50 лет фильму "Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ". Это первая лирическая комедия в СССР.
Премьера ленты молодого режиссера Георгия Данелия состоялась в январе 1964 года. Картина сразу же полюбилась зрителям. Песня «А я иду, шагаю по Москве» стала своеобразным гимном столицы. О рождении фильма мы рассказываем сегодня.
- Идею фильма придумал мой друг, поэт и сценарист Геннадий Шпаликов, - рассказывает Георгий Данелия. - Он пришел ко мне домой с бутылкой шампанского. Идея уложилась в два предложения: «Дождь, по улице идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, едет за девушкой и держит над ней зонтик…» Так и решили снимать фильм о хороших людях. В тот же день мы с Геной придумали весь сценарий…
Исполнителя главного героя фильма - Коли нашли быстро. Сценарист Шпаликов дружил с Андреем Кончаловским и предложил попробовать его младшего 18-летнего брата Никиту Михалкова. Данелия отнекивался, мол, видел недавно Никиту - «гадкий утенок». Однако когда на пробы пришел высокий и возмужавший парень, сразу же дал свое одобрение.
На роль Саши ассистенты по актерам нашли студента одного из театральных вузов.
Тот немного заикался, но его утвердили и даже для съемок побрили наголо. Но тут ассистентка привела еще одного кандидата - студента Щуки Евгения Стеблова, который буквально очаровал режиссера.
Пришлось Данелия звонить предыдущему претенденту с извинениями. Тот долго выговаривал свою обиду и ни разу не заикнулся. «Может, мы его вылечили?» - с иронией вспоминал эту историю режиссер.
Долго не могли найти артиста на роль молодого сибирского писателя Володи. На эту роль пробовались актеры Виталий Соломин (его забраковал худсовет), Геннадий Бортников (он отказался играть сам из-за большой занятости), Станислав Любшин и Алексей Локтев. Возвращения последнего с гастролей Данелия и решил дождаться, начав съемки без него.
Алену должна была играть очаровательная Наталья Селезнева. Но ее кандидатуру забраковал худсовет, утвердив Галину Польских.
Съемки были в разгаре, как вдруг… оказались на грани срыва. Никита Михалков отказался дальше сниматься - потребовал повышения ставки. Ему как новичку за съемочный день платили 8 рублей, а он настаивал на ставке Локтева и Польских - по 25 руб.
- Сначала я попытался объяснить Никите по-хорошему, но тот уперся, - рассказывает Данелия. - Пришлось идти ва-банк. Громко сказал, чтобы ассистентка вызывала другого артиста, который был на пробах до Никиты. Никита разволновался, дескать, вы же уже часть фильма сняли, как же без меня? Но я ему ответил, что это не его дело, будем снимать другого. Будущему мэтру пришлось уступить.
... Как сказано в отчетах о съемках, 30 - 31 июля на Ленинском проспекте в Москве была снята одна из знаменитых сцен фильма: проход босой девушки под дождем. В этой сцене снялись три красавицы! В первый день на съемки пришла молодая актриса. Сняли общие планы и ждали ее на следующий день - на крупные. Актриса не явилась. Срочно нашли во ВГИКе похожую на нее студентку, надели на нее то же самое платье и сняли крупный план. Оказалось, у девушки через час экзамен. Пришлось ее отпустить. Босые ноги в кадре - от журналистки, которой Данелия в перерыве давал интервью как раз в обмен на участие в съемках.
... Когда режиссер показал худсовету отснятый материал, цензоры заворчали, непонятно, мол, о чем фильм?
- О хороших людях!
- Этого мало. Нужен эпизод, который уточнял бы смысл.
Вспоминает Георгий Николаевич: «Сцена нужна была срочно. На следующий день мы с Геной на моей машине поехали в роддом за его женой Инной Гулая и дочкой. По дороге прикидываем: а может, Володя написал рассказ и послал его писателю, а теперь приходит к нему за отзывом - и писатель говорит «про смысл»?
Забрали Инну, вернулись. В подъезде уборщица мыла лестницу. Вошли в квартиру. Все умиляются новорожденной, гукают… А я говорю:
- Может, полотер? Володя перепутал писателя с полотером?
Полотер у нас оказался подкованным: прочитал рассказ Володи и высказал ему то, что говорили нам «они» (цензоры. - Ред.). А Володя не соглашается и говорит полотеру то, что говорили им мы.
Времени на поиск полотера уже не было, и Данелия попросил режиссера Владимира Басова, мол, выручай. Это был его актерский дебют, после которого Басова стали звать сниматься в другие картины.
КАК РОДИЛСЯ ХИТ
Режиссер Данелия вспоминает, что он долго мучил композитора Петрова - браковал его варианты мелодий песни для этого фильма. Наконец принял очередной вариант. Слова к песне поручил написать Шпаликову, который в день аванса пообещал сделать это за три дня, и - исчез. Появился только в день выдачи зарплаты, уверенный, что группа после съемок пойдет в ресторан.
«Снимали мы памятник Маяковскому для сцены «вечер, засыпают памятники». Юсов с камерой, операторская группа и я сидим на крыше ресторана «София» - ждем, когда сумерки сгустятся так, что можно будет снимать, - описывает историю в своей книге режиссер. - Внизу появился Гена Шпаликов.
- Слова сочинил? - крикнул я ему сверху.
Площадь Маяковского, интенсивное движение машин, шум - очень плохо слышно. Я взял мегафон.
- Говорю, слова к песне пока сочиняй! - крикнул. Песня нужна была срочно - Колька поет ее в кадре, а слов все еще не было».
Сценарист предлагал свои стихи «Я шагаю по Москве, как шагают по доске…», но они не ложились на музыку. Тогда режиссер пригрозил: если автор не сочинит немедленно слова, никакого похода в ресторан не будет! Вариант нашелся тут же:
- Сочинил! - заорал снизу Гена. - Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу…
Пока шли подготовки к съемке, были придуманы все три куплета.
Премьера ленты молодого режиссера Георгия Данелия состоялась в январе 1964 года. Картина сразу же полюбилась зрителям. Песня «А я иду, шагаю по Москве» стала своеобразным гимном столицы. О рождении фильма мы рассказываем сегодня. - Идею фильма придумал мой друг, поэт и сценарист Геннадий Шпаликов, - рассказывает Георгий Данелия. - Он пришел ко мне домой с бутылкой шампанского...
Читать полностью
Эта история описана в половине учебников по кинематографу, хрестоматийный фильм
действительно, хороший фильм, о хороших людях!
Аватарка твоя замечательна!