Многие ли из Вас знают, что в России не так давно вышел закон, призванный изменить сложившуюся систему здравоохранения? Что общественное обсуждение законопроекта началось летом прошлого года? Многие ли из Вас высказали свое мнение, приняв участие в обсуждении?
Эти и некоторые другие вопросы я задала несколько дней назад людям из своего окружения. И знаете, что интересно!? Никто из них не ответил утвердительно ни на один из них. Это не является свидетельством того, что в опросе участвовало не более десяти-двадцати человек, заверяю Вас, круг моего окружения очень обширен. Не говорит это и том, что мы живем в закрытом городке, не смотрим новости по ТВ и не знакомы с всемирной паутиной. Нет! Это наводит на мысль, что государство не было заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин нашей огромной страны так, или иначе, узнал и принял участие в обсуждении такого важного закона!
Историческая справка
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» был подписан Президентом России Дмитрием Медведевым 22 ноября 2011 года. Главным аргументом сторонников этого закона была необходимость перемен в системе здравоохранения России, потому как медицина сделала огромный скачок вперед, а, следовательно, уже не может жить по старым стандартам (прим. автора – речь идет о действующих с 1993 года «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан»).
Стоит напомнить, что новый закон, подготовленный специалистами Минздравсоцразвития, еще на стадии разработки вызвал немало споров. После завершения общественного обсуждения законопроекта из него вдруг исчезли изменения, внесенные ранее. В результате более 600 российских родителей объявили голодовку, призывая власти прислушаться к их мнению. Однако это не помешало Государственной Думе 1 ноября принять закон, и Совету Федерации 9 ноября одобрить его.
Документ вступит в действие с 1 января 2012 года. Исключение составляют ряд положений, для реализации которых необходимо время (некоторые из них вступят в силу с 1 января 2013 года, а часть – только с 1 января 2015 года).
Предлагаем познакомиться с новшествами в сфере здравоохранения, которые касаются вопросов семьи, репродуктивного здоровья, охраны здоровья женщин и детей.
Приоритет прав детей
В ст. 7 нового закона говорится, что дети (в независимости от их семейного и социального благополучия) «подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи».
Принятый закон наделяет несовершеннолетних обширным спектром прав: часть из них перекочевала из существовавших ранее «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», а часть является нововведением. Перечислим лишь некоторые из них:
«право на прохождение медицинских осмотров (в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения), при занятиях физической культурой и спортом;
право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
право на оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха;
право на санитарно-гигиеническое просвещение;
право на медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности;
право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме».
Принцип приоритета свидетельствует о превосходстве прав детей в сфере здравоохранения над правами других граждан (родителей в том числе). Более того, права ребенка по охране здоровья ребенка должны соблюдаться, даже если родители (иные законные представители) отказываются от оказания медицинской помощи. Под медицинской помощью, исходя из контекста закона, понимается медицинское вмешательство, т.е. «выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций (включая искусственное прерывание беременности)».
Все это может привести к необоснованному ущемлению прав родителей в этой сфере. Любой врач сможет обосновать проведение того или иного медицинского вмешательства необходимостью охраны здоровья ребенка. При этом мнение родителей (иных законных представителей), отличное от высказанного врачом, будет принято за нарушение прав детей на медицинскую помощь. Выходит, что с одной стороны государство дает родителям право отказаться от медицинской помощи, а с другой – объявляет его реализацию нарушением прав ребенка в области здравоохранения.
В случае отказа родителей (иных законных представителей) обеспечить права ребенка рычагами воздействия могут стать:
во-первых, Семейный Кодекс РФ, согласно которому родители могут быть лишены своих родительских прав в случае злоупотребления ими;
во вторых, Административный Кодекс РФ, устанавливающий штрафы ненадлежащее исполнение или неисполнение родительских обязанностей;
и, в-третьих, Уголовный Кодекс РФ, который предусматривает ответственность за аналогичные поступки, если помимо них имеет место факт жестокого обращения с детьми.
Доступ запрещен
Ст. 54 закона гласит о том, что «несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет, а больные наркоманией в возрасте старше шестнадцати лет, имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него».
Такая норма, существовавшая и ранее, наделяет детей (по достижении ими указанного выше возраста) правом распоряжаться своим здоровьем самостоятельно: избирать способ лечения, соглашаться на оперативное вмешательство или отказываться от него, делать аборт или сохранить ребенка и т.д.
Исключением являются больные наркоманией несовершеннолетние, в отношении которых информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство вправе дать один из родителей (иной законный представитель). Речь идет об оказании несовершеннолетнему наркологической помощи или проведении в отношении него медицинского освидетельствования с целью установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения. Эта норма появилась в тексте закона под давлением общественности.
Что касается остальных случаев, информированное добровольное согласие, подписанное самим ребенком, не предполагает учета мнения родителей, получается, что тем самым последних лишили права заботиться о здоровье своих чад по достижении ими указанного выше возраста. Более того, сведения о здоровье ребенка становятся врачебной тайной для родителей и могут быть переданы им только с согласия пациента, т.е. самого ребенка.
Конечно, сегодняшние пятнадцатилетние дети во многом самостоятельны, но все-таки не всегда достаточно зрелые, чтобы решать вопросы относительно своего здоровья и жизни. В таких вопросах мнение родителей должно быть решающим.
Под особой опекой государства
До недавнего времени здоровым человеком считался тот, у кого отсутствовали какие-либо заболевания. Ст. 2 нового закона включает в понятие здоровья социальную составляющую, т.е. теперь здоровье – это не только «отсутствие заболеваний, а также расстройств функций органов и систем организма», но и «состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
Критики закона считают такое определение здоровья не правильным, а, более того, опасным (например, для семьи): социальное неблагополучие ребенка может рассматриваться в качестве угрозы его здоровью. Получается, что дети из малообеспеченных семей окажутся в наиболее угрожающем положении? Стоит напомнить, что органы опеки, руководствуясь Семейным Кодексом РФ, имеют право немедленно изъять детей из семьи при «непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью», а закрепленное в законе понятие здоровья дает основание сделать это.
Норма, которая содержится в ст. 54 закона также вызывает опасение, так как разрешает содержать в государственных и муниципальных медицинских организациях детей, находящихся «в трудной жизненной ситуации», до достижения ими возраста четырех лет «в порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Следует отметить, что ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» относит к указанной выше категории не только детей-сирот, но и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении и т.д., а также детей из малоимущих семей.
Разработчики закона считают, что это новшество только улучшит положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По их словам, это позволит «оставлять детей до четырех лет в Домах ребёнка», а «не переводить новорожденных из роддомов в детские дома, являющиеся учреждениями социальной защиты». Помимо этого за принятие данной нормы выступали и сторонники ювенальной системы, аргументируя это тем, что за рубежом родителям не выдают детей, пока органы опеки не проверят условия их содержания и не выдадут разрешение на выписку. Хочется возразить, что, во-первых, попасть в трудную жизненную ситуацию, например, потерять работу в результате кризиса, может любой из нас. А, во-вторых, размер социальных пособий, которые в нашей стране выплачиваются людям, имеющим детей, вряд ли позволяют чиновникам предъявлять претензии по поводу недостаточной финансовой обеспеченности родителей и условиям содержания детей, несоответствующих в этой связи представлениям сторонников ювенальной системы.
Выходит, что данная норма закона может развязать руки органам опеки и создать возможность для невозвращения новорожденных детей их родителям по причине бедности. Страшно даже подумать о том, что будет, если в роддомах у родителей начнут отбирать новорожденных детей. Найдутся ли родители, которые безмолвно и безропотно стерпят такое?
Зеленый свет детскому донорству
Новый закон разрешает донорство детских органов и тканей после смерти ребенка на основании испрошенного согласия одного из родителей или иного законного представителя (в отношении недееспособного лица). Нужно отметить, что введенная норма является очередным новшеством, так как до недавнего времени детское донорство в нашей стране не допускалось, донорами могли стать только совершеннолетние граждане.
Оставить одного нельзя быть вместе
«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» наделяли родителей правом совместного пребывания с больным ребенком в медицинском учреждении во время всего срока лечения. Более того, родители могли воспользоваться этим правом в независимости от того, сколько лет было ребенку. Однако в тексте не говорилось, как именно родители могут реализовать полученное право, поэтому мало кто из них пользовался им в полной мере.
Принятый закон также предоставляет одному из родителей (иному члену семьи) или законному представителю право пребывать с ребенком в больнице во время всего срока лечения, а, кроме того, бесплатно получить спальное место и питание. Вопрос лишь в возрасте ребенка: совместное нахождение в медицинском учреждении в стационарных условиях с ребенком возможно (на указанных выше условиях) до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний.
При отсутствии медицинских показаний (кстати, в законе не сказано, кто и каким образом будет определять их), родителям придется решить, что делать. Оставить ребенка в больнице одного или находиться с ним там, но за дополнительную плату. Вызывает сомнение и тот факт, что в детских больницах смогут выполнить новую норму и обеспечить родителей бесплатным спальным местом и питанием.
Остановись и задумайся!
Затронул новый закон и вопросы материнства. По действующему законодательству искусственное прерывание беременности может быть сделано женщиной (по ее желанию) на сроке до 12 недель. Настоящий закон прописывает несколько иные нормы:
при сроках беременности четвертая-седьмая недели и одиннадцатая-двенадцатая недели (но не позднее окончания двенадцатой) – не ранее 48 часов с момента обращения в медицинскую организацию;
при сроках восьмая-десятая недели – не ранее 7 дней с момента обращения в медицинскую организацию.
Увеличение времени (во втором случае) до одной недели является результатом договоренностей, достигнутых между представителями церкви и специалистами Минздравсоцразвития.
Это явление уже назвали «временем тишины», оно дается женщине для того чтобы она обдумала свое решение, прежде чем пойти на такой шаг, как прерывание беременности. В течение «времени тишины» с женщиной будут беседовать психологи и социальные работники. Предполагается, что для этих целей в клиниках будут учреждаться специальные кабинеты медико-психологической и социально-правовой помощи.
Некоторые положения остались неизменны: как и раньше женщина принимает сама решение о том, оставить ребенка или сделать аборт, т.е. замужней женщине не требуется на это согласие мужа.
Живой инкубатор
Ст. 55 принятого закона легализует суррогатное материнство на коммерческой основе. Законодатели дают понятию следующее определение: «вынашивание и рождение ребенка по договору, заключенному суррогатной матерью и потенциальными родителями».
Родителями могут стать мужчина и женщина (при этом для законодателей не важно, состоят они в зарегистрированном браке или нет) либо одинокая женщина. Радует хотя бы то, что в закон не вошло положение, разрешающее стать родителями любым лицам (а, следовательно, и одного пола). Стоит заметить, однако, что в тексте нет отсылки и на то, что потенциальными родителями могут стать только граждане РФ, что создает условия для продажи ребенка за границу. Что будет в этом случае с новорожденным, законодателей не интересует. Также наиболее вероятным и опасным последствием коммерциализации суррогатного материнства в России критики закона называют возможность появления в самом недалеком будущем ферм по вынашиванию детей с целью дальнейшей перепродажи.
Не все женщины смогут иметь детей
Нормами нового закона предусматривается возможность насильственного производства абортов и принудительной медицинской стерилизации совершеннолетних недееспособных женщин «по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней». Что при этом понимают законодатели под «участием совершеннолетней» и будет ли это свидетельствовать о том, что ее мнение учтено, не совсем понятно. В законе, однако, прописано, что недееспособная женщина «по своему состоянию не способна выразить свою волю», а это приводит к выводу, что ни о каком учете ее мнения речи не идет.
Следует пояснить, что дееспособность является правовым понятием, означающим, что такой граждан может «приобретать и осуществлять гражданские права своими действиями, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». При этом человек по решению суда может быть восстановлен в дееспособности, если основания, по которым ранее он был объявлен недееспособным, отпали. Но кто в таком случае вернет женщине ребенка, которого у нее отняли насильно, или способность родить в будущем?
Также вызывает вопрос, не станет ли эта норма закона плодотворной почвой для злоупотреблений и коррупции. Заявление о принудительном аборте или стерилизации может поступить от опекунов, желающих таким способом избавиться от возможных наследников, чтобы самим завладеть жилым помещением психически нездоровых родственников. Известны случаи злоупотреблений со стороны администрации психиатрических клиник, которые присваивали имущества недееспособных пациентов.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в настоящей статье более детально рассмотрены только нововведения, касающиеся вопросов семьи, репродуктивного здоровья, охраны здоровья женщин и детей. Однако есть и другие новшества, которые определенно вызывают вопросы, например, нормы проведения реанимационных мероприятий, механизм подачи информированного добровольного согласия, гарантии работающих граждан в сфере здравоохранения, а также уровень гарантий государства относительно бесплатности медицины.
Трудно предположить, чем обернутся для российских граждан нормы нового закона. Тем более что всегда существовали разногласия между теоретиками (разработчиками законов) и практиками (теми, кто эти законы исполняет). Поживем-увидим?!
(Иллюстрации: Valua Vitaly, shutterstock.com)
у меня было подобное ощущение... да, я тоже думаю, что такие документы нужно читать, чтобы знать, чего ожидать. Как говорится, "кто предупрежден, тот вооружен"
Т.е. вы видели его в сети и слышали, что готовиться такой закон?
Спасибо Вам, что заглянули и высказались.
Я, например, хотела бы знать о том, что моя пятнадцатилетняя дочь беременна или мой ребенок чем-то болен, чтобы принять правильное решение и оказать помощь. Подростки во время переходного возраста всегда на своей волне, поэтому они все могут скрывать от родителей не только потому, что не хотят их ранить, а часто из-за страха, принципов или просто "на зло".
В этом я сомневаюсь. Сейчас столько отказных детей, что даже для них места нет((
Я тут в шоке, если честно...добавить даже нечего
Я думаю, что если речь идет об оспаривании в суде, то решать, кто прав, а кто виноват, будет суд. Тут скорее понимать нужно так, что: да, родитель имеет право отказаться от мединского вмешательства, но если он откажется, а врач будет считать, что тем самым он - родитель - нарушил права ребенка в сфере охраны здоровья, родителя можно привлечь к ответственности.
А это любят называть сложившейся юридической практикой. В этом законе вообще много "размытых понятий"
Да, ты знаешь, я тоже хотела бы знать все о здоровье своего ребенка, чтобы в случае чего помочь. Что ж остается надеяться, что детям не будут так рьяно разъяснять их права и они просто не будут знать, что могут не допускать родителей к решению некоторых вопросов...
Да, не без этого... Просто ситуации бывают разными. Тут, скорее всего, критики опасаются того, что закон будут читать дословно и использовать в своих интересах... вот смотри, если представить, что органам опеки разрешат оценивать условия содержания и т.п., то и мою семью можно назвать малоимущей, как, пожалуй, и многие другие семьи, которые ютяться на съемных квартирах; про уровень доходов я уже молчу...
В качестве общего... я вообще в шоке от многих положений нового закона, такое ощущение, что речь идет не об охране здоровья граждан, а о том, как и на чем сделать бизнес, имея на та такие вот законные основания.
эх, тут могу поспорить если башню ребенку сорвет, никакое воспитание не поможет
Зря сомневаешься...Уже так происходит.Государственным людям, как не странно выгодно: чем больше детей, тем больше финансирование,а по достижению ребенка 18 лет ему положена квартира от государства. Сколько стоит квартира в Москве?Далеко ходить не надо. Можно привести массу примеров, как чиновники злоупотребляют своим положением, оставляя детей без квартир.
деньги делают на всем, неудивительно, если в реальности ферму по вынашиванию детей откроют
Да, сейчас введено подушевое финансирование, так что получается, что они заинтересованы в том, чтобы в детских домах детей было больше.
самое интересное, что не все дети знают об этом...
или выделяют такое жилье, что в этом жить невозможно. Где гарантия, что денег не было выделено больше и разница не осела в чьем-то кармане?
но уже куча прецедентов когда отнимали малышей у одиноких мам, не вдаваясь в причины. А мамы тоже есть разные и ситуации жизненные разные.
На мой взгляд это хороший способ запугивания и давления на граждан. Очень хотелось бы чтобы люди действительно задумались: в какой стране они живут и сколько еще можно это терпеть.