Вы совершили открытие, а оказалось, что изобрели велосипед, вы «В школу? В школу! А портфель?», вы много еще чего забываете,и попросту говоря, память у вас девичья. Или куриная. Тут уж кто как предпочитает. Ну а что греха таить – кто из нас ни разу в жизни ничего не забывал? Есть народные способы борьбы с рассеянностью и забывчивостью – взять, например, узелок на память. Но, скажите, как потом вспомнить, зачем ты его завязал? Нет, тут нужен иной подход. Распространено мнение, что память в юности всегда хорошая, а к старости непременно ухудшается, что ты не делай.
Все это чепуха. В юном возрасте человек много учится, читает, узнает, а значит, постоянно тренирует память. Закончив учебу, многие из нас прекращают такие тренировки, сведя жизнь к схеме «работа-дом-телевизор». Память, как и мышцы, которые не тренируют, со временем ослабляется. Вот почему многие пожилые люди страдают забывчивостью – их сверстники, продолжающие получать новые знания, много читать и не дающие мозгам расслабится, имеют столь же хорошую память, как и раньше.
Но не только у пожилых людей бывает плохая память. В наш век технического прогресса и обилия информации, мозг может просто устать от постоянного ненужного напряжения. Стрессы и хроническая усталость современного человека тоже не способствуют умению сконцентрироваться.
Для того чтобы память действительно не стала куриной, нужно ее тренировать. Например, при помощи йоги! Ведь в йоге полно практик, которые помогают развитию памяти и обостряют внимание.
Упражнения йоги для развития зрительной памяти
Синее небо, голубые реки и зеленые леса, старинная архитектура, произведения искусства и улыбки близких людей. Наши глаза дарят нам ярчайшие, неповторимые впечатления. Думаю, не стоит рассказывать, почему очень важно развивать зрительную память и внимание.
•
Первое упражнение – «видеть не видя»
Умение воспроизводить в памяти простые предметы кажется таким простым, но на самом деле, все гораздо сложнее.
Выберите какой-нибудь предмет простой формы и фактуры. Это может быть чашка или яблоко. Лучше, если предмет будет яркого цвета – насыщенный оттенок запомнится гораздо проще. Поставьте предмет перед собой и внимательно рассмотрите его. Не спешите, делайте это медленно и тщательно, всматриваясь в детали.
После этого закройте глаза и попробуйте восстановить предмет в памяти. Представьте его перед глазами, пытаясь сделать это максимально точно: размер, цвет, очертание.
Далее откройте глаза и снова посмотрите на предмет. Постарайтесь сравнить его с той картинкой, которую вы составили в голове. Чем они отличаются? Чего не хватает представленному вами образу? Теперь снова закройте глаза и заново составьте в голове «фоторобот» предмета, учитывая те мелочи, которые ускользнули от вас в первый раз. Снова откройте глаза и сравните картинку и реальный предмет.
Поочередно открывайте и закрывайте глаза до тех пор, пока представленный в голове предмет не будет полностью соответствовать оригиналу.
• Второе упражнение – «возьмите в руки карандаш»
Приступить к его выполнению нужно тогда, когда первое упражнение уже хорошо освоено.
Выберите один из тех предметов, которые вы подробно изучили в первом упражнении, и попытайтесь его нарисовать по памяти. Пусть вы не художник, а рисунок больше напоминает не чайное блюдце, а злобный марсианский корабль, атакующий нашу планету. Здесь главное не художественные способности, а попытка передать то, что видят глаза, при помощи рук. Даже если в голове вы научились полностью восстанавливать изображаемый предмет, на бумаге часто детали чудесным образом начинают прятаться и теряться. Постарайтесь постепенно научиться передавать на бумагу все подробности.
• Третье упражнение – суть в деталях
Выберите более сложный по форме предмет и начните изучать его детали. Не нужно запоминать предмет в целом. К примеру, возьмите шкатулку и внимательно рассмотрите ее ручки или узор на крышке. После переходите к другим деталям. Постепенно, именно путем запоминания частей, а не объекта в целом, вы сможете восстановить в голове предмет.
Это упражнение особенно полезно тем, кто плохо запоминает лица людей. Нет ничего хуже, чем постоянные казусы: «не признал», «а мы разве знакомы?» и «нет, что ты, конечно узнал!». Возьмите любой портрет или фотографию (подойдет даже ваша собственная), начинайте изучать детали лица, изображенного на нем – губы, нос, глаза, волосы…
Даже если вы никогда не жаловались на плохую память на лица, попробуйте закрыть глаза и детально представить себе лицо близкого вам человека. Ну как? Могу поспорить, что вы смогли только «набросать портрет» в целом. А что уже говорить о менее близких вам людях?
•
Четвертое упражнение – «вспомнить все»
Предположим, каждый день вы идете на работу мимо одного дома. И так не один месяц, а может и не один год. Но что вы сможете вспомнить об этом доме? Сколько в нем окон, подъездов, этажей?
Проходя мимо витрины какого-нибудь магазина, остановитесь на ней ненадолго взглядом, а затем, пройдя дальше, постарайтесь вспомнить все предметы, находившиеся в ней. Сколько их получилось? Идя обратно, подойдите к той же витрине и сравните – что вы вспомнили, а что забыли. А может быть и так, что ваше сознание нарисовало в голове предмет, которого там и в помине нет – так бывает, если он ассоциируется у вас с другими предметами в витрине. Например, если в витрине стоят телефонный аппарат, настольные часы, наборы каких-нибудь ручек, карандашей, дырокол и чернильница, то перечисляя в голове предметы, вы вполне можете «вспомнить» блокнот, который неразрывно связан со всеми этими офисными принадлежностями, но которого не было.
То же самое можно проделывать у полок супермаркета, или листая журнал с иллюстрациями. Можно даже предложить это упражнение в формате игры знакомым: пусть каждый выложит на стол несколько своих вещей – ключи, ручку, телефон, конфету и прочую мелочь. Затем нужно накрыть вещи чем-нибудь, и каждый из игроков попробует вспомнить и записать перечень всех объектов на столе.
• Пятое упражнение – «что это было?»
Удобнее проводить его с кем-нибудь, так как смысл его заключается в том, что один человек показывает другому на несколько секунд предмет, а затем прячет его. Его партнер по упражнению должен попытаться, как можно подробнее описать этот предмет.
Но если у вас нет возможности тренироваться с кем-то, не беда. Вы можете использовать для упражнения, к примеру, компьютер. Найдите в Интернете архив картинок, выберите наугад одну из них, быстро посмотрите на нее и сверните. Для начала используйте изображение одного предмета и достаточно простые образы – фото кошек и собак, посуды, детских мягких игрушек. Развив навык в этом упражнении, переходите на более сложный уровень – выбирайте несколько картинок подряд, или более сложные варианты, где на картинке находится несколько разных предметов.
•
Шестое упражнение – «тройка, семерка, туз»
Для этого упражнения вам понадобятся кости домино или колода карт. Возьмите наугад кость домино, посмотрите на нее и, без долгих подсчетов, скажите общее количество очков на ней. Постепенно сокращайте время, отведенное на изучение кости – начинайте с двух трех секунд, постепенно переходя на доли секунд, мгновение. Вот увидите – регулярно выполняя это упражнение, вскоре вы легко сможете подсчитывать очки, бросив мгновенный взгляд на кость!
Если вы используете для упражнения карты, то выбирайте по две карты из колоды. Ведите подсчет так: каждая карта с числом являет собой это число, валет – 11, дама – 12, король – 13, туз – 14 очков. Если вам трудно сразу сориентироваться, попробуйте для начала оставить в колоде только карты с 6 по 10.
•
Седьмое упражнение – «скорочтение»
Одному человеку нужно прочитать заметку в газете подробно от начала до конца для того, чтобы понять, о чем речь, другому же для этого достаточно просто пробежать по тексту глазами. Происходит это не от того, что второй человек настолько смекалистый, что он догадывается о том, что рассказано в тексте по двум словам. Просто он может быстро «схватывать» не просто отдельные слова, а целые фразы. Как в упражнении с картами, когда человек в доли секунды может подсчитать количество очков на картах, так же натренированный человек сможет читать не словами, а целыми абзацами и страницами.
Конечно, для этого нужно достаточно долго заниматься. Начните с того, что попытайтесь читать не по одному слову, а по несколько. После того, как это начнет получаться, «поднимите планку» до фраз. Трудно будет в начале, но после того, как начнет выходить читать по нескольку слов, все пойдет быстрее, и вскоре вы свободно сможете с одного взгляда читать целые отрывки!
•
Восьмое упражнение – «что нас окружает»
Где бы вы не находились, куда бы не пришли, приучите себя всегда описывать в голове окружающую вас обстановку. Зайдя в комнату, постарайтесь сразу же заметить как можно больше деталей – размер комнаты, ее окон, цвет и высоту стен, обстановку, детали интерьера.
Как в упражнении с витринами, выйдя из комнаты, постарайтесь вспомнить как можно больше деталей, а затем вернитесь обратно и сравните ваши воспоминания с оригиналом.
Если в начале тренировок может быть нелегко, моментально запоминать окружающий нас интерьер, то вскоре это не только станет гораздо легче, но и будет выходить на автомате. Да, вы будете удивлены – даже не задумываясь о том, чтобы осмотреться вокруг, побывав в незнакомом помещении, вы сможете позже вспомнить такие детали, которых не вспомнят даже те, кто бывает в этом помещении постоянно.
•
Девятое упражнение – «что было, то прошло»
Вот и подошел к концу день. Как он прошел? Скучно и уныло, как и все предыдущие дни? Ничего подобного! Если воспоминания о прожитом дне серые, значит, вы просто не обращали внимания на окружающие детали.
Попробуйте восстановить в памяти прожитый день во всех подробностях – как прошло утро, какие сюрпризы и встречи приготовил вам день, как провели вечер. По началу подробности будут забываться, но со временем день вспомнится во всех деталях. Именно незначительные события придадут ему красок – вспомнится, как сегодня возле вашего дома появились первые почки на деревьях, как в парке по пути на работу вы увидели вдали влюбленную парочку, нежно воркующую на лавочке, как с утра вспоминали о близком человеке, которому давно не звонили, но забыли о нем из-за дневной рутины.
Это упражнение научит не только помнить, но и наблюдать, обращать внимание на мелочи.
Развивать зрительную память – означает дарить себе более яркие эмоции и впечатления, замечать детали, наполнять жизнь красками и обрести ее смысл!
(Фото: Eduard Titov, maigi,Yuri Arcurs, Matej Nuhlicek, Supri Suharjoto, Andrey Arkusha, shutterstock.com)
я сама в процессе написания возмущалась: "а где же асаны???")))) а нет асан!
я помню, как-то в компании вижу девочку, говорю ей: "Привет! Я Даша", а она разрыдалась и убежала
потом мне объяснили, что я с ней знакомлюсь раз пятнадцатый. У девочки уже комплексы разыгрались на почве "серости". А она не серая, а очень даже хорошенькая, просто я дура....
а вот Вашими навыками не каждый владеет. Мастерство ,как говорится, не пропьешь
есть еще вторая часть о развитии слуховой памяти, но я не помню, опубликовали ее уже, или нет
и память развивает, и настроение улучшает! двух зайцев сразу ловим!