В далеком 1913 году увидела свет книга журналиста и драматурга С. Н. Худякова «История танцев». Книга, надо сказать, замечательная, но есть одно «но». Автор пишет на ее страницах: «Танец, дочь веселья, конечно, не могла найти себе места среди вечных льдов и холода, поэтому у эскимосов, круглый год окутанных звериными шкурами, непрерывно влачащих свое скудное существование среди снежных вьюг и морозов, не могло родиться желание веселиться посредством танца...». «Уважаемый Сергей Николаевич, что же вы неправду пишите!» - хочется спросить возмущенно, но по причине того, что Худяков почил в 1917 году, спрашивать особо некого. Придется нам с вами самим докопаться до правды и доказать, что танцы у народов Чукотки существуют. Да еще какие танцы!
Начнем с того, что Сергей Николаевич, судя по всему, вообще не был знаком с великим чукотским народом и его традициями. В противном случае он не стал бы писать о том, что жизнь эскимоса — скудное существование. Вот взять к примеру ближайшее время. Не успеет житель Чукотки отойти от Пэгытти, который празднуется 21-22 декабря, как наступит январь, а значит пришло время отмечать Тиркык, эмэт. И главное, что пропустить праздничные гулянья не получится, ведь они не менее значимы для жителей Чукотки, чем Вылгыкаанмат. Но этот главный праздник оленеводов празднуется в начале осени, а Пэгытти (чукотский Новый год) и Тиркык (праздник встречи солнца) уже на носу.
В общем, у народов Севера достаточно поводов для веселья, дочерью которого Худяков назвал танцы. Соответственно, танцы у них тоже имеются.
Как и большинство этнических танцев, национальные танцы народов Чукотки в былые времена служили для невербального общения. То есть, все движения полны смысла, все жесты что-то означают. Ведь раньше танцы, кроме всего прочего, могли служить для обмена информацией между двумя людьми, не понимающих языка друг друга. Но чукчи, как известно, не ищут легких путей, а потому они умудрились придумать два типа танцев — прибрежные и тундровые. Прибрежные танцы плясали эскимосы и приморские чукчи, которых, не знаю, за какие грехи, называют анкальыт. Исполнителями тундровых танцев были чавчыват (тундровые чукчи), юкагиры, эвены и другие народы.
Екатерина Рультынэут, которая, в отличие от Сергея Худякова, знает о танцах народов Севера если не все, то практически все, пишет в своей книге «Чукотские и эскимосские танцы»:
«Танцевальное искусство береговых чукчей сложилось по традициям хореографического искусства эскимосов.
Танцы эскимосов — подражательные. Среди них различались женские, мужские, смешанные; сольные и групповые. Все танцы представляют собой законченные танцевальные миниатюры".
Может показаться, что танцы чукчей и эскимосов слишком примитивны: простые движения и никакого разнообразия. Но человек, который так считает, разбирается в этих танцах не лучше Сергея Николаевича. Конечно, суровый климат и спасающие от холодов сто одежек с застежками и без, не подразумевают горячих лезгинок, но внутренняя динамика и экспрессия танцора...
Нет, не буду вам врать. Автор данного материала в моем лице совершенно не разбирается в сакральных тонкостях эмоциональной передачи северных танцев. Честно говоря, со стороны танец жителя Чукотки выглядит довольно заунывно — танцор просто прыгает на месте и... собственно говоря, и это все, что он делает. Прыгает он в определенном ритме и определенным образом, но суть от этого не меняется. Хотя, знающие люди утверждают, что у каждого танцора эти прыжки индивидуальны, к тому же, главное в чукотских танцах — это не движения, а мимика и умение донести зрителям свои эмоции.
Но первое впечатление монотонности и уныния, действительно, довольно быстро меняется на чувство, приближенное к трансу.
Каждый танцор, и правда, уникален. Движения мужчин немного грубоваты, но в них читаются рассказы о том, как они охотятся и ловят рыбу, о холодном море и суровой тундре. Женщина же танцем показывает свою гибкость и грацию. Ее движения подчеркивают красоту и женственность. Характер читается и в названиях: сравните мужские танцы «Охота», «Ворон» и женские «Журавушка» и «Девушки на отдыхе».
Женщины во время танца часто используют элементы горлового пения. Кстати, в отличие от большинства культур, у чукчей и эскимосов танец вполне может обойтись без песни, а вот песня без танца — явление редкое. Да, на первом месте у них стоит танец. Вот почему у народов северных земель практически нет великих певцов, зато есть легендарные танцоры.
Как уже упоминалось выше, танцоры способны о многом рассказать в своем танце. Вот, как описывает танец легендарного танцора Чукотки Атыка поэт Сергей Наровчатов:
... Там тогда из бурь крылатых неизведанных времен
Появился старый Атык, словно дух явился он.
Дух охоты и веселья, среди нас он так возник...
...Жесты кратки, жесты четки, все – в сейчас и все – в потом.
Он – в качающейся лодке, он – в погоне за китом.
Море пело в пенной дымке, за буруном шел бурун,
По киту по невидимке бил невидимый гарпун.
Итак, мужчины танцуют, рассказывая о суровых краях своей родины. Мужчины танцуют для зрителя. Женщины же танцуют для мужчин. Во всяком случае, чукотские и эскимосские женщины всегда адресуют свой танец мужчинам. В танце при помощи взгляда, мимики, движений танцовщица дает понять избраннику свое отношение к нему, как бы говоря: «Гымнан гыто ыльгу тыльгыркынигыт». А эту трудновыговариваемую для нас фразу мечтает услышать от возлюбленной каждый житель Чукотки, ведь означает она «я тебя люблю». Если же девушка не хочет отвечать взаимностью ухажеру, она так же сможет передать ему это при помощи танца.
Да, знакомясь ближе с национальными танцами народов Севера, понимаешь, что они гораздо глубже и сложнее устроены, чем это может показаться на первый взгляд. Оказывается, что танцор передвигаясь во время танца, следует по ходу солнца, а горловое пение, хлопки и бубны, с которыми неотрывно связаны северные танцы, призваны напугать и прогнать злых духов.
Кроме злых духов, Чукотские танцы, как и любые другие, способны прогнать еще и лишние килограммы у танцующего. Они помогут избавиться от «галифе», разрабатывают мышцы ягодиц и живота и тренируют плечевые мышцы. Те, кто сталкивался с чукотской национальной кухней, знают, что она необычайно жирная и сытная. Это необходимая мера для тех, кто живет в вечном холоде, но как жители Чукотки не набирают лишний вес? Да, их стройности во многом способствуют танцы. И их этнические танцы словно составлены опытным фитнес-тренером: они не чересчур подвижны, ведь растратив много энергии, человек легко замерзнет на холоде. Но, вместе с нем, движения в них разрабатывают мышечную систему, а прыжки в танце — идеальный рецепт для подтянутой фигуры.
Так что, не слушайте Сергея Худякова. Слушайте ритм шаманских мелодий Севера — бубен в руки и в пляс!
Спасибо за статью!