Дома, в комнате у моей мамы, соответственно бабушки моей бамбины, стоят иконы. Иконы разные, от тех, которые под стеклом и в окладе (прошу прощения, если что-то не так называю, я не очень в теме), до новодельных на маленьких таких дощечках. Еще есть какая-то книжица в кованном металлическом переплёте, пара металлических икон (или образов, как верно?).
Бамбина любит в эти "картинки" поиграть. Она может их складывать, как паззл. Или домик из них пытается строить. Я пробовала объяснять, что так делать не надо - не доходит. В первую очередь, видимо, потому что я не могу это объяснить с жаром, с чувством верующего человека, искренне так. То есть в моей интерпретации, просто не стоит этого делать, потому что так не принято. Что такое "не принято" донести до понимания сложно, бамбине 3.5 года.
Бабушка иногда раздражается и кричит. Выговаривает мне, что ребенок так делает, и НИ РАЗУ не попыталась объяснить Настасье, почему нельзя. Я неоднократно просила ее банально убрать объекты посягательства из зоны прямой доступности (низкий журнальный стол), она не хочет и требует, чтобы я не лезла и не трогала. Бабушка никогда сильно верующей не была, нормальная такая современная дама.
Сегодня бамбина утащила в очередной раз две деревянные иконки, спрятала их в тумбочку под аквариумом, испачкала их все в просыпавшемся рыбьем корме. Из третьей порывалась делать кораблик. Я, сама не знаю почему, психанула (хотя знаю почему, надоело разруливать эту ситуацию) и накричала на нее, чтобы она не смела брать иконы со стола и играть в них. Ребёнок в слезы, я на нее обычно не кричу. Еле успокоила, извинилась, сказала, что была не права. Она меня спрашивает: "Почему нельзя?". Что ответить и как быть?
Вот, решила обсудить наболевшую проблемку... Дома, в комнате у моей мамы, соответственно бабушки моей бамбины, стоят иконы. Иконы разные, от тех, которые под стеклом и в окладе (прошу прощения, если что-то не так называю, я не очень в теме), до новодельных на маленьких таких дощечках. Еще есть какая-то книжица в кованном металлическом переплёте, пара металлических икон (или образов, как верно...
Читать полностью
Да, и как объяснить, почему вдруг что-то отдельное в семье считается чужим и трогать это нельзя? Если остальное можно, и даже если случайно уронила (разбила, испортила), то не ругают. А тут даже - не трожь.
мои племянницы знают, что иконы брать нельзя, потому что это - святыня...
в них не играют, перед ними - молятся Боженьке и его Матери...
"и если просишь хорошо и ведешь себя хорошо, Боженька поможет" - говорит младшенькая (ей 5 лет)...
У нас вот не молятся. В семье верующих нет. Поэтому и манипулировать понятиями "святыня" и взывать к общехристианским ценностям считаю не совсем верным. Как объяснить что такое святыня? Если это в культурной традиции семьи, то, может, это ребенок как-то впитывает... У меня вот не впитала.
И что? как объяснить? Икона - это символ христианства, поэтому не трожь?Я вот не понимаю, почему христианство всё такое запретительное. Ладно заповеди, так ведь сплошные ограничения, а духовенство сплошь и рядом не соответствует проповедуемому. Я не собиралась тут вопросы религии обсуждать, поэтому рот на замок , теософские диспуты не помогут разрешить эту маленькую проблемку.
Если это в культурной традиции семьи, то, может, это ребенок как-то впитывает... У меня вот не впитала.
моя сестра-мать девчат - неверующая, в отличии от меня...а я пытаюсь объяснить так, как могу..со своей позиции...
извините, если обижу, но не могу понять: в неверующей семье зачем иконы?
Господь с вами! И в мыслях не держала.
Просто лично для меня икона - это не картинка в окладе... Когда умерла моя верующая соседка, её дочь-атеистка просто отнесла иконы в храм...
Liebe пишет:
Артефакт, семейная реликвия
если основываться на этом, можно попробовать убедить дочку, что эти "картинки" дОроги бабушке, что на них любоваться можно, а брать в руки нельзя? Что это - ценность?
Но у нас есть бабушка! Вы забыли про этот факт! Которая не только не хочет отдать иконы, но даже не хочет их переместить в более достойное (или хотя бы безопасное) место
Согласна,ребёнку нужно спокойно и доходчиво объяснить,что иконы -не игрушка,это святыня, перед ,которой молятся Богу.
И потом ,Вы, судя по всему ,точно не знаете ,почему Вашей маме хочется ,чтобы у неё были иконы,Вы просто полагаете,что мама неверующая и не молится,а может быть Вы не правы?
Но ,конечно,лучше бы иконам найти другое,подобающее им место...
Не нужно ссориться и ругаться из-за икон,просто расскажите ребёнку,ЧТО и ПОЧЕМУ является святыней.
Если ребёнок не знает о Боге,я бы ему кратко объяснила.
Наконец,есть детская Библия и по желанию,можно ребёнку почитать из неё.
Я читала своему сыну,когда он был маленький,ему было интересно,он слушал и задавал вопросы.
Верить или нет,молиться или нет,это личное дело каждого человека,но вот рассказать о Боге ребёнку о том, как Бог помогал и помогает людям,как излечивал и врачевал,как любил и любит людей...Я думаю,что ребёнку будет интересно послушать.
И ещё пусть Вы неверующая,но вероятно не раз говорили: "Господи помоги!"
Я ни в коей мере не навязываю своего мнения,я просто поделилась своим мнением с Вами,а Вам решать.
Желаю Вам найти взаимопонимания с мамой , с ребёнком,и пусть больше не возникает у Вас ссор никогда.
Мира Вам и терпения!
Для меня иконы не святыня, а просто объект культа (христианского, православного в данном случае) к которому стоит относиться с почтением.
Рассказывать о Боге как о сказке? Или о Боге как о чём? Или Библию ей начать ретранслировать? А почему не Коран? Я сама еще не осилила всю Библию, да и 90% т.н. верующих, полагаю, тоже.
"Боже мой!" "Господь с тобой!" и прочие фразы могли проскальзывать в моей речи, неся смысловую нагрузку на уровне междометий типа "Батюшки мои". Понимаете ли, есть разница между неверующим и атеистом, вот я скорее во втором эшелоне, с некоторыми усложнениями
Еще раз повторюсь - вопросы веры для ребенка такого возраста еще сложны, а в том виде, в каком они преподносятся, это просто промывка мозгов и подготовка к включению в ряды тех, к кому относят себя члены семьи.
Бабушка скорее неверующая, чем атеистка. Она из тех, кто раз в жизни может пойти в Храм, когда сильно нужно у Бога что-то попросить, не зная, как куда и зачем ставить свечи, или заказать заупокойную по умершим, потому что "так принято".
Ну и из Вашего поста я вижу, что у Вас тоже (не обижайтесь) немного каша в голове. Кого там Бог излечивал и врачевал? Или речь об Иисусе?
Вот именно поэтому я и не хочу раньше времени в неокрепшие мозги вкладывать "расхитованные" сюжеты, больше похожие на сказки. Лучше уж тогда легенды Древней Греции и Рима рассказывать, все к мифологизированному детскому сознанию ближе.
Каждый сам выбирает себе Святыню! Кто- то находит для себя Святыню в Храме и бережёт в душе веру и милосердие.У кого- то иные ценности и взгляды на жизнь... Понимаю,что вера в Бога для Вас это просто пустой звук,сказка,но уважение к верующим проявлять всё же необходимо: НЕЛЬЗЯ говорить о БОГЕ ,как о сказке! И Вы ещё говорите ,что относитесь с почтением?!
Конечно,я не очень сильна в теологии,не всё знаю о Боге,о чудесах им сотворённых,о Святых Угодниках мало знаю (знать всё не возможно!),но это всё поправимо (всегда можно почитать книги или найти необходимое в интернете), может быть у меня в голове и "каша",зато в душе всё ясно и понятно!!
Если нет в душе веры в Бога,то лучше рассказывайте ребёнку мифы Древней Греции,думаю,что у Вас это получится лучше.
Значит так. Вдаваться в обсуждение вопросов веры не хотелось, но на условные "обвинения" придется ответить, по крайней мере для того, чтобы разъяснить свою позицию.
Для меня вера в Бога не пустой звук, и тем более не сказка, как минимум потому, что я изучала этот вопрос довольно основательно. Я задавала Вам вопрос, как Вы предлагаете рассказывать ребёнку о БОГЕ, так, чтобы не промывать ему мозги понятиями какой-либо РЕЛИГИИ. Я пока не вижу таких возможностей. Вы изначально исходите с позиций христианства, я же, даже с учетом того, что православие является в нашей стране на данный момент господствующей религией, я не хочу готовить еще одного прихожанина, выбравшего этот путь не умом и сердцем, а потому что традиция.
А детские Библии? Вы вообще видели этот жутко-пародийный кошмар на действительно великую книгу? От подачи материала в стиле комиксов, до как раз-таки сказочного изложения известных библейских сюжетов, выдранных из контекста. На этом можно основывать рассказы ребёнку о Боге?
Именно поэтому я отложу свои беседы об этом непростом вопросе до того момента, когда детское сознание будет готово относительно свободно оперировать абстрактными понятиями. Это моё мнение и мой подход, ничуть не умаляющий другие методы. К слову, вспомните, что было лет тридцать назад, и в каком виде, соответственно родители (а также бабушки и дедушки) могли доносить до детей православие, суть и корни которого, очень сильно подрублены.
К слову, моя истинно верующая, двоюродная сестра, живущая в данный момент не в России, а в католической стране, крестилась осознанно в подростковом возрасте. И даже сумела обратить в православие одного католика из Перу, чем вызвала его серьезный конфликт с семьей. И имеет довольно большие проблемы в общении со сверстниками, но упрямо отстаивает свою веру, за что я ее сильно уважаю.
Да, и святыни бывают разными. Сейчас я внушаю ребёнку, что для нашей страны таковыми стоит считать все памятные вещи, связанные с Победой в Великой Отечественной Войне, а также саму памятную дату - 9 мая. Потому что именно об этом слишком уж быстро забывают на просторах нашего бывшего СССР, и я хочу, чтобы хоть в России была сохранена память о подвиге народа.
А всякие там скинии, умывальницы и ковчеги лично для меня такой ценности не имеют. Как-то так...
Рассказывать о Боге как о сказке? Или о Боге как о чём?
я кстати после этого задумалась, как же мне в свое время про Него рассказывали. потому что года в четыре у меня какие-то представления о Боге были (сейчас не помню уж точно, какие именно), так и не вспомнила. зато вспомнила, что когда мне было лет 5-6 по ТВ шел мультсериал о Библейский событиях, доступно для детей, без именно религии. именно оттуда помню про изгнание Адама и Евы, про Самсона и Далилу, про Ирода. эх, вспомнить бы название! мне кажется самое то для маленьких.
Но ведь это - просто сюжеты! Просто знакомство ребенка с, простите если грубовато выражаюсь, тематикой типа фольклор. Народные сказки, легенды и сказания народов мира, потом библейские сюжеты. А сколько всего в буддизме, чего не знаем мы, но знает каждый китаец 3 лет (утрирую). Я обожала в детстве сборник Хитопадеша, сейчас вот нашла эту свою старую книгу - хит для младших школьников, ИМХО. А про Бога там нет ничего, в моем понимании.
У нас в спальне в зоне доступности стоят иконы. Причём, дочь могла дотянуться до них ещё года в два. Но они её особо никогда не привлекали. Один раз была попытка поиграть, потрогать, переставить, но после моего: "Саша, это не игрушка, эти тёти и дяди нас оберегают. Они могут упасть, удариться, разбиться и тогда нас некому будет оберегать" - больше попыток не было.
А может не привлекают потому, что стоят в зоне досягаемости? Потому как, наша другая коллекция, закрытая под замок в стеклянной витрине, не даёт ей покоя, невзирая на все наши "нельзя".
Вот тоже всегда там стояли и тоже никогда не интересовали. Пару месяцев как началось... Мне еще кажется, тут элемент вредности проявляется и как раз то, что не разрешают, а почему, толком не говорят. Типа - запретный плод.
Вы бабушке скажите, что не находите слов убедить ребёнка не трогать иконы и пусть она попробует сама поговорить с малышкой. Ну или убрать выше, как вы писали.
Еще раз: бабушка самоустраняется от решения проблемы, при этом злится, кричит и даже один раз плакала. Высказывает всё мне, ребенку причин своего недовольства не поясняет, может просто иногда отнимать с недовольным видом и требовать, чтобы не брала. Убирать отказывается и мне запрещает, типа не смей трогать и не лезь.
моему 2,5...иконы висят выше,чем он может достать,тоже проявляет к ним интерес,но знает,что нельзя. лучше убрать на время,малышка не понимает,что это и для чего. если уже дали и она играла ими,то объяснить почему нельзя играть еще-не возможно.
Отведите ребенка в храм просто как на экскурсию, ну и расскажите ребенку наглядно для чего иконы и откуда берутся
по крайней мере от этого хуже не будет
Бывали. Как на экскурсии бывали и в православных, и в католических, в лютеранский на орган иногда ходим. Ей там все интересно, потому что красиво. Действительно, красиво. Минимум, что это за сооружения и для чего в них ходят, я ей рассказывала.
Потому что эти вещи дороги бабушке, а она может их сломать, порвать и т.д.
В 3, 5 года ребёнок в состоянии это понять. Или ей можно делать и трогать абсолютно всё ? Если так, то тут, конечно, сложнее..
Она их не может сломать или порвать. Я пробовала манипулировать аккуратностью. Типа, это очень ценные картины. Она мне совершенно внятно говорит, что я те, которые со стеклышком не трогаю, я могу их разбить, она у меня открылась (то есть брала уже). И когда из книжицы рассыпала листочки, сказала "ой!", собрала их и больше не берет. А вот с деревянными сложнее.
Нет, протерли и они как новые. Просто как-то неприятно. Если бы бабушка увидела, опять были бы истерики и вопли: "Отними у нее! Объясни ей!"
Ну почему нельзя играть дощечками? Они красивые, из них картинка большая хорошо складывается. Аккуратно, прямо у бабушки на кровати. Вот так я вижу детские сомнения со стороны. И она их потом обратно ставит.
А в чем мне оправдываться? По мне так играла бы она иконами, я бы и в ус не дула. Я не вижу в этом крамолы,а в ситуации не вижу никакой беды, кроме конфликта с мамой моей, и даже скажу больше - я переживаю за ее переживания. Чего она так упёрлась, вот где собака зарыта.
А убедить бамбину без насилия и иррациональных запретов, способ сохранить мир и покой в датском королевстве.
Вот совершенно никаких проблем. Если она захочет их брать, пусть берет. Просто я ей объяснила, что это мамины драгоценности, с которыми нужно обращаться аккуратно (она случайно один раз запинала под плинтус сережку), поэтому или не бери или бери очень осторожно. Она сама предпочитает не брать, некоторые лежат в свободном доступе (грубо говоря, если сегодня носила), но бОльшая часть - в недоступном. Это как таблетки, проще спрятать, чем потом переживать.
Потом я допускаю подконтрольное использование опасных предметов, с тем, чтобы ребенок реально понял (попробовал) в чем опасность. Иконы же что, опасны? Тут же вопросы скорее из области морали, и как объяснять?
Мне кажется, тут вопрос не в том, что святыня или не святыня, а в том, что есть какие-то вещи, которые принадлежат ко взрослому миру. Они не опасны, но они ей не игрушка. Точно так же, как не игрушка дорогие серьги или стеклянная ваза или фотография прабабушки. Нельзя - потому что это взрослая вещь, не ее. И взрослые не хотят, чтобы это трогали.
хотя, вот честно, если жалко иконы - убрать бы их. Все равно испортит.
Девочки, я так много вопросов ПОЧЕМУ тут задаю, потому что собираюсь все эти ваши "потому что" опробовать на ребенке, но только, чтобы было понятно и доступно.
ПУСТЬ БАБУШКА УБЕРЕТ ИКОНЫ ПОВЫШЕ, ИЛИ В ДРУГОЕ МЕСТО.ребенок в 3,5 года не понимает еще что это иконы (тем более что в вашей семье к ним относятся равнодушно(не знаю какое слово подобрать, в смысле что вы неоцерковленная семья, в которой соблюдаются посты ,традиции и пр), для ребенка иконы- КАРТИНКИ!!!,перерастет дочка,все будет ок.
И согласна с ответом выше- сходите в храм и покажите иконы, что их никто не трогает.
что значит пусть? так же легко можно сказать - пусть ребенок их не трогает.
я же писала, что проблема тут скорее всего в бабушке: она самоустраняется от решения проблемы, при этом злится, кричит и даже один раз плакала. Высказывает всё мне, ребенку причин своего недовольства не поясняет, может просто иногда отнимать с недовольным видом и требовать, чтобы не брала. Убирать отказывается и мне запрещает, типа не смей трогать и не лезь.
НеВоцерквленная семья Вы хотели сказать? Ну, таких немного...
В храмах были неоднократно, во многих, в разных странах. Там иконы выглядят иначе и ВИСЯТ на стенах или стоят с определенных местах. Тут же, действительно, журнальный столик, журналы с картинками и рядом картинки на дощечках. Именно так это видит ребёнок.
Вот полностью согласна! Ребенок еще не понимает.
У нас тоже играла с иконами, правда помладше была, 1-2 годика. Я просто собрала их и спрятала в шкаф.
И все остальные запретные вещи также. Это сделать проще, чем постоянно объяснять и уж тем более психовать и кричать.
Кричать на малышку из-за икон... В голове не укладывается.
Простите, не обижайтесь, но у вас бабушка сама себя ведет как ребенок 3-х летний.
и если ребенку это так интересно, КУПИТЕ(у бабушки возьмите) иконку святого девочки.Или ангела-хранителя. Пусть играет с ней.Пусть в кроватке спит с ней. Это мы,взрослые,не знаем,что творится в душе ребенка, вы пишите что она не крещенная, вот и может стоит в храм сходить,вдруг ей понравится колокольный звон, атмосфера, можно поставить свечку Богородице с младенцем.Если вы сами атеистка ярая, пусть бабушка сходит с внучкой.Никто же не заставляет идти и крестить.
Бабушка - неверующая! Крестить ребенка не хочет никто, бабушка в храм не ходит.
Иконку святого я покупать не буду, как уже говорила - вырастет, сама разберется, где ее Бог. Не буду же я сейчас пытаться приобщать ее к разным верованиям и смотреть на реакцию.
В храме были, много раз во многих местах. В Сербии с ней ходила еще в 9 месяцев знакомая женщина, недавно заходили в Греции в часовню. В Ярославле ей доверили играть на колоколах, выбрали самую маленькую из толпы. В Новодевичьем были.
Вы так думаете, что ее интерес к иконам, это проявление тяги к Богу?
Ну я не знааааааю! Она даже не убивается, а злится скорее. Единственная попытка выяснить, чего она так упёрлась, и почему нельзя решить проблему простым путем (убрать) - привела к бабушкиным слезам и вариациям на тему не лезь, не трожь. Может она в душе верующая, только стесняется признаться. Или хочет к вере прийти, поэтому ее так и колбасит.
Я знаю от бабушек своих и вообще не раз слышала от знающих людей, что иконы должны находится на уровне не ниже головы в доме...это так к слову....
и если уж на то пошло, смысл держать иконы в доме, если к ним такое отношение включая и не особо верующую бабушку
Если хранить как просто семейную ценность и память, то можно и в шкафу.
Если использовать по назначению - то полагается иметь "красный угол", я так понимаю.
Если невозможно убедить в этом бабушку - то стоят на журнальном столике, ПАТАМУШТА. Всегда так стояли. Вы что, не знаете, каково сдвинуть с места наших милых мам, когда-то бывших такими гибкими и рациональными, а с возрастом становящихся занудными и непредсказуемыми? Я с ужасом думаю, неужели я тоже такой буду....
К сожалению, я не могу отнести дорогие мне иконы в храм. Например, икону, подаренную мне бабушкой на крещение. Или икону с моим ангелом-хранителем. Лучше пусть лежат в укромном месте, в специальной шкатулке, чем если бы ребенок играл с ними и портил. Подрастет - достану.
Может, я чего не понимаю? Но мне кажется, что у ребенка трех с половиной лет должно быть понимание слова "нельзя". Ну, как нельзя сунуть палец в розетку, нельзя стучать по стеклу, нельзя шуметь, когда мама спит, нельзя брать бабушкины очки. Нельзя брать бабушкины иконы.
В моей системе воспитания всему должно быть логичное объяснение, а не тупой запрет.
Поэтому я с вашей помощью и пытаюсь найти слова, чтобы донести это до ребёнка.
Почему, кстати, нельзя стучать по стеклу? Или брать бабушкины очки?
Потому что стекло можно разбить, а бабушквины очки -потому что они бабушкины. У каждого члена семьи есть личные вещи, которые принадлежат именно этому человеку.
А если ребенок бежит через дорогу, Вы схватите его за руку, или будете что-то объяснять на бегу?
Почему запрет тупой? Вполне обоснованный. Потому что это вещь бабушкины. Всё. Какие еще объяснения?
Вобще-журналыто анекдот про японскую систему вспомнился...
Стекло можно разбить, если по нему лупить со всей дури. А если постучать, ничего ему не будет., кроме звука стука по стеклу. Кстати, разнообразного. Вы вот в деревне как в окошко постучите?
И бабушкины очки можно брать аккуратно, особенно если бабушка просит их принести.
У нас разный подход к воспитанию, Вы исходите из запретов, я из разумных (и очень широких) дозволений и объяснений.
А нельзя брать бабушкино, потому что оно бабушкино, ну да, яснее ясного. Только одно бабушкино брать можно, а другое бабушкино брать нельзя.
Бег через дорогу - угроза жизни, тут другая ситуация, я и чужого схвачу. Нельзя подменять понятия.
А вот ваша последняя фраза: "потому что это вещь бабушкина - всё - какие еще объяснения?" мне напоминает скорее дрессировку. Еще раз повторюсь, не наш метод.
Я как раз за разумное и очень широкое разрешение. Но при этом есть вещи которые нельзя потому что НЕЛЬЗЯ. Сюда входят розетки, газовая плита, не его телефоны, через годик войдет бег через дорогу, бабушкины очки можно тогда, когда бабушка просит принести, в другое время -нельзя. Мальчику 1,5, понимает. Другое дело, что бабушка ведет себя неразумно...
Нельзя не потому что нельзя, а потому что опасно, больно, травматично и прочая и прочая. Такое ощущение, что мы говорим об одном и том же, но на разных языках. К тому же, я уверена на 99%, ребенок будет нарушать запреты, если он нормальный, живой и любознательный ребенок, чтобы понять, что будет, если сделать не так. Поэтому очень желательно давать нарушать подконтрольно, наблюдая за этим по возможности незаметно. Или показывать реальные последствия со стороны. Вот когда шишки будут набиты, а опыт получен, тогда и будет разумное понимание, что и почему нельзя.
Тут, правда, если огромная сложность в виде вот таких нерациональных бабушек. Мы вот регулярно сталкиваемся с проблемой: почему тети и дяди перебегают на красный, когда "человечек стоит", почему переходят через дорогу не по зебре, почему водители не пропускают на зебре... Вот тут приходится выкручиваться всевозможными методами.
Такое ощущение, что мы говорим об одном и том же, но на разных языках.
По сути - да. И тем не менее, я оставляю для себя возможность запрета "потому что нельзя". Хотя, если подумать, то обяснить можно всё. Но, в Вашем случае, я сначала именно ЗАПРЕЩУ, а потом объяснять буду. Ибо бабушкину нервную систему учитывать теже надо ))))
ЗЫ: Кста, я - бабушка. И пишу про внука Но я и мать - ехидна, и бабушка не из тех, которые в общепринятом смысле
А не бывает, что она игрушку свою на площадке не хочет кому- нибудь отдавать? И можно не отдавать, потому что это ее . Надо как то же объяснить, что другим людям может не нравится, когда трогают их вещи. Должны же быть какие- то ситуации, когда она не хочет, чтобы трогали ее вещи. Провести параллель. Нужно объяснить, что чужое брать без разрешения хозяина нельзя. Это даст ребенку гарантии, что и его вещь, если она не захочет- не возьмут. Остальное бабушка разрешает тебе брать, а картинки - нет. Вообще пора усложнять. Мир не настолько логичен, ни всему найдутся объяснения. Надо привыкать.
Бабушке- мама, я атеистка, но я уважаю чужую веру! То, что у нас на уровне коленок стоят иконы- это богохульство. Спроси у любого священника в церкви. Давай, хоть мы и не верующие, раз у нас есть в доме иконы, хотя бы минимально соблюдем положенные традиции . Я не предлагаю городить красный угол, но их надо поставить минимум на уровень лица, а вообще лучше выше.
Бабушке- мама, я атеистка, но я уважаю чужую веру! То, что у нас на уровне коленок стоят иконы- это богохульство. Спроси у любого священника в церкви. Давай, хоть мы и не верующие, раз у нас есть в доме иконы, хотя бы минимально соблюдем положенные традиции . Я не предлагаю городить красный угол, но их надо поставить минимум на уровень лица, а вообще лучше выше.
Вопросы собственности у нас решены очень благополучно. Делиться и не делиться умеем, своё отстоять можем, на чужое без надобности не посягаем.
Просто собственностью тут дело не решишь, видимо. Я так понимаю, что раз бабушка ни разу не поясняла, что это ее личное, то ребенок воспринимает иконы просто как деталь интерьера. А это у нас уж точно не личное, а общее. Ну или другой вариант - будет приходит к бабушке и спрашивать разрешения поиграть, итог я думаю будет тем же.
Бабушка никакие разумные доводы не воспринимает. Ей даже наша прабабушка (те. моя бабушка, живет отдельно) уже говорила, что иконам там не место. Ответ один: стояли там всегда и стоять будут. ПАТАМУШТА.
Извините, я не психолог, но, мне кажется, что у вас накопилось много претензий и непонятностей к вашей маме. Потому что все это напоминает мне мои претензии к матери. Я заранее приношу извинения, если ошибаюсь. Потому что вы ходите вокруг да около, и все доводы, которые вам приводили, в том числе разумные и даже совпадающие с вашими методами в воспитании, вы отметаете. И они ( методы) насколько я поняла, принципиально противоположны методам, которые использовала ваша мама , когда воспитывала вас. Вопрос не в том, как объяснить вашей дочке. Сверху ссылка " консультации" - там есть консультации психологов, надо туда написать ваш вопрос. Я в смысле сейчас доброжелательно пишу, не подумайте плохого если вопрос все- таки в том, чтобы дочка не строила башенки из икон, купите ей i-pad .. Нереально помогает забудет про все.
не представляете, но я из породы любителей Android, и у ребенка есть собственный планшет, в котором она разбирается в игрушках типа Изобретения Петсона,что для меня реально удивительно.
Мама меня не воспитывала, вообще. То есть, конечно, она общалась со мной, но именно воспитанием и образованием занимались бабушка и дедушка.
Вопрос текущий - именно как объяснить ребенку, чтобы снять напряженность. Вопрос основной - да, разобраться с причинами маминых бздыков. Может еще помощь нужна..
Нет, она работала за квартиру, жили вместе, но уходила она рано утром и приходила поздно вечером. По субботам тоже всегда работала, типа какие-то полторы ставки или что там - не знаю. Даже на работу вышла, едва мне исполнился месяц, грудью кормить бегала домой, благо 5 минут от дома. Бабушка и дедушка были уже на пенсии, мама очень поздний для тех лет ребенок (бабушка родила маму в 40 лет), они со мной и сидели. Дедушка был очень интеллигентным и образованным человеком, он занимался моим развитием, учил меня всему, а бабушка собственно тащила на себе быт. Отец погиб в Афгане,позже появился отчим, которого я считала своим отцом. Принимать кое-какое участие в воспитании мама и папа начали примерно со школьных лет, но все равно урывками и не с той глубиной, как бабушка и дедушка. Мама даже никаких навыков в общении и обращении с маленькими детьми не сохранила, для нее внучка в грудном возрасте была как НЛО.
не все так хотят воспитывать детей. например, у меня не так, а так: если шуметь, то мама может проснуться, будет усталой и пр. а "нельзя" - это про луну с неба достать.
Да, это про нас
Только у меня еще и луну можно пробовать доставать с неба. Хвать! Не получилось? Давай подумаем почему...
Вот завтра решила провести с бамбиной задушевную беседу, что ей так эти иконы дались. В пику бабушке что ли? А может хочет ее повышенного внимания, хоть и искаженным таким образом способом...
От Вас прозвучало - нельзя потому что нельзя.
Какая каша будет в голове у ребенка? А можно потому что можно? А как определить, что можно, а что нельзя? К каждому конкретному случаю запоминать варианты?
А я так понимаю: нельзя - это невозможно ни при каких обстоятельствах. Это очень серьезный запрет. Не стоит его обесценивать вешая на такие банальные вещи как бабушкины очки. Да, дольше объяснять - "это баушкина вещь,она может сломаться, мы ее брать не будем" и положить их туда,где ребенок их не достанет и не заинтересуется,не увидит.
Я хочу растить ребенка в мире,где он может быть исследователем - изучать объекты,пространство, причины и следствия. А в мире,где есть слово "нельзя", ребенок не знает куда он может ступить,чтобы не нарушить запрет, все время живет с оглядкой на то разрешит ли родитель или нет; впоследствии имеет искушение взбунтоваться и пойти нарушать запреты
Тут надо с бабушкой работать. И ругать ребенка из-за упрямства бабушки не считаю правильным. Вы воспитываете ребенка свободной личностью, показываете, что мир и люди - разумны. Если со стороны значимого взрослого идет необъяснимое поведение - при чем здесь ребенок?
Я с Вами согласна, что ребенок берет все, что хочет в пределах видимого. Если что-то мне дорого - оно убирается туда,где достать невозможно. В розетки вставляются заглушки, что такое "горячо" объясняется на прикосновении к несмертельно горячему чайнику.
Варианты: закрыть свободный доступ к бабушкиным вещам. Это только справедливо, если у взрослого человека есть островок,где все по его правилам, пусть это и причуды. Но если бабушка настаивает на невозможном - вбить голову ребенку, что нельзя трогать что хочешь, хотя еще вчера было можно - только разъехаться.
Да, именно так. Я не могу понять причин ее (бабушкиного) поведения. Просто мне важно сейчас снивелировать ситуацию, чтобы не нагнетать атмосферу. Сделать это проще с ребенком, которая в данной конкретной ситуации более разумна. То есть бабушка упёрлась безо всяких аргументов и ведет себя странно. У нас в следующем году будет перепланировка, я хочу тихо, вежливо и тактично под этот ремонт избавиться от столика и переместить иконы в более подобающее им место. Сейчас надо как-то развести враждующие стороны, а точнее одну воинствующую без повода, а вторую невинно страдающую.
Добрый день!
Педагоги в таких случаях обычно отвлекают внимание ребенка другими, не менее интересными вещами. Попробуйте предложить ей что-либо аналогичное. Например, фотографии в рамках, паззлы для детей. То есть переключить внимание в другое русло. С другой стороны, если она тянется к иконам, то, возможно, как говорили выше, она тянется к ним духовно? Вы говорите, о том, что она, когда вырастет - выберет. Так может она уже сделала выбор? Тем более, что была в других церквах? Дети более тонкой душевной организации, необязательно для выбора религии нужно стать взрослым. Удачи Вам!
У нас достаточно развивающих игр, тех же паззлов и других специальных предметов. Но детям ведь интересно играть подручными предметами. Допустим, я отвлекла ее внимание один раз, потом второй. А потом не отвлекла, и она опять стала с ними играть. Или мне следить за ней ежеминутно?
А насчет выбора религии и более тонкой душевной организации, уверена, что это не так. Ей в равной мере нравится и в католической красоте, и в православной роскоши, и в лютеранской простоте. Ну и каким-то колокольчиками из китайских храмов она любит играть, так что, к буддизму тянется?
Вы попробуйте для начала ребенку объяснить, что это чужое и если она хочет поиграть, то надо спрашивать у бабушки. И уж пусть ребенок идет к бабушке и спрашивает у нее.
Потом в 3,5 года ребенок все таки должен понимать, что можно трогать, а что нельзя.
Скажите, что это не игрушки, и они могут сломаться и бабушка будет очень расстроенна.
У меня сын как то попытался поиграть с иконкой ангела-хранителя, я ему спокойно объяснила, что это очень важная картинка и она защищает его и к ней надо относиться очень аккуратно. Мы ее спокойно оставили в сторону и больше с ней не играли.
А Вы думаете, я не объясняла? Что бабушке не нравится, когда это трогают. Что это не игрушки. Если Вы внимательно читали пост, то ее интересует - почему? И самое лучшее было бы, если бы бабушка изначально это сказала бы сама.
У Вас ситуация иная, Вы можете сыну объяснить ту ценность иконы, которую она представляет для Вас и вашей семьи (защита). У меня же они такую смысловую нагрузку не несут.
А ребенок в таком возрасте ничего еще не должен. Тем более что есть огромное количество вещей, с которыми он еще не сталкивался. Он может или не может. Может понять или не может. Вот я думаю, что моя не может понять, почему вдруг так иррационально и жестко. Почему в отношении других вещей такого не было. Что ж это такое заманчивое и странное, что выбилось из общего списка.
В общем, сегодня днем мягко провентилирую вопрос исходя из всех ваших подсказок, посмотрим, что получится.
А Вы думаете, я не объясняла? Что бабушке не нравится, когда это трогают. Что это не игрушки. Если Вы внимательно читали пост, то ее интересует - почему?
Вот именно в этом случае я бы сказала - ПОТОМУ ЧТО НЕЛЬЗЯ. Всё, точка. Потом, вероятно, взвращалась бы к этому вопросу, объясняла. Но сначала решила бы вопрос категорично, ИМХО.
Я ваш пост читала. Поэтому и говорю, что ребенок в таком возрасте должен понимать, что это трогать нельзя. Что эта чужая вещь, и если он так хочет с ней поиграть, то пусть спрашивает у того, чьей вещью он заинтересовался.
Вы же ему объяснили что в розетку пальцы нельзя ставить, что чашку горячую трогать нельзя, да это представляет опасность для него. Но в таком возрасте 3,5 года ребенок именно должен понимать, что есть не только его игрушки и его территория например, но есть еще и чужое.
Я так предполагаю, что когда вы гуляете на площадке, если ребенок хочет взять чужую игрушку, вы ему говорить, что для начало надо спросить, можно или нет.
И потом когда вы говорите нельзя, вы же всегда находите логическое объяснение-почему.
Так вот здесь может сработать тот же принцип, пусть бабушка объяснит ей почему нельзя!
бабушка самоустраняется от решения проблемы, при этом злится, кричит и даже один раз плакала. Высказывает всё мне, ребенку причин своего недовольства не поясняет, может просто иногда отнимать с недовольным видом и требовать, чтобы не брала.
Ваш ребенок сам подходит к бабушке и спрашивает :"Бабушка могу я поиграть в твои игрушки? Почему нельзя?"
В следующий раз скажите ребенку, что бы она сама подошла и спросила у бабушки, почему нельзя.
И объясните еще и бабушке, раз не нравится, то пусть приведет свои доводы именно ребенку, а не вам.
Если она не может или не хочет сделать этого сама, то вы до своего ребенка должны донести, тот факт, что это чужая вещь и бабушка не хочет что бы ты в них играла.
Скажите, если тебе нравятся эти картинки, пойдем и купим тебе, в них ты сможешь играть спокойно.
В следующий раз скажите ребенку, что бы она сама подошла и спросила у бабушки, почему нельзя.
в экспериментальных целях попрошу, но заранее жаль ребенка, потому что бабушка даже мне не может объяснить почему их трогать нельзя (вариант переместить мягче, чем играть)
Slim Orhid пишет:
И объясните еще и бабушке, раз не нравится, то пусть приведет свои доводы именно ребенку, а не вам.
многократно было проделано, итог - ноль.
Slim Orhid пишет:
Скажите, если тебе нравятся эти картинки, пойдем и купим тебе, в них ты сможешь играть спокойно.
абсолютная глупость (ИМХО) покупать специально ребенку иконы, чтобы она в них играла. Хотя тут можно поэкспериментировать и посмотреть на бабушкину реакцию - так ли ей нужны и важны эти конкретные иконы, или тут вопрос о неприкосновенности икон вообще.
Если у вас в семье нет особого отношения к религии, и бабушка умывает руки во всем, то бишь получается разбирайтесь сами, и не прокатывает слово нельзя и причины почему этого делать не стоит, купите ей, и постепенно объясняйте, кто на них, что это значит и тд. Пусть называет это игрушками, может тогда бабушка скажет, что это как раз не игрушки, а совсем другое. По крайней мере конфликт с иконами бабушки вы надеюсь уладите.
Вообще ребенка стоит готовить к тому, что другим людям может не нравятся какие то действия совершаемые ей. И что к этому тоже надо прислушиваться, а иногда и самой стоит узнать причину, подойти и спросить. Иногда в таких случаях объяснения постороннего или другого родственника могут сыграть на внимание и ребенок при слушается.
Для ребенка - красивые картинки на первый взгляд.
в них не играют, перед ними - молятся Боженьке и его Матери...
"и если просишь хорошо и ведешь себя хорошо, Боженька поможет" - говорит младшенькая (ей 5 лет)...
извините, если обижу, но не могу понять: в неверующей семье зачем иконы?
Просто лично для меня икона - это не картинка в окладе... Когда умерла моя верующая соседка, её дочь-атеистка просто отнесла иконы в храм...
если основываться на этом, можно попробовать убедить дочку, что эти "картинки" дОроги бабушке, что на них любоваться можно, а брать в руки нельзя? Что это - ценность?
и я уверена, что кузина ваша будет вам благодарна
И потом ,Вы, судя по всему ,точно не знаете ,почему Вашей маме хочется ,чтобы у неё были иконы,Вы просто полагаете,что мама неверующая и не молится,а может быть Вы не правы?
Но ,конечно,лучше бы иконам найти другое,подобающее им место...
Не нужно ссориться и ругаться из-за икон,просто расскажите ребёнку,ЧТО и ПОЧЕМУ является святыней.
Если ребёнок не знает о Боге,я бы ему кратко объяснила.
Наконец,есть детская Библия и по желанию,можно ребёнку почитать из неё.
Я читала своему сыну,когда он был маленький,ему было интересно,он слушал и задавал вопросы.
Верить или нет,молиться или нет,это личное дело каждого человека,но вот рассказать о Боге ребёнку о том, как Бог помогал и помогает людям,как излечивал и врачевал,как любил и любит людей...Я думаю,что ребёнку будет интересно послушать.
И ещё пусть Вы неверующая,но вероятно не раз говорили: "Господи помоги!"
Я ни в коей мере не навязываю своего мнения,я просто поделилась своим мнением с Вами,а Вам решать.
Желаю Вам найти взаимопонимания с мамой , с ребёнком,и пусть больше не возникает у Вас ссор никогда.
Мира Вам и терпения!
Рассказывать о Боге как о сказке? Или о Боге как о чём? Или Библию ей начать ретранслировать? А почему не Коран? Я сама еще не осилила всю Библию, да и 90% т.н. верующих, полагаю, тоже.
"Боже мой!" "Господь с тобой!" и прочие фразы могли проскальзывать в моей речи, неся смысловую нагрузку на уровне междометий типа "Батюшки мои". Понимаете ли, есть разница между неверующим и атеистом, вот я скорее во втором эшелоне, с некоторыми усложнениями
Еще раз повторюсь - вопросы веры для ребенка такого возраста еще сложны, а в том виде, в каком они преподносятся, это просто промывка мозгов и подготовка к включению в ряды тех, к кому относят себя члены семьи.
Бабушка скорее неверующая, чем атеистка. Она из тех, кто раз в жизни может пойти в Храм, когда сильно нужно у Бога что-то попросить, не зная, как куда и зачем ставить свечи, или заказать заупокойную по умершим, потому что "так принято".
Ну и из Вашего поста я вижу, что у Вас тоже (не обижайтесь) немного каша в голове. Кого там Бог излечивал и врачевал? Или речь об Иисусе?
Вот именно поэтому я и не хочу раньше времени в неокрепшие мозги вкладывать "расхитованные" сюжеты, больше похожие на сказки. Лучше уж тогда легенды Древней Греции и Рима рассказывать, все к мифологизированному детскому сознанию ближе.
Конечно,я не очень сильна в теологии,не всё знаю о Боге,о чудесах им сотворённых,о Святых Угодниках мало знаю (знать всё не возможно!),но это всё поправимо (всегда можно почитать книги или найти необходимое в интернете), может быть у меня в голове и "каша",зато в душе всё ясно и понятно!!
Если нет в душе веры в Бога,то лучше рассказывайте ребёнку мифы Древней Греции,думаю,что у Вас это получится лучше.
Для меня вера в Бога не пустой звук, и тем более не сказка, как минимум потому, что я изучала этот вопрос довольно основательно. Я задавала Вам вопрос, как Вы предлагаете рассказывать ребёнку о БОГЕ, так, чтобы не промывать ему мозги понятиями какой-либо РЕЛИГИИ. Я пока не вижу таких возможностей. Вы изначально исходите с позиций христианства, я же, даже с учетом того, что православие является в нашей стране на данный момент господствующей религией, я не хочу готовить еще одного прихожанина, выбравшего этот путь не умом и сердцем, а потому что традиция.
А детские Библии? Вы вообще видели этот жутко-пародийный кошмар на действительно великую книгу? От подачи материала в стиле комиксов, до как раз-таки сказочного изложения известных библейских сюжетов, выдранных из контекста. На этом можно основывать рассказы ребёнку о Боге?
Именно поэтому я отложу свои беседы об этом непростом вопросе до того момента, когда детское сознание будет готово относительно свободно оперировать абстрактными понятиями. Это моё мнение и мой подход, ничуть не умаляющий другие методы. К слову, вспомните, что было лет тридцать назад, и в каком виде, соответственно родители (а также бабушки и дедушки) могли доносить до детей православие, суть и корни которого, очень сильно подрублены.
К слову, моя истинно верующая, двоюродная сестра, живущая в данный момент не в России, а в католической стране, крестилась осознанно в подростковом возрасте. И даже сумела обратить в православие одного католика из Перу, чем вызвала его серьезный конфликт с семьей. И имеет довольно большие проблемы в общении со сверстниками, но упрямо отстаивает свою веру, за что я ее сильно уважаю.
Да, и святыни бывают разными. Сейчас я внушаю ребёнку, что для нашей страны таковыми стоит считать все памятные вещи, связанные с Победой в Великой Отечественной Войне, а также саму памятную дату - 9 мая. Потому что именно об этом слишком уж быстро забывают на просторах нашего бывшего СССР, и я хочу, чтобы хоть в России была сохранена память о подвиге народа.
А всякие там скинии, умывальницы и ковчеги лично для меня такой ценности не имеют. Как-то так...
А может не привлекают потому, что стоят в зоне досягаемости? Потому как, наша другая коллекция, закрытая под замок в стеклянной витрине, не даёт ей покоя, невзирая на все наши "нельзя".
по крайней мере от этого хуже не будет
Ребенок не крещен, водить ее в церковь и тем более учить молитвам не хочу. Вырастет, сама выберет, где ее Бог.
В 3, 5 года ребёнок в состоянии это понять. Или ей можно делать и трогать абсолютно всё ? Если так, то тут, конечно, сложнее..
Ну почему нельзя играть дощечками? Они красивые, из них картинка большая хорошо складывается. Аккуратно, прямо у бабушки на кровати. Вот так я вижу детские сомнения со стороны. И она их потом обратно ставит.
А убедить бамбину без насилия и иррациональных запретов, способ сохранить мир и покой в датском королевстве.
хотя, вот честно, если жалко иконы - убрать бы их. Все равно испортит.
Мои брюлики-сапфиры она не трогает, хотя любую бижу берет, разрешаю, и своё золото (несколько вещичек) тоже. Отличает.
И согласна с ответом выше- сходите в храм и покажите иконы, что их никто не трогает.
я же писала, что проблема тут скорее всего в бабушке: она самоустраняется от решения проблемы, при этом злится, кричит и даже один раз плакала. Высказывает всё мне, ребенку причин своего недовольства не поясняет, может просто иногда отнимать с недовольным видом и требовать, чтобы не брала. Убирать отказывается и мне запрещает, типа не смей трогать и не лезь.
НеВоцерквленная семья Вы хотели сказать? Ну, таких немного...
В храмах были неоднократно, во многих, в разных странах. Там иконы выглядят иначе и ВИСЯТ на стенах или стоят с определенных местах. Тут же, действительно, журнальный столик, журналы с картинками и рядом картинки на дощечках. Именно так это видит ребёнок.
У нас тоже играла с иконами, правда помладше была, 1-2 годика. Я просто собрала их и спрятала в шкаф.
И все остальные запретные вещи также. Это сделать проще, чем постоянно объяснять и уж тем более психовать и кричать.
Кричать на малышку из-за икон... В голове не укладывается.
Простите, не обижайтесь, но у вас бабушка сама себя ведет как ребенок 3-х летний.
Да, бабушка у нас такая. Я тут с ними двумя отдыхать съездила, думала, рехнусь. Точно как с двумя детьми...
Упертость без причин - это наше всё.
Удачи вам!
Иконку святого я покупать не буду, как уже говорила - вырастет, сама разберется, где ее Бог. Не буду же я сейчас пытаться приобщать ее к разным верованиям и смотреть на реакцию.
В храме были, много раз во многих местах. В Сербии с ней ходила еще в 9 месяцев знакомая женщина, недавно заходили в Греции в часовню. В Ярославле ей доверили играть на колоколах, выбрали самую маленькую из толпы. В Новодевичьем были.
Вы так думаете, что ее интерес к иконам, это проявление тяги к Богу?
и если уж на то пошло, смысл держать иконы в доме, если к ним такое отношение включая и не особо верующую бабушку
Если использовать по назначению - то полагается иметь "красный угол", я так понимаю.
Если невозможно убедить в этом бабушку - то стоят на журнальном столике, ПАТАМУШТА. Всегда так стояли. Вы что, не знаете, каково сдвинуть с места наших милых мам, когда-то бывших такими гибкими и рациональными, а с возрастом становящихся занудными и непредсказуемыми? Я с ужасом думаю, неужели я тоже такой буду....
Поэтому я с вашей помощью и пытаюсь найти слова, чтобы донести это до ребёнка.
Почему, кстати, нельзя стучать по стеклу? Или брать бабушкины очки?
А если ребенок бежит через дорогу, Вы схватите его за руку, или будете что-то объяснять на бегу?
Почему запрет тупой? Вполне обоснованный. Потому что это вещь бабушкины. Всё. Какие еще объяснения?
Вобще-журналыто анекдот про японскую систему вспомнился...
И бабушкины очки можно брать аккуратно, особенно если бабушка просит их принести.
У нас разный подход к воспитанию, Вы исходите из запретов, я из разумных (и очень широких) дозволений и объяснений.
А нельзя брать бабушкино, потому что оно бабушкино, ну да, яснее ясного. Только одно бабушкино брать можно, а другое бабушкино брать нельзя.
Бег через дорогу - угроза жизни, тут другая ситуация, я и чужого схвачу. Нельзя подменять понятия.
А вот ваша последняя фраза: "потому что это вещь бабушкина - всё - какие еще объяснения?" мне напоминает скорее дрессировку. Еще раз повторюсь, не наш метод.
Тут, правда, если огромная сложность в виде вот таких нерациональных бабушек. Мы вот регулярно сталкиваемся с проблемой: почему тети и дяди перебегают на красный, когда "человечек стоит", почему переходят через дорогу не по зебре, почему водители не пропускают на зебре... Вот тут приходится выкручиваться всевозможными методами.
ЗЫ: Кста, я - бабушка. И пишу про внука Но я и мать - ехидна, и бабушка не из тех, которые в общепринятом смысле
Бабушке- мама, я атеистка, но я уважаю чужую веру! То, что у нас на уровне коленок стоят иконы- это богохульство. Спроси у любого священника в церкви. Давай, хоть мы и не верующие, раз у нас есть в доме иконы, хотя бы минимально соблюдем положенные традиции . Я не предлагаю городить красный угол, но их надо поставить минимум на уровень лица, а вообще лучше выше.
Просто собственностью тут дело не решишь, видимо. Я так понимаю, что раз бабушка ни разу не поясняла, что это ее личное, то ребенок воспринимает иконы просто как деталь интерьера. А это у нас уж точно не личное, а общее. Ну или другой вариант - будет приходит к бабушке и спрашивать разрешения поиграть, итог я думаю будет тем же.
Бабушка никакие разумные доводы не воспринимает. Ей даже наша прабабушка (те. моя бабушка, живет отдельно) уже говорила, что иконам там не место. Ответ один: стояли там всегда и стоять будут. ПАТАМУШТА.
Мама меня не воспитывала, вообще. То есть, конечно, она общалась со мной, но именно воспитанием и образованием занимались бабушка и дедушка.
Вопрос текущий - именно как объяснить ребенку, чтобы снять напряженность. Вопрос основной - да, разобраться с причинами маминых бздыков. Может еще помощь нужна..
Только у меня еще и луну можно пробовать доставать с неба. Хвать! Не получилось? Давай подумаем почему...
Вот завтра решила провести с бамбиной задушевную беседу, что ей так эти иконы дались. В пику бабушке что ли? А может хочет ее повышенного внимания, хоть и искаженным таким образом способом...
Какая каша будет в голове у ребенка? А можно потому что можно? А как определить, что можно, а что нельзя? К каждому конкретному случаю запоминать варианты?
Я хочу растить ребенка в мире,где он может быть исследователем - изучать объекты,пространство, причины и следствия. А в мире,где есть слово "нельзя", ребенок не знает куда он может ступить,чтобы не нарушить запрет, все время живет с оглядкой на то разрешит ли родитель или нет; впоследствии имеет искушение взбунтоваться и пойти нарушать запреты
Я с Вами согласна, что ребенок берет все, что хочет в пределах видимого. Если что-то мне дорого - оно убирается туда,где достать невозможно. В розетки вставляются заглушки, что такое "горячо" объясняется на прикосновении к несмертельно горячему чайнику.
Варианты: закрыть свободный доступ к бабушкиным вещам. Это только справедливо, если у взрослого человека есть островок,где все по его правилам, пусть это и причуды. Но если бабушка настаивает на невозможном - вбить голову ребенку, что нельзя трогать что хочешь, хотя еще вчера было можно - только разъехаться.
Удачи Вам!
Педагоги в таких случаях обычно отвлекают внимание ребенка другими, не менее интересными вещами. Попробуйте предложить ей что-либо аналогичное. Например, фотографии в рамках, паззлы для детей. То есть переключить внимание в другое русло. С другой стороны, если она тянется к иконам, то, возможно, как говорили выше, она тянется к ним духовно? Вы говорите, о том, что она, когда вырастет - выберет. Так может она уже сделала выбор? Тем более, что была в других церквах? Дети более тонкой душевной организации, необязательно для выбора религии нужно стать взрослым. Удачи Вам!
А насчет выбора религии и более тонкой душевной организации, уверена, что это не так. Ей в равной мере нравится и в католической красоте, и в православной роскоши, и в лютеранской простоте. Ну и каким-то колокольчиками из китайских храмов она любит играть, так что, к буддизму тянется?
Потом в 3,5 года ребенок все таки должен понимать, что можно трогать, а что нельзя.
Скажите, что это не игрушки, и они могут сломаться и бабушка будет очень расстроенна.
У меня сын как то попытался поиграть с иконкой ангела-хранителя, я ему спокойно объяснила, что это очень важная картинка и она защищает его и к ней надо относиться очень аккуратно. Мы ее спокойно оставили в сторону и больше с ней не играли.
У Вас ситуация иная, Вы можете сыну объяснить ту ценность иконы, которую она представляет для Вас и вашей семьи (защита). У меня же они такую смысловую нагрузку не несут.
А ребенок в таком возрасте ничего еще не должен. Тем более что есть огромное количество вещей, с которыми он еще не сталкивался. Он может или не может. Может понять или не может. Вот я думаю, что моя не может понять, почему вдруг так иррационально и жестко. Почему в отношении других вещей такого не было. Что ж это такое заманчивое и странное, что выбилось из общего списка.
В общем, сегодня днем мягко провентилирую вопрос исходя из всех ваших подсказок, посмотрим, что получится.
Вы же ему объяснили что в розетку пальцы нельзя ставить, что чашку горячую трогать нельзя, да это представляет опасность для него. Но в таком возрасте 3,5 года ребенок именно должен понимать, что есть не только его игрушки и его территория например, но есть еще и чужое.
Я так предполагаю, что когда вы гуляете на площадке, если ребенок хочет взять чужую игрушку, вы ему говорить, что для начало надо спросить, можно или нет.
И потом когда вы говорите нельзя, вы же всегда находите логическое объяснение-почему.
Так вот здесь может сработать тот же принцип, пусть бабушка объяснит ей почему нельзя!
В следующий раз скажите ребенку, что бы она сама подошла и спросила у бабушки, почему нельзя.
И объясните еще и бабушке, раз не нравится, то пусть приведет свои доводы именно ребенку, а не вам.
Если она не может или не хочет сделать этого сама, то вы до своего ребенка должны донести, тот факт, что это чужая вещь и бабушка не хочет что бы ты в них играла.
Скажите, если тебе нравятся эти картинки, пойдем и купим тебе, в них ты сможешь играть спокойно.
в экспериментальных целях попрошу, но заранее жаль ребенка, потому что бабушка даже мне не может объяснить почему их трогать нельзя (вариант переместить мягче, чем играть)
многократно было проделано, итог - ноль.
абсолютная глупость (ИМХО) покупать специально ребенку иконы, чтобы она в них играла. Хотя тут можно поэкспериментировать и посмотреть на бабушкину реакцию - так ли ей нужны и важны эти конкретные иконы, или тут вопрос о неприкосновенности икон вообще.
Вообще ребенка стоит готовить к тому, что другим людям может не нравятся какие то действия совершаемые ей. И что к этому тоже надо прислушиваться, а иногда и самой стоит узнать причину, подойти и спросить. Иногда в таких случаях объяснения постороннего или другого родственника могут сыграть на внимание и ребенок при слушается.