Итак, закрепив в первой части зрительную память, мы медленно (чтобы ничего не забыть), но уверенно начинаем двигаться дальше. Сегодня мы поговорим о слуховой памяти.
Есть люди, которые могут плохо запоминать лица знакомых, но всегда узнают человека по голосу. Это говорит о том, что у них хорошо развита слуховая память и внимание. Но встречаются такие индивидуумы крайне редко. Чаще, все-таки, у человека изначально лучше развита визуальная память.
Почему же чаше человеку легче запомнить визуальный образ, чем что-то услышанное? Ученые утверждают, что понятие «лучше-хуже» не совсем подходит в данном случае. На самом деле, все дело в устройстве и отличии памяти визуальной и слуховой. Картинку мы запоминаем быстро, но так же быстро и забываем, а вот звуки нам запомнить сложнее, но зато, и хранятся в памяти они гораздо дольше. Для подтверждения этого взрослому человеку достаточно вспомнить свои детские годы. Большинство из нас смогут вспомнить хоть пару имен детворы, с которой ходили в детский сад, зато детально восстановить в памяти их лица вряд ли получится. Многие помнят мелодии и мотивы песен из детства, но не смогут описать человека, который исполнял их.
Однако для хорошей памяти недостаточно развить только слуховое внимание или только зрительное. Приведу пример: как быстрее всего можно выучить текст? Прослушав его или прочитав? Быстрее всего текст запоминается, если прочесть его вслух. То есть, только используя слух и зрение можно достичь лучших результатов.
Вот и выходит, что если в целом память вроде как и не куриная, то если взять по отдельности, или визуальная, или слуховая окажется девичьей. Честно говоря, может оказаться, что и девичьей памяти не особо много.... Но, как мы уже убедились, йога может решить проблему девичьей памяти, причем, не только визуальной, но и слуховой.
Упражнения на развитие слуховой памяти сложнее упражнений для визуальной памяти. Поэтому, перед их выполнением нужно запастись терпением. Так же сложность заключается в том, что в визуальной картинке обычно меньше нюансов. Ее все воспринимают практически одинаково, отличия могут быть только из-за различного зрения, ну, или если предположить, что один из «смотрунов» дальтоник. А как обстоит дело со звуками? Телеграфист и музыкант имеют очень острый слух, но звук, который передаст телеграфисту нужную информацию, может пронестись мимо уха музыканта. Точно так же мелодия, которая вдохновит одного на написание целой симфонии, покажется неинтересным и незапоминающимся набором звуков для второго.
Тренируясь по йогической системе упражнений для развития слуховой памяти и слухового внимания, вам можно будет смело возобновлять просмотр «Санта-Барбары» с 1287 серии. Кто кем кому приходится, вы вспомните с закрытыми глазами!
• Первое упражнение
Гуляя по улице, прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг. Постарайтесь уловить разговор проходящих мимо людей. Это не означает подслушивать, если вы будете тренировать свое внимание и для этого учиться улавливать мимолетные фразы, а вот внимательность разовьет хорошо.
Это упражнение хорошо еще и тем, что вслушиваясь в то, что говорят окружающие, мы начинаем слышать не только информацию, но и строение фразы, речь. Со временем вы будете неприятно удивлены, когда обнаружите, что большая часть слов, сказанных окружающими, не несут в себе никакой информации. Слова-паразиты, повторения, не говоря уже о бранных словах – вот то, чем переполнена речь большинства людей. Прислушиваясь к случайным фразам, вы начнете прислушиваться и к своей речи, сможете заметить ее недостатки и бороться с ними.
• Второе упражнение
Прислушивайтесь к голосам окружающих вас людей. Чем отличается один голос от другого? Каков его тембр, тип, звучание, черты? У каждого из нас своя манера говорить, и становится очень интересно, когда начинаешь прислушиваться к разным голосам и учишься в них разбираться. А как отличаются диалекты и говор людей из разных областей одной страны! Но ведь не только это влияет на голос. Еще в нем отражается характер человека – спокойный у флегматиков и более быстрая, возбужденная речь у холериков. Настроение, эмоции – все это передается голосом и отражается в нем. Прислушивайтесь и вслушивайтесь – это очень интересно. Да еще и полезно для слухового внимания.
• Третье упражнение
Вы хорошо различаете голоса окружающих вас людей? Сможете ли угадать, кто говорит, если не будете видеть компанию? Услышав голоса знакомых, попробуйте вычислить, кто это, прежде чем увидите их. Или предложите в компании такую игру – один из игроков отворачивается, а остальные произносят по очереди какое-нибудь слово или фразу. Не поворачиваясь, ведущий пытается отгадать игроков по голосу. Можно усложнить игру, если игроки начнут немного изменять свои голоса, например, пародируя мультипликационных персонажей.
• Четвертое упражнение
Голос голосом, но давайте немного усложним ситуацию. Как насчет того, чтобы узнать человека по звуку его шагов? Может показаться, что это просто невозможно, но если подумать, то большинство из нас уже обладают этим навыком. К примеру, многие работники офиса могут безошибочно определить, кто идет по коридору и среди всех сотрудников всегда узнают шаги строгого начальника. Никогда не задумывались, почему так происходит? Шаги, походка не меньше голоса передают характер и настроение человека.
Прислушиваясь к особенностям походки разных людей, вы не только укрепите слуховую память, но и обретете интересную практику в области человеческой психологии.
• Пятое упражнение
Напевайте любимые мелодии. Делайте это как можно чаще, но если есть подозрения, что у вас нет голоса и слуха, то лучше петь наедине с собой. Попробуйте так же повторять мелодии, которые услышали первый раз. Сможете ли вы сразу напеть только что услышанный мотив?
Есть люди, которые не любят петь и никогда не напевают мотивы даже про себя. Если вы относитесь к этой категории, все же не игнорируйте данное упражнение, а наоборот, прислушайтесь к себе и своим ощущениям. Скоро вы поймете, что стали совсем по-другому воспринимать музыку, вслушиваться в мелодии, легко запоминать и непроизвольно напевать их про себя.
• Шестое упражнение
Чаще посещайте всевозможные лекции. Вместо радио слушайте аудиокниги, внимательно вслушиваясь в сюжет. Через время повторите про себя услышанное, а лучше перескажите кому-нибудь.
Если же вы слушаете музыку, то вслушивайтесь в слова песен и постарайтесь выучить наизусть хотя бы пару куплетов.
Хорошо завести блокнот, куда вы будете записывать то, что слушаете. Если это лекции в институте – замечательно, но даже если нет необходимости записывать то, что вы услышали, не поленитесь и сделайте это. Изложение сюжета аудиокниги, текст песен или пересказ познавательной передачи – записывайте то, что слушаете и во что вслушиваетесь.
Слушая передачи и аудиоспектакли, выберите наиболее приятные для вас голоса, читающие текст. Если человек регулярно и внимательно слушает чью-то речь, то со временем он начинает непроизвольно заимствовать манеру говорить и постановку голоса у рассказчика. Поэтому, хорошо выбрать рассказчика, который вам нравится, и манеры говорить которого, вы не против почерпнуть для себя.
Так же вслушивайтесь в построение текста и запоминайте понравившиеся вам фразы, словарные обороты, включайте их в свою речь.
• Седьмое упражнение
Это упражнение – распространенный способ запоминания среди индусов и соседствующих с ними народов. Заключается он в том, что в начале запоминается малое, а потом к нему прибавляется все больше и больше, путем постоянного повторения. Мы привыкли учить текст, например, стихотворение, по кускам. Выучиваем одно четверостишие, затем второе.
Йоги же предлагают выучить первую фразу, затем прочитать вторую и повторить ее вслух вместе с первой, затем, прочитав и запомнив третью, повторить наизусть уже три строки, затем четыре, пять и так далее. Способ хорош тем, что он действительно помогает быстро запоминать текст – одна строка выучится быстрее, чем четыре. А постоянное повторение от начала до конца позволяет отлично закрепить результат.
В Индии учителя, таким образом, помогают своим ученикам запоминать тексты из «Вед». Ученик учит первую строку, многократно повторяет ее, осознавая значение каждого слова. Он представляет эту строку, материализуя ее в своей голове. Таким образом, он может мысленно вообразить себе каждое слово по отдельности и его место в тексте. На следующий день ученик повторяет эту фразу и слышит от учителя следующую строку, которую прибавляет к первой и, повторяя их, представляет обе в своей голове, как единый текст. И так, изо дня в день, прибавляя фразу за фразой, ученик не только выучивает наизусть большие тексты, но и безошибочно может назвать местонахождение любой фразы, какая она по счету и ее место в тексте.
Вот так йоги развивают свою память, так и нам велят. Но при этом предупреждают, что не имеет смысла проделывать упражнения нерегулярно. Память человека – как лесная тропинка, а упражнения для развития памяти – путники, идущие по ней. Если никто не ходит по тропинке, то она быстро зарастет травой. Зато стоит регулярно ходить по ней туда и обратно, и она станет заметно шире.
Так что, тренируйте свою память, чтобы она стала не тропинкой, а настоящим шоссе! А я вскоре расскажу вам о других секретах и способах развития памяти у йогов. Если не забуду!
(Фото: Tatjana Strelkova, Dmitriy Shironosov(2), Sergios, Andresr, shutterstock.com)
Спасибо большое за отзывы!
Мне ооочень приятно и вдохновительно!
А я вот так всегда стихи учила и детей также учу делать))) ого, да я - йог)))
Хорошая статья, Даша!
да, многие из нас, сами того не зная, грешат йогой)))
это точно))) ты меня узнала?