«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» – восторженно писал в свое время известный поэт Некрасов, поражаясь нечеловеческим возможностям русских женщин. Вот только забыл он в своей хрестоматийной поэме дописать: «…а не есть после шести – она не в состоянии!» Хотя был бы абсолютно прав: с усмирением бешеных коней и тушением погорелых изб у нас, всемогущих, почему-то особых трудностей не возникает, зато банальный отказ от ночных вылазок к холодильнику или плановый поход в фитнес-клуб – это выше наших сил…
Женщина – существо уникальное: ради великой цели или когда дело касается ее близких, она готова на любые самопожертвования, зато постараться ради самой себя – о, тут можно услышать целую кучу отговорок: «Нет, мне это не по плечу», «Я не смогу себя заставить», «У меня не хватит силы воли»… Почему мы так часто сомневаемся в собственных возможностях, когда дело касается сущих мелочей? Может, все дело в том, что мы не слишком представляем, на что мы способны?
Не дразните в женщине… супермена!
Осознание собственных возможностей нередко приводит нас к настоящим рекордам физической стойкости. Так, в середине прошлого века супруги Жерар и Сильва Вашер в качестве спортивного эксперимента совершили 400-километровое путешествие по пустыне Сахара из Алжира в Кот д’Ивуар. Жерар, как истинный мужчина, отправился в этот вояж бегом, а Сильва предпочла взять велосипед. И все бы ничего, да только их путешествие совершалось при температуре +60°С! И что вы думаете? Они смогли преодолеть африканское пекло и при этом остались живы и здоровы!
Да что там жара! Мы, женщины, и на морозе не сдаемся! В феврале 1951 года американские врачи из Чикаго были в шоке, когда им удалось привести в чувство 23-летнюю афроамериканку, пролежавшую на 20-градусном морозе целых 11 часов! В тот момент, когда чернокожая «снегурочка» попала в реанимацию, температура ее кожи была ниже нулевой отметки, внутренние органы охладились до +18°С, а частота пульса не превышала 20 ударов в минуту!
Но и это был не предел: в декабре 1980 года после многочасового пребывания на 30-градусном морозе из снега было извлечено почти безжизненное тело американки Джейн Хиллар. Ее сердце билось так редко, что врачи чуть было не махнули на нее рукой, но после усиленной реанимации Джейн все же пришла в себя и, согласно данным французского научного журнала, отделалась лишь обмороженными участками кожи на руках и ногах…
Но пробыть в сугробе несколько часов – совсем не то же самое, что заставить себя слопать на обед приличную порцию перца чили. Именно так в 2009 году прославилась 28-летняя индианка Анандита Дута: за пару минут эта чудачка прожевала и проглотила 51 стручок жутко жгучего перца, а напоследок взяла и насыпала себе в глаза семена 25 перцев чили! Зачем она это сделала? Наверное, не только для того, чтобы ее имя украшало страницы Книги рекордов Гиннеса, а чтобы доказать всем на свете, что в нас, женщинах, притаился самый настоящий Супермен!
А чего стоит женское упрямство! В том же 2009 году настырная южнокорейская дама по имени Чха Са Сунн наконец-то сдала экзамен на водительские права. И удался ей этот подвиг… с 950-й попытки! А 39-летняя таиландка Канджана Гедкан доказала всему миру, что мы, женщины, вообще ничего на свете не боимся. Она провела целых 33 дня в стеклянном боксе, заполненном… 5 000 ядовитых скорпионов!
Но что такое житье в одной комнате со скорпионами или змеями, если у некоторых из нас такая свекровь, что… Ну, и кто после этого сможет усомнится в нашей стойкости?
Зато когда дело касается всяких гастрономических вкусностей, все резко меняется… Некоторые из нас готовы запросто лишить себя поездки на Мальдивы, отказаться от новой шубки, перестать ныть по поводу маленькой зарплаты мужа и даже мыть посуду по десять раз на дню – лишь бы им подарили возможность есть все, что хочется и когда хочется, и чтобы при этом не полнеть… Соблюдать диету? Фи, это же так сложно и трудно!
Интересно, что бы по этому поводу сказали буддийские монахи, практикующие полное голодание во время своих многодневных медитаций, или странный индийский йог по имени Прахлад Джани, который, по уверениям своих односельчан, абсолютно ничего не ест на протяжении… 70 лет! Не верите? Но это действительно так. Индийские врачи две недели по очереди неусыпно следили за «хитрым» старцем, но так ни разу и не засекли момента, чтобы он что-либо брал в рот, кроме ключевой воды! При этом господин Джани строен, бодр и весел, как человек, который только что с удовольствием съел комплексный обед… В чем его секрет? Наверняка в том, что он знает, на что на самом деле способен каждый из нас, если захочет.
И некоторые женщины с ним полностью согласны. Например, если верить рассказам очевидцев, немецкая носительница стигматов Тереза Нойман ухитрилась голодать во славу Христа целых 35 лет – с 1926 года и до самой своей смерти в 1962 году. Правда, данный феномен так и не был подтвержден учеными, в отличие от гастрономического «подвига» американки Элейн Джонс, которая сознательно прекратила принимать пищу из-за того, что весила 143 кг и никак не могла справиться со своим ожирением. Медики из Лос-Анджелеса утверждают, что Элейн голодала целых 119 дней и принимала внутрь лишь воду и витамины. За 17 недель от ее «страшного» веса остался лишь 81 кг, причем самочувствие экспериментаторши намного улучшилось.
Но мировой рекорд голодания принадлежит двум шотландским дамам из города Глазго. В 70-х годах прошлого века одна из них продержалась на «воздушной» диете 236 дней, а вторая – 249 суток… По свидетельству ученых, обе живы и здоровы по сей день.
Сила духа, достойная подражания
Выходит, дело вовсе не в нашей телесной слабости, а в силе духа? Мировая история пестрит примерами, когда в сложных жизненных ситуациях женщины проявляли себя таким образом, что назвать их «слабым полом» просто язык не поворачивается. Одни, подобно героической Жанне д’Арк, ловко управлялись с целыми войсками мужчин, другие шли чуть не на край света ради помощи тем, кто в них нуждается, третьи ухитрялись выживать в поистине нечеловеческих условиях…
До глубины души поражает история Ксении Григорьевны Петровой, жившей в Петербурге в середине XVIII века. К сожалению, о детстве и юности удивительной россиянки потомкам не известно практически ничего, зато о силе ее духа и невероятной душевной и физической стойкости наслышаны многие.
Любить мужчину и верить в Бога можно по-разному. У Ксении и то, и другое обернулось невероятным самопожертвованием ради ближних. Когда 26-летняя состоятельная и знатная, но очень набожная Ксения Петрова лишилась своего горячо любимого супруга, который скоропостижно отправился в мир иной без исповеди, причащения и покаяния, то решила во что бы то ни стало помочь его душе обрести благодать. Безутешная вдова сделала то, за что сегодня ее бы назвали сумасшедшей: отказалась от собственного дома, имени и даже пола, облачилась в мужнины одежды, так как искренне считала, будто в ее теле поселилась душа ее усопшего супруга.
Не удивительно, что блуждающая по улицам и кормящаяся «чем бог пошлет» женщина очень скоро снискала славу блаженной. Однако смеяться над нею никто не собирался: к юродивым на Руси всегда относились с изрядной долей почтения. Тем более что Ксения оказалась не простой городской сумасшедшей, а настоящей праведницей и провидицей.
Так, по ночам в любую погоду, будь то зима или лето, она шла в поле и не смыкала глаз до утра, молясь и кладя земные поклоны, а также эта хрупкая слабая женщина тайком помогала строить храм в честь Смоленской иконы Божьей матери, складывая кирпичи в поленницы, чтобы облегчить труд рабочих. Днем она скиталась по городу, благословляя добрых людей и предсказывая различные события, в том числе и судьбоносные для всей России.
Долго ли можно прожить, бегая по полям в лохмотьях в суровые русские зимы? А Ксения так жила целых 45 лет! Умерла она на 72-м году жизни, оставив по себе добрую память и уважение всех горожан, а в 1988 году эту мужественную женщину, наконец, канонизировали как святую. День памяти Святой блаженной Ксении, покровительницы Санкт-Петербурга, принято праздновать 6 февраля.
Вы все еще не в силах отодвинуть от себя блюдечко с пятым по счету пирожным? Тогда вспомните о самоотверженном подвиге еще одной прекрасной и сильной русской женщины – Марии Николаевны Волконской, дочери генерала Раевского и жены декабриста Сергея Волконского. Вот уж кому пришлось показать всю свою выдержку и стойкость, будучи при этом в здравом уме и твердой памяти!
Будучи выданной замуж против своей воли и абсолютно не по любви, Машенька не отчаялась, а научилась по-настоящему ценить свободу – не как случайную радость, а как возможность распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению. Что, собственно, она и делала всякий раз, когда судьба ставила ее перед выбором.
Например, когда нелюбимый муж отправил ее, беременную, в отдаленное имение в 15 верстах, она назло всему выжила во время тяжелейших родов и даже проявила чудеса благородства, отправившись следом за супругом в Сибирскую ссылку. Поехала за тысячи километров в неведомую ей глушь, с грудным младенцем на руках, не жалуясь на сильные боли в ноге и совершенно не понимая смысла декабрьского восстания! Нет, она не сошла с ума. Напротив, она радовалась возможности преодолеть новое препятствие и доказать самой себе, на что она способна.
И доказала в полной мере.
Не отчаялась, когда разгневанный «женским бунтом» Государь лишил всех жен декабристов их имений, титулов и дворянских прав. Не пала духом, когда узнала, что рожденные «во глубине сибирских руд» дети бунтовщиков автоматически становились «казенными крестьянами». Нашла в себе силы уважать своего незадачливого супруга, патриота Волконского, и всячески помогала ему пережить позорную ссылку. Вместе с другими женами декабристов она ратовала за улучшение быта сосланных, настояла на праве жить в одной камере с мужем и даже выпросила разрешение прорубить окошко в их совершенно глухой каморке, не опустилась внешне и всегда выглядела превосходно. Кстати, по мнению историков, именно ее «Записки» вдохновили Некрасова на создание поэмы во славу великой русской женщине.
Но невероятная самоотверженность свойственна не только россиянкам. Достаточно вспомнить хотя бы об удивительной судьбе албанки по имени Агнесса Гонджа Бояджиу, больше известной как мать Тереза. Сегодня для кого-то «матерь Тереза» – почти насмешливый синоним чрезмерного альтруизма. Но так обычно считают те, кто сам не способен на Поступок ради своего ближнего и ради самого себя.
Когда юной Агнессе исполнилось 12 лет, она вдруг осознала, что готова служить своему Создателю, но отнюдь не в качестве обычной монахини-затворницы, неусыпно отмаливающей у Бога людские грехи. Она хотела быть полезной там, где люди слабы духом и телом, где ее мужество и самоотверженность будет представлять собой нечто осязаемое, глобальное. В 18-летнем возрасте монахиня Тереза отправилась в Индию, чтобы почти два десятка лет быть наставницей для нищих и голодных индийских детей. А потом, испросив разрешения у самого Папы Римского, стала творить по-настоящему великие дела.
Для начала она нашла в калькуттских трущобах заброшенный дом и превратила его в подобие приюта для малолетних беспризорников, в каком-то роде повторив подвиг русского педагога Макаренко. Со всем терпением и заботой, на какую способна лишь женщина, мать Тереза возрождала в измученных душах веру в справедливость и в то, что они кому-то нужны. Она повсюду находила спонсоров, желающих помочь бедным детям, а попутно помогала умирающим беднякам достойно уходить в мир иной, основав «Дом умирающих бедняков». Нет, она не ставила целью спасать их физически, к тому же, в антисанитарии и нищете Калькутты это было бы просто невозможно. Она делала гораздо больше – облегчала обреченному на смерть его телесные муки, помогала обрести душевную гармонию и уйти в мир иной спокойным и счастливым.
Мать Тереза не боялась никакой работы и никакой заразы, с усердием заботясь даже о прокаженных, к которым все остальные опасались приближаться. Благодаря ее стараниям, в Калькуттском реабилитационном центре для прокаженных выздоравливали, а заодно и обучались новым профессиям более 10 000 человек! Когда же знаменитая на весь мир 87-летняя миссионерка умирала от старости, у нее спросили, был ли в ее жизни хотя бы один выходной или праздник, на что мудрая албанка ответила: «У меня каждый день – праздник!»
И что после всего этого стоит наше жалкое нытье по поводу собственного «не могу», когда все, что нам требуется – не облегчать страдания прокаженных, не ехать в многолетнюю сибирскую ссылку и не голодать в течение почти полувека, а всего-то заставить себя немного похудеть! И мы это сможем, не правда ли?
(Фото в материале: IKO [фото 1], Zvonimir Atletic [фото 2], Shutterstock.com)
И желание работать над собой!
В то время,мне кажется,люди немного другими были.
кому-то... У одинаковых поступков может быть очень разная мотивация.
Джозеф Конрад
Как мы женщины все таки сильны и как слабы одновременно!!!!
И сила есть и воля есть!!!! А куда же девается наша сила воля, когда касаеться нас самих???