Когда человек вторгается в область знаний, которая плохо ему знакома, трудности усвоения материала резко возрастают потому, что недостаточно понимаемые явления, понятия с большим трудом образуют необходимые для запоминания связи. Такие понятия представляют для читателя абстракцию высокой степени. В процессе чтения читатель вынужден вдумываться в каждое слово, чтобы постигнуть смысл высказывания. В результате едва ли не каждое слово превращается в отдельную ЕИ. Общее их количество стремительно увеличивается, регистр оперативной памяти переполняется — запоминание становится затруднительным или даже невозможным.
Образуется замкнутый круг: чтобы освоиться в новой области знаний, необходимо быстро набирать информацию в ней; с другой стороны, возможность набирать информацию резко ограничивается плохим пониманием материала. Как же выйти из этого круга?
Способ, конечно, всем известен: работать с учебниками, словарями, постигать значение терминов, изучить вначале азы нового предмета.
Но на кропотливую работу часто не хватает времени, да и задача может стоять совсем иная: только ознакомиться с основными положениями, закономерностями нового предмета. С другой стороны, и в случае глубокого изучения хотелось бы ускорить этот процесс. Как это сделать?
Частично помочь может метод костылей, сущность которого заключается в следующем.
Материал читается дважды. Первое чтение протекает по следующим правилам:
материал читается быстро;
материал упрощается, насколько это возможно (при первом чтении не надо бояться опошления материала, которое обычно происходит при чрезмерном упрощении);
на месте непонятных предметов, явлений, понятий ставится костыль: любые знаки, рисунки, символы, способные заменить на время значение того, что не понимается.
Покажем метод костылей на примере. Необходимо понять и запомнить следующий текст. (Разумеется, невозможно подобрать текст, который был бы в одинаковой мере для всех непонятен. Но важно увидеть принцип работы, который потом легко перенести на любой текст).
Электромагнитные волны, излученные антенной радиопередатчика, вызывают вынужденные колебания свободных электронов в любом проводнике. Напряжение между концами проводника, в котором электромагнитная волна возбуждает вынужденные колебания электрического тока, пропорционально длине проводника. Поэтому для приема электромагнитных волн в простейшем детекторном приемнике применяется длинный провод — приемная антенна. Вынужденные колебания в антенне возбуждаются электромагнитными волнами от всех радиостанций. Для того, чтобы слушать только одну радиостанцию, колебания напряжения не направляют непосредственно на выход усилителя, а сначала подают на колебательный контур с изменяющейся собственной частотой колебаний. Изменение собственной частоты колебаний в контуре приемника производится обычно изменением электроемкости переменного конденсатора. При совпадении частоты вынужденных колебаний в антенне с собственной частотой колебаний контура наступает резонанс, при котором амплитуда вынужденных колебаний напряжения на обкладках конденсатора контура достигает максимального значения. Таким образом, из большого числа электромагнитных колебаний, возбуждаемых в антенне разными станциями, выделяются колебания нужной частоты.
Итак, обычно читатель, далекий от этой области знаний, столкнувшись с длинными предложениями, насыщенными существительными-терминами, начинает вдумываться в каждое слово, пытаясь уловить смысл. При этом результат бывает прямо противоположным тому, которого он хочет добиться, так как большое количество ЕИ не помещается в регистре оперативной памяти. Мы же поступим наоборот: резко увеличим скорость чтения, упростим материал, не вдумываясь в незнакомую терминологию, и изобразим на бумаге последовательность материала в виде цепочки костылей.
Волны передатчика вызывают колебания в проводнике... и чем длиннее проводник, тем сильнее колебания... поэтому именно длинный провод служит антенной...
Но в проводе есть колебания от разных станций. Как слушать одну? Колебания подают сначала на колебательный контур с собственной частотой колебаний... (На месте колебательного контура — а предполагается, что мы не знаем,
что это такое — рисуем любую загогулинку и говорим себе: это колебательный контур!)
Изменение частоты в контуре производится изменением электроемкости переменного конденсатора (на место конденсатора — костыль!). При совпадении частот в антенне и в контуре наступает резонанс — то есть резкое усиление колебаний...
Вот теперь колебания одной станции и подаются на усилитель!
Что мы получили в результате этой предварительной работы? Во-первых, цепочку костылей, по которой легко можем пересказать текст — правда, без терминологии (на уровне чертовин, ерундовин, загогулин и проч.).
Во-вторых, несмотря на неполные знания, мы разобрались в сути происходящих явлений: то есть поняли, как из колебаний, возбуждаемых разными станциями, выделяются нужные колебания. В-третьих, теперь мы можем приступить ко второму чтению — и окажется, что многочисленные термины, вызывавшие наши затруднения, не так уж многочисленны и вовсе не так сложны, как казалось. И наконец, в-четвертых, когда мы станем изучать на полную глубину незнакомые понятия (колебательный контур, конденсатор переменной емкости и проч.), то окажется, что мы значительно облегчили свою работу, поскольку теперь эти понятия не так абстрактны, как прежде — ведь мы уже знаем некоторые их функции.
Разумеется, вторичное чтение должно происходить без упрощений, а со всей терминологией, с уточнением понятий, с пониманием всей глубины. Однако выполнять эту работу станет намного легче, так как резко снизилась степень абстракции.