такой человек будет говорить свое мнение в глаза. Иначе, где же его сила и уверенность? Это пример манипуляции желаниями ребенка, но зато он запомнит это. Шутками в адрес других в интернете увлекаться не стоит. Потому что подшучивая в реальной жизни, ребенок видит реакцию другого и может вовремя остановиться. Интернет не дает такой возможности. И вроде шутка может превратиться в трагедию для другого. Об этом ниже.

3 опасность. Смешение виртуального и реального мира. Дети и подростки, общаясь в интернете, играя в онлайн-игры, воспринимают интернет как отвлеченное от реальной жизни пространство. Главная задача родителей – показать детям, объяснить, что интернет – это настоящее реальное общение с живыми людьми. И поведение в интернете имеет совершенно реальные последствия. Существуют печальные примеры того, что подростки не понимали этого. Например, в России несколько лет назад стал известен случай, когда одноклассники издевались над мальчиком, бывшим изгоем в классе. Ему посвятили целый сайт, где описывали, насколько он отвратителен, выкладывали его фото и организовав т.н. тотализатор, где принимали ставки «сколько еще он протянет?». Т.о. довели парня до сумасшедшего дома и суицида. Известны случаи, когда уже взрослые любители онлайн-игр (23,25 лет) убивали своих оппонентов по игре за то, что те помешали им выйти на новый уровень в игре. Это кажется диким и нелепым, но такие факты существуют. И все из-за того, что подростки, юноши и дети не понимают, что последствия поведения в интернете совершенно реальны. Вложить это в головы детей, конечно, не всегда просто. Но необходимо. Как это сделать – вопрос во многом индивидуальный, требует творческого подхода и понимания характера вашего ребенка, умения тонко выбрать те или иные аргументы. Но самая главная база – это никогда не терять личностный контакт с ребенком, находить время пообщаться с ним просто как с человеком – в общем, сохранять и развивать отношения. Создавать условия для развития нравственности, интеллекта и самооценки ребенка. Интеллект поможет ему просчитывать последствия своих шагов в интернете. Нравственность поможет ребенку выбирать тот или иной поступок. Высокая самооценка позволит ребенку отстоять свое мнение перед давлением порой жестоких товарищей. Уверенность в себе – совершенно необходимое качество, достичь которого обязан каждый ребенок. И каждый родитель обязан помочь ребенку расти в своих глазах.

4 опасность. Уход в интернет-жизнь. Чтобы этого не произошло, у ребенка должны быть увлечения помимо интернета. Кроме того, он должен быть успешен в жизни. Увлечения желательно развивать с как можно более раннего возраста. Превентивно. Потому что предлагать ребенку заняться тем или иным хобби, когда вы уже видите, что ваше чадо полностью покорено общением в интернете, - редко бывает эффективным. Здесь нужен именно профилактический подход. Заранее (ну, и всегда) включайте ребенка в разные жизненные дела и интересы. Раскрывайте перед ним мир возможностей, помогайте и сами относитесь к жизни позитивно. Тогда ребенок больше поверит вам в том, как нужно правильно тратить свои временные и личностные ресурсы.

С интернет-зависимостью бороться сложно, как с любой зависимостью. Это действительно очень сложно. Поэтому вкладывайте в нравственность, интеллект и самооценку вашего ребенка. Заражайте его энтузиазмом к жизни, поощряйте его любознательность. И конечно, решайте свои семейные конфликты между взрослыми, потому что неурядицы дома – хорошая причина, чтобы ваш ребенок спрятался от боли, страха и негативных эмоций в интернете.

Задать вопрос Татьяне Гер

(Иллюстрации: Benis Arapovic [фото 1] , Jaimie Duplass [фото 2], Luis Louro [фото 3], Lisa F. Young [фото 4], Shutterstock.com)
Рейтинг:  +25
Анна Позднякова
12 августа 2011 года 9 3937 10
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Живущие в сети
  Вы давно привыкли к тому, что Ваше чадо никуда не выходит без телефона, плеера и электронной игрушки. Вы смирились со счетами за Интернет и мобильную связь, но не можете смириться с тем, что электронные новинки отнимают у Вас ребенка. Вы отчаянно просите отпрыска пойти погулять, подкладываете мальчику футбольный мяч, а девочке – ролики, но все бесполезно... Читать полностью
 

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

0
Хотите завести личный дневник питания и расхода калорий?
Вести график своего веса, пользоваться другими полезными сервисами?

Статьи на эту тему:
Ребёнок и компьютер: азы обучения
Как приучить ребенка к обязанностям
Адаптация к школе первоклассников: как узнать, что твоему ребенку комфортно в школе, и что делать, если это не так
Бассейн в жизни ребенка
Как избавиться от сладкой зависимости


Комментарии:

12 августа 2011 года
+1
Анна Позднякова пишет:
не выключает компьютер, подходит к нему каждые 5 минут, ест и перекусывает за компьютером, засыпает у компьютера, никуда не ходит без компьютера

бха, узнала себя в это фразе отчасти, действительно не помню, когда последний раз лэптоп выключала, я даже если беру его с собой, просто закрываю, без выключения. А таскаю я его с собой по всюду, но дело не только в интернете. У меня на моем маке хранится абсолютно все, и если кто-то его отберет, я наверное тут же скончаюсь) И как существовать без него, когда все что я делаю требует интернета и компьютера под рукой, учеба, работа, связь, финансовые вопросы, вроде оплаты счетов и тд.. зависимость ли? скорее необходимость.

12 августа 2011 года
+2
Вы правы, этот недуг свойственнен и взрослым тоже. Иногда даже больше))

13 августа 2011 года
0
Я зависима

3 октября 2011 года
0
Мой сын очень зависит от компьютора, играет в "Линейку" онлайн. Просыпается специально в 5 утра чтоб перед школой поиграть. Ест за ним иногда даже засыпает. Катастрофа.

3 октября 2011 года
0
Я тоже играла. Не переживайте - это пройдет. Все постепенно надоедает...

4 октября 2011 года
0
Спасибо за поддержку, очень на это надеюсь

1 декабря 2011 года
0
((( у меня тут 5 ... :’(я больна ))) срочно нужен дохтор

2 декабря 2011 года
0
Нет ))) если не в психушке значит ЗДОРОВА!!!

2 декабря 2011 года
0
))) ну вроде как и на солидном месте работаю... ураааааа.. я здорова!!!

9 декабря 2011 года
0


Оставить свой комментарий
B i "