Недавно увидела пост у одной своей диетсовской подруги, Татьяны, на тему - она увлеклась вязанием шалей. Прочитала пост и впала в легкое недоумение: и охота сейчас кому-то вязать шали?.. Казалось на первый взгляд, что шаль как-то не совсем сочетается с современным ритмом жизни, не вписывается в модную реальность. Но все же... В душе у меня всегда теплилась надежда, что вот когда-нибудь я все же отодвину все свои неотложные дела и сяду вязать себе шаль, СВОЮ шаль, единственную и неповторимую, как отражение моей женственности... Ощущалось, что прямо сакральный смысл есть в этом... И что вязание шали - это и медитация и постижение своей глубинной женской сути одновременно... Но это ВАЖНОЕ действо все отодвигалось и отодвигалось на неопределенный срок...
А тут - короче, зацепилось капитально мое внимание за шали. Полезла в сеть читать про шали и смотреть образцы. И выяснилось, что шали, собственно, из моды никогда и не выходили. И что в настоящее время прекрасно вписываются в модный гардероб. А самое главное, что у меня в гардеробе, оказывается, шали были всегда! Только я их часто платками называла, и не осознавала, что это и есть она самая - ШАЛЬ...
Сейчас я вяжу себе шаль. Все оказалось проще, чем я себе представляла, но все равно крышу сносит...
А вот то, что нарыла в порыве страсти, делюсь.
ИСТОРИЯ
У многих народов – немцев, французов, англичан, русских и др. – слово «шаль» звучит примерно одинаково, так как заимствовано из персидского языка (перс. schal).
Мода на шали возникла в Европе после египетского похода Наполеона Бонапарта. Именно тогда Наполеон привез своей обожаемой Жозефине Богарне множество восточных подарков – сокровищ, среди которых были кашемировые, или, как было принято говорить, кашмирские шали. Супруга императора сходу ввела шали в обиход, с ее лёгкой руки шали стали неотъемлемой частью гардероба французских аристократок, быстро распространившись по всей Европе. И, конечно, в России.
Жозефина и её интимный кружок оказали серьёзное покровительство талантливому портному Леруа, который стал одевать весь императорский двор и считался творцом новой моды в стиле ампир. Однако ампирные туалеты были, при всей их привлекательной лёгкости и прозрачности ещё и очень холодными! А климат Парижа всё-таки отличался от климата Древней Греции…
Врачи умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за неё от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить проблему проще и стали греться с помощью новинки – тёплых шалей.
К тому же, на платьях с кружевами, бантами и фижмами, шаль бы просто потерялась и прикрыла бы его пышное великолепие. А простое светлое платье эпохи ампира оказалось будто созданным для того, чтобы оттенить его строгость яркой шалью. Они нашли друг друга – платье, напоминающие об античных временах, и накидка, напоминающая о них же.
Шали были всевозможных форм и размеров: длинные, квадратные и даже восьмиугольные. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Шаль была настолько популярна, что в начале XIX в. появляется танец «па де шаль». Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где Мармеладов говорит Раскольникову: «Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила».
Авторитетный журнал для дам не менее авторитетно заявлял: «Едва ли нам известен лучший способ проверить вкус настоящей леди, чем посмотреть на её выбор шали и на манеру носить её».
Один конец шали обёртывался вокруг руки, а другой спускался до самой земли. Чтобы шаль удерживалась в нужном положении, сохраняла красивую драпировку, в её углы вшивали маленькие металлические шарики, иногда такие шарики вплетали в кисти.
Считается, что производство первых шалей началось еще в XV веке в Кашмире, на северо-западе Индии. Там столетиями разводили коз с нежнейшей шерстью, из которой ткали тончайшие покрывала – «шали», предмет мужской (!) одежды. Да и сама профессия ткача была сугубо мужской. Шаль могли вышить, а могли и соткать, и вторая разновидность ценилась куда выше первой.
Индийская шаль из Кашмира. XIX в.
Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого. И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет. Но уже с 1800 года в Шотландии, в городе Пейсли, наладили производство имитаций индийских шалей (многие знают, что благодаря ему восточный узор из «огурцов» и получил название «пейсли»). Шотландские шали с рисунком «в ёлочку» делали из смесовых тканей (хлопка и шёлка).
Шаль из Шотландии. 1856 г.
В Европе набивные шали имели очень сложный рисунок. На Лионских мануфактурах делали набивные шали из тонкого натурального шёлка. На мануфактуре Таулера и Кемпинг в Норвиче делали высококачественные шали из тонкой шерстяной ткани, иногда с добавлением шёлковой нити.
Французская шаль. 1840–49 гг.
Шаль из Чехии.
С введением в моду кринолинов женщины продолжали носить шали. На платье с его широкой юбкой, порой 5-6 метров в окружности подола, уходило очень много ткани, так что любой вид верхней одежды, кроме всевозможных накидок и шалей, подходил к ним мало.
Шерстяные шали, соответственно, тоже увеличивались в размерах, покрывая значительную часть платья, и могли теперь достигать 4 м в длину.
Во времена правления Наполеона III и его жены императрицы Евгении становятся очень популярными небольшие шали из французского кружева «шантильи».
Французская шаль из кружева «шантильи». 1860–70 гг.
Знамениты были также бельгийские шали из игольного кружева.
Шаль из Бельгии. 1860–70 гг.
А в Испанию, через манильский порт (Манила – столица Филиппин), из Китая прибывали шёлковые шали, прозванные «манильскими» – им предстояло стать частью костюма испанских цыганок.
Уникальные китайские шали, украшенные вышивкой. 1885–1910 гг.
Вышитая шаль (Филиппины), XIX в.
К тому времени в холодном российском Оренбурге вовсю уже вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Как гласит легенда, первая оренбургская шаль была подарена императрице Екатерине II одной казачкой. Царица поразилась искусной работе, щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить её, чтобы никто ничего подобного больше не сделал.
К счастью, у казачки была дочь, которой она успела передать секреты вязания. Такова легенда.
Мы знаем, что, начиная с середины XIX века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Размером 3,5м х 3,5м, лёгкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца.
Международная слава русских кашмирских шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851). Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.
Шали эти были созданы руками крепостных девушек в мастерских Н. А. Мерлиной и Д. А. Колокольцова – помещиков Нижегородской губернии. По качеству эти изделия ни в чем не уступали индийским образцам. Для ткачества пряли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. Пряжа была так тонка, что волос в сравнении был толще. На русских мануфактурах были выработаны особые приёмы обработки пуха тибетских коз, вигоней и сайгаков – моточек пряжи весом 13 граммов состоял из нити длиною в 4,5 километра.
Наши русские шали в начале XIX века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их.
«Колокольцевская» шаль.
С середины XIX века, в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И тогда шаль становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоёв русского общества. Теперь ею обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки.
Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Здесь с середины XIX века существовал «Торговый дом Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова», известный далеко за пределами России. С 1865 года шали этого Дома неоднократно отмечались призами российских и международных выставок.
Павловопосадские платки.
XX век сделал акцент на шляпке и шапочке. Платки и шали заменили вязаными шарфами. Но шали не вышли совсем из обихода. Например, в Шотландии, как и раньше, в них носили грудных детей.
А посмотрите, как великолепны вечерние шали начала прошлого века!
Вечерняя шаль в стиле арт-деко. 1925 г. Франция.
Вечерняя шаль, сконструированная знаменитой Мадлен Вионне. 1925 г.
Во второй половине ХХ в. мода на шали из ткани вновь вернулась. Они стали рассматриваться как дополнение к костюму. И непременно – как тёплая вещь.
Платки и шали всё чаще появляются в коллекциях лучших модельеров, их с удовольствием носят многие знаменитости.
КАК НОСИТЬ
Косынки и шали обретают все большую популярность среди модниц, завоевывая прочные позиции на подиумах. Эти аксессуары подчеркивают овал лица и женскую красоту, дополняя шикарный и таинственный образ.
Модные шали и косынки прекрасно смотрятся на голове, на плечах и на шее. Легкие косынки и шали замечательно сочетаются с летними платьями и сарафанами. В зимнюю пору этот элемент декора может защитить от холода – шерстяные изделия можно носит с теплыми костюмами и верхней одеждой.
Изящная шаль из шелка, шифона или кашемира способна выручить свою хозяйку в любых обстоятельствах. Она уместна в офисе, на вечеринке, в театре, в кафе или ресторане. Шаль спасет женщину в любую погоду, как в холодную, так и жаркую.
Когда в женском гардеробе появляются эти аксессуары, у модниц может возникнуть вопрос, как носить шаль и косынку. Здесь может быть несколько вариантов.
1. Придать женственности строгому костюму поможет ажурная шаль сдержанных оттенков, которая надета поверх плеч и завязана впереди на небольшой узел. В том случае, если такой узел неудобен или неуместен, то его можно заменить красивой брошью или оригинальной булавкой.
2. Простое скромное платье станет более привлекательным и праздничным благодаря очаровательной шали, надетой на плечи, один конец которой перекинут на противоположное плечо.
3. Очень эффектно будет смотреться вечернее платье с глубоким декольте, если вы наденете легкую шаль и завяжете узел на талии.
4. Очень соблазнительно смотрится шаль, которая открывает одно плечо. Такой вариант ношения шали прекрасно подходит для вечернего выхода.
5. Тонкую шаль можно носить так: несколько раз обвести вокруг шеи и сделать кокетливый узелочек на боку.
6. Широкая шелковая шаль придаст вашему облику торжественности и нарядности, если ее концы перекинуть на противоположные плечи.
7. Небольшую шаль можно носить вместо бус, если ее концы перекрутить таким образом, чтобы в итоге получилось кольцо. Желательно, чтобы такое кольцо было из шали ярких расцветок или с оригинальным узором.
8. Легкая шаль из шифона или шелка придаст женщине женственность и романтизм, если надеть ее как платок, а концы завязать сбоку в кокетливый узелок.
9. Теплую шаль крупной вязки можно обвести вокруг шеи и носить как объемный шарф-хомут.
10. Очень эффектно смотрится широкая шаль из тонкого кашемира, если ее концы несколько раз обвить вокруг шеи, а затем их зафиксировать кожаным поясом. Такой вид ношения шали используется как теплый шарф и, одновременно, как декоративный элемент верхней одежды.
11. Косынку из легкой ткани можно сложить в несколько слоев и обернуть вокруг головы. Это будет красиво смотреться и поверх прически, и под длинными волосами, если вы оставите видимой только переднюю часть аксессуара.
12. Носить шаль в холодное время года можно под шубой или пальто, перекрестив концы за спиной, чтобы сохранялось тепло.
13. Накинутая поверх полушубка или шубы красивая вязаная шаль поможет завершить изысканный образ. Носить этот аксессуар можно в виде кушака, обернув шаль вокруг талии. Также можно накинуть шаль на плечи, а концы завести за спину, не скрещивая, и завязать.
14. Тончайшую шелковую шаль можно сложить вдове, а петлю продеть в кольцо – получившийся импровизированный галстук можно носить с платьем с открытыми плечами или с костюмом.
Шали и косынки – это не только часть одежды, которая защищает от ветра, это еще и модный аксессуар, который великолепно дополняет созданный образ. Косынки женские и шали – это действительно изысканные вещи подтверждающие наличие вкуса у их владелицы. (
То есть со времен Наполеона Бонапарта ничего не изменилось - шаль все еще является показателем вкуса. С. Г.)
И еще много красивых картинок...
Как вы относитесь к шалям? :)
Так и сейчас это модно.
Вам огромное спасибо за столь интересный пост! Получила огромное удовольствие!
Еще хочу купить себе большой платок с узором и оренбургскую шаль.
Раньше носила посадские шали поверх пальто.. Но давно это было. Последнее время у меня только палантины, шарфы и небольшие шейные платки.
А кстати, многие шали, которые есть в посте, а также в альбоме группы, можно связать - описания есть в сети. Я даже намерена заняться этим в ближайшее время, хотя крючком вязала два раза в жизни - в детстве под управлением мамы. Но эта красота так увлекает... что просто сил нет терпеть...
Лакомые кусочки, еще бы...
Дома мне шаль не удобно, мне надо, чтобы ничего не болталось на теле лишнего. А вот на улицу ношу с удовольствием. Я, когда писала этот пост, то пыталась найти способы ношения шалей, чтобы наглядно, с картинками. Но нашла, на самом деле, очень мало. А так да, это большая тема - как носить шаль, у меня тоже фантазии не хватает. Но мне просто нравится сама идея драпировки, это совпадает с моим стилем в целом.