При поступлении в школу условия жизни ребенка ужесточаются.
С первых дней в роли ученика он встречается с многочисленными
трудностями, которые должен преодолеть: это освоение нового
школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение
в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);
принятие множества ограничений и установок, регламентирующих
поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение
новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации. Вме-
сте с тем школьник получает и новые права: право на уважительное
отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место,
учебные принадлежности.
Период освоения, принятия учебной ситуации при благоприят-
ных условиях длится около 2 месяцев (всю первую четверть, а ино-
гда и весь первый год). Любящие и заботливые родители, опираясь
на высоко ценимую ребенком возможность «быть школьником»,
должны помочь ему освоить совокупность требований школьной си -
туации и учебной деятельности:
— Нельзя «бросить» ребенка в этой трудной ситуации, рассчи-
тывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна
и другая крайность — перехватывание, удушение инициативы ре-
бенка.
— Родительская поддержка может быть оказана в форме повы-
шенного интереса к тонкостям школьных заповедей, в придании
сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню статуса
ритуала.
— «Вспышка конформизма», стремление выполнить все в точ-
ности, «как сказала учительница», связана как раз с особой ценно-
стью правил и норм для новоиспеченного школьника и должна быть
принята с пониманием.
— Сетования и опасения по поводу несовершенства учителей и
школьных программ следует отложить до лучших времен
— Нужно обратить внимание на характер тех ценностей, тревог
и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в сво-
бодном общении: «Тебя сегодня не ругали?» — ценность послуша-
ния, «А кто еще в классе получил пятерку?» — ценность престижа,
«Из окон не дует?» — бытовые ценности и др.
Пока нет комментариев.