Люди используют слово «любовь», как правило, даже не пытаясь понять, что оно означает. Многие даже считают, что чувство, выражаемое этим словом, не поддается никакому определению. Тем не менее, термин не может не иметь определения. В противном случае он не несет смысловой нагрузки и не может закрепиться в языке. Тот факт, что термин «любовь» наличествует не только в каком-то одном, но и во всех развитых языках свидетельствует о подразумеваемой под ним смысловой нагрузке, при чем, нагрузке, имеющей общечеловеческое значение. Сложность чувства, определяемого термином «любовь» привела к тому, что человечество до сих пор не имеет точного объяснения, что же это такое.
Разными людьми, в разных культурах и в разное время это слово наделялось различным, порою, прямо противоположным смыслом. Это привело, в результате, к тому, что оно никакого смысла, фактически, не имеет. Для многих людей любовь – банальность, о которой полагается сказать перед сном. Для других это слово имеет смысл только в словосочетании «заниматься любовью».
Психологи, хотя и склонны разглагольствовать о любви, в виду сложности задачи, часто обходят стороной ее определение. Однако некоторые из них, все же берут на себя смелость внести ясность в этот вопрос.
Э. Фромм
По мнению Э. Фромма, любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека. По мнению Э. Фромма здесь скрыто заблуждение, состоящее в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным пребыванием в любви. Эти люди не понимают, что любовь это активность, сила духа, и считают что, главное – это найти правильный объект, а дальше все пойдет само собой. Эту установку можно сравнивать с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен дождаться правильного объекта; и когда найдет его, то будет рисовать великолепно. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».
«Помешательство» друг на друге, по мнению Э. Фромма не всегда является доказательством силы любви, скорее оно свидетельствует о степени предшествующего одиночества.
«Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако безлюбви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде. Иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде.
Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, – это решимость, это разумный выбор, это обещание. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?»
Э. Фромм
А. В. Петровский
Любовь это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности, напряженности и устойчивости.
Трехкомпонентная теория любви Стернберга
Стерберг полагает, что любовь имеет три составляющих.
Первая – это интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами.
Вторая составляющая любви в теории Стернберга – страсть. Страсть приводит к половому влечению и сексуальному возбуждению.
Третья компонента – решение/обязательство. Эта составляющая имеет долговременный и кратковременный аспекты. Кратковременный аспект проявляется в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект – обязательство сохранять эту любовь.
Результаты сочетания компонент любви по Стенбергу
Типы любви Интимность Страсть Решение/обязательство
Симпатия ♥
Страстная любовь ♥
Придуманная любовь ♥
Романтическая любовь ♥ ♥
Любовь-товарищество ♥ ♥
Слепая любовь ♥ ♥
Совершенная любовь ♥ ♥ ♥
Домыслы и реальность
Приведенные точки зрения известных психологов, проливая свет на некоторые аспекты извечного вопроса любви, все же не дают на него исчерпывающего ответа и во многом отличаются почти детской наивностью.
Утверждать, подобно Э. Фромму что, любовь не зависит от объекта – значит не знать, что такое любовь. Мы можем любить шоколад или море, но не можем любить дерьмо. Причина этого кроется в самом объекте – дерьме. Некоторые объекты оставляют нас безразличными или вызывают отрицательное отношение. Любовь зависит от объекта.
Ощущение восхищения всем миром и любви ко всему миру – это только сиюминутное чувство, возникающее в моменты великой радости. Перманентное восхищение всем миром – огромным, противоречивым, отчасти совершенно недоступным и, поэтому, не способным вызывать каких-либо эмоций, от части откровенно враждебным – может сопровождать только умственно отсталых или психически нездоровых людей. Аналогично слюбовью ко всем людям: Христианская любовь и всепрощение – удел умалишенных (тут я приобрел парочку миллиардов противников). Разумный человек не может любить маньяка-убийцу или идеолога расового террора (любовь, как видно из вышеизложенного, зависит от объекта). Но для того чтобы уметь любить, нужно уметь любить, хотя бы, себя, нужно уметь любить жизнь и, уж конечно, нужно уметь любить человечество, частью которого является любящий и частью которого является объект его любви. Тот, кто не любит человечество, тот никого, кроме себя, не любит (если, конечно, он любит, хотя бы, себя). Его характер эгоистичен и, он стремится получить удовольствие только для себя. Он безответственно и, даже, потребительски относится к другим, поскольку люди (в крайнем проявлении эгоизма), из живых существ, обладающих побуждениями и чувствами, превращаются в неодушевленные объекты – средства к достижению цели. Любовь такого человека – это жажда обладания – жадность. Он любит владеть, и «любит» лишь настолько, насколько получает или надеется получить удовольствие от использования данной вещи. В лучшем случае, подобная «любовь» – это только страх перед одиночеством и она не выдерживает испытание разлукой. В худшем, это садизм. Одним из проявлений такой «любви» является ревность. Полное отсутствие ревности вряд ли возможно, поскольку в каждом человеке задатки эгоизма заложены природой с ее инстинктом сохранения, защиты собственной жизни, собственного имущества, как одного из жизненно-важных факторов, защиты собственного достоинства и чувств. Абсолютное отсутствие ревности может объясняться только безразличием или подсознательным желанием прекратить отношения. Зато высокий уровень ревности с очевидностью свидетельствует о жадности и является показателем того, насколько человека любят как вещь. Для того чтобы любить человека, как человека, человек должен быть достаточно альтруистичен. Должен уметь не только брать, но и давать. Должен уметь получать удовольствие от того что, дает, проявляя, тем самым, свою силу и жизнестойкость. Таким образом, чтобы любить, нужно быть сильным, но еще более важно, нужно быть достаточно альтруистичным и (в принципе), любить человечество. То есть для любви необходимо обладание некоторыми качествами, без которых человек не способен по настоящему любить
Разумный выбор волевого акта, о котором говорит Э. Фромм, слишком похож на коммерческую сделку, чтобы быть включенным в концепцию любви.
А. В. Петровский подошел к вопросу с другой стороны. В полном соответствии с советской традицией, он не пытается вскрыть внутреннее содержание, а описал лишь внешние проявления, доступные наблюдению со стороны. Но описывает предельно корректно и точно: Любовь – это действительно интенсивно… И, не при пуританах будь прочитано, любовь обусловлена сексуальными потребностями, если уж говорить о любвик противоположному полу, а именно о ней идет речь: любое отношение, в основе которого лежит противоположность пола обусловлено сексуальными потребностями. Одно из проявлений любви – стремление быть представленным личностно-значимыми чертами, стремление вызватьлюбовь к себе, такому, какой ты есть на самом деле или, по крайней мере, каким ты себя считаешь. Если же личностно-значимые черты скрываются или уступают место лжи, то это вовсе не любовь, а мошенничество, бессовестная эксплуатация чужого доверия. Таким образом, любовь предполагает искренность.
Одной из ошибок Стернберга является разделение любви на типы (Любовь-товарищество и т. д.). Сами названия этих типов отдают какой-то детской наивностью. Но дело не столько в них, сколько в самом факте того что, любовь – высшее чувство из тех, что могут возникнуть между мужчиной и женщиной – смешивается со сходными по проявлению, но различными по смыслу чувствами. Ведь любить как друга, любить как сестру, как брата, как мать или ребенка, это совершенно не то, что скрывается под любовью к представителю противоположного пола.
Второй, более существенной его ошибкой является «решение/обязательство». Фактически, этим тезисом утверждается что, человек все взвесит и (опять же, как и у Э. Фромма) решит: «Буду любить». Чувства подменяются действием. Вместо «любовь», появляется занятие любовью.
Но проявленное Стернбергом стремление разложить сложное чувство на более простые составляющие – вполне разумно (хотя он в этом стремлении далеко не первый). Только так можно разобраться в столь сложном вопросе, разделив его на части, которые можно рассмотреть по отдельности. Проведя его анализ.
Что же это такое?
И так, мы имеем некоторое представление о свойствах любви (любви к представителю противоположного пола, любви между мужчиной и женщиной):
1. Любовь зависит от объекта, но для нее необходимо обладание некоторыми качествами, без которых человек не способен по настоящему любить.
2. Любовь обусловлена сексуальными потребностями.
3. Любовь предполагает искренность.
Осталось только определить, из чего она состоит, или, вернее, без чего ее не бывает.
1. Поскольку любовь обусловлена сексуальными потребностями, то ее не бывает без страсти. Страсть, как высшее проявление сексуального
влечения является необходимым компонентом любви. Причем, для того чтобы претендовать на элемент любви, страсть должна достигнуть такой силы, что любимый человек становится единственным источником полноценного сексуального удовлетворения – одна из причин, по которым по настоящему любящий человек не изменяет. Секс с другими становится безвкусным и не имеет никакой привлекательности. Любимый человек становится самым красивым, самым сексуальным, единственно-желанным. Люди неспособные испытывать страсть не способны и любить, уже хотя бы в силу того что, им недоступно восприятие человека как самого сексуального: сексуального для них вообще не существует ни самого, ни «не самого». Фригидные женщины, женщины, подавившие в себе сексуальные побуждения и возомнившие что, так они поднялись над животными инстинктами, а, на самом деле, только разрушившие свою психику, не способны любить.
2. Любовь не бывает без дружбы. Дружбы окрепшей на общих взглядах, общих вкусах, общих целях (муж и жена – одна сатана). При чем, именно в отношениях между мужчиной и женщиной, за счет сексуального влечения, дружба может достичь своих максимальных высот. В настоящей любви дружба достигает интимности – чувства единства, при котором все личное становится общим, а общее личным. Человек радуется радостью другого и грустит, от того что, другому грустно. Это проявляется и в обычной дружбе, между представителями одного или разных полов, но именно в любви оно достигает такой силы. Любящий получает наслаждение от того что, видит другого, слышит его голос, вдыхает его запах, прикасается и чувствует прикосновение. В дружеских отношениях между представителями одного пола интимность не достигает такого развития, оно становится возможным именно благодаря наличию, кроме общих интересов, еще и сексуального влечения. Но прикосновения уже не служат частью сексуальной игры – это способ общения. Они заменяют слова, которые становятся, отчасти, излишними, передают чувства, как правило, скрытые от других, доступные пониманию только двоих. Дружеское отношение любящего порождает стремление сделать человека счастливым и не делать того, что могло бы вызвать его огорчение – вторая причина верности (измена воспринимается как предательство, а друзей не предают) – отдать ему самого себя, жить ради него, ведь именно его жизнь и его радость становятся источником счастья для того, кто любит. И тут не обязательно наличие взаимности: хотя негативное отношение к любящему, просто не даст развиться любви, взаимности не требуется для того чтобы искренне сочувствовать или искренне радоваться. Пусть даже человек избрал другого, но если двоих объединяет дружба, радость за него неизбежна. От любимого человека ожидается такое же отношение, поэтому, если нет повода для сомнений в его любви, не возникает и ревности. Ревность сменяется неограниченным доверием. Обоюдная любовь не бывает без доверия, являющегося компонентой настоящей дружбы.
3. Любовь не бывает без уважения. Уважения к мыслям любимого, чувствам, его достоинству и авторитету. Уважения к интеллектуальным способностям человека и нравственным качествам. Уважения, доходящего до восхищения. К его словам прислушиваются, его мнение обязательно учитывается и является решающим. Любое, значимое для двоих, решение принимается только сообща. Это может вызвать некоторые сложности при расхождении во мнениях, но в любом случае, два истинных друга, два человека, уважающих друг друга и ищущих согласия, обязательно его найдут, уже хотя бы в силу того, что уважение не может дойти до восхищения без большой доли общности мнений, хотя бы по принципиальным вопросам. Подобно дружбе, уважение является гарантом преданности и доверия. Считая что, человек способен пасть до предательства и измены, невозможно им восхищаться. Как невозможно переступить в измене через достоинство человека, достоинство и чувства которого так высоко ценишь.
В итоге, как утверждали еще древние индусы, любовь это влечение тела – страсть, влечение духа – дружба и влечение ума – уважение, собранные воедино, взаимодополняющие друг друга, а в некоторых ситуациях друг друга компенсирующие и подпитывающие, не дающие друг другу ослабнуть, достигшие такой силы и слиянности, что практически не могут существовать друг без друга и не могут быть друг от друга отделены.
Многие сочтут, что так не бывает, но это означает, что они просто не способны по настоящему любить.
Пока нет комментариев.