Мода на радиоактивность пришла в мир сотню лет назад, вместе с химическим оружием и учением Фрейда. Когда мадам Кюри все деньги от Нобелевских премий в Первую мировую войну потратила на создание полевых рентгеновских установок и обучение военных врачей обращению с ними, между словами «радиация» и «чудо» быстро развивающаяся промышленность поставила знак равенства. Излучение и его источники вышли за двери лабораторий, чтобы стать магазинным товаром. И появились на полках и в рекламе…
Чудодейственная сила
Открытия радиоактивности Анри Беккерель и радия Марии Кюри в конце девятнадцатого века стало новым повальным увлечением. В то время, риски радиоактивности известны не были, и казалось, что радиоактивность представляет из себя лишь чудесные блага для человека. Это привело к “промышленности на радии”, процветавшей в межвоенный период.
С 1920 по 1940 года, никто не знал об опасностях радиоактивности. “Промышленность на радии” – плод подлинного энтузиазма. Радий использовался в производстве медицинского оборудования и предметов быта.
Впервые радиоактивность стали применять в медицине. Иглы, содержащие радий и другие радиоактивные вещества, использовались в брахитерапии. Имплантированные в опухоль, иглы позволяли уничтожить ее. А в сороковые и пятидесятые годы, радий использовался для производства фосфоресцирующей краски, применяемой в изготовлении часов.
Радиоактивная зубная паста
Что может сделать улыбку ярче, ослепительнее чем зубная паста, которая сама «аж светится»?
В 1944 году у Германии была ядерная программа и много тория, но не было уже веры в победу. Стало известно, что одна из немецких фирм по очистке и обогащению урана и других радиоактивных элементов, под названием «Ауэр», якобы снабжала некую контору в оккупированном Париже торием.
После освобождения Франции антигитлеровской коалицией, обыски в конторе ничего не дали. Впоследствии выяснилось, что у компании «Ауэр» была своя, тайная от нацистов, «заначка» радиоактивных материалов, с которыми ученые работали на перспективу, зная, что война окончится не в пользу Берлина.
Они разрабатывали зубную пасту, содержащую активный изотоп тория. А изначальный рекламный призыв говорил о том, что радиоактивность пасты «Дорамад» — это блеск и сияние ваших (т.е. наших тогдашних неприятелей) зубов.
Рассчитанный же на образованного потребителя текст содержал рассказ о том, как радиация не только «полирует зубную эмаль», но убивает микробов, тем самым леча и защищая десны и зубы от болезней. Ну и кальций в зубах еще радиопаста эта защищает от чего-то.
Спектроскопический анализ впоследствии показал, что зубная паста «Дорамад» содержит некоторое количество тория, мощность радиации которого слаба и не регистрируется бытовыми дозиметрами. Паста недолго рекламировалась и продавалась, расчет «Ауэра» на перспективу не сработал, началась холодная война с атомной начинкой.
Рентгеновская примерочная для обуви
Сегодняшние люди дошли до того, что покупают обувку в интернет-магазинах, не щупая. А в начале и середине прошлого столетия все было устроено по науке. О том, что рентгеновские лучи вредны, ученые и техники мало задумывались, поэтому ими пользовались где не попадя. Даже в обувных магазинах.
Флюроскопы для «научно обоснованного» выбора обуви, особенно детской, особенно для инвалидов, были изобретены в 1924 году применялись на Западе вплоть до начала 1970-х. В магазине человек надевал понравившиеся ему туфли или боты, помещал ноги на рентгеновский излучатель, а продавец смотрел на картинку, по ноге ли покупателю обувь, не будет ли жать или натирать мозоли.
При этом покупатель подвергался излучению в среднем по 20 секунд за одну примерку, получая чудовищную дозу радиации — до 15-20 рентген. Но потребители не жаловались ни на что, а вот продавцы потом страшно заболевали.
В период популярности (начало 1950-х годов) в мире было установлено порядка 10 000 флюроскопов, но в конце 1950-х их запретили в США, а спустя десятилетие – и в Европе. Последние 160 флюроскопов функционировали до 1960 года в Швейцарии.
Ионизирующая косметика
Жил да был в Париже доктор Альфред Кюри. Никаким родственником ни Пьеру Кюри, ни его жене Марии, ни, тем более, Федерику Жолио-Кюри, этот предприимчивый господин не приходился. Однако фамилия продавала сама себя, как сказали бы маркетологи, поэтому в 1933 году вместе с фармацевтом Алексисом Муссали доктор «Кюри-да-не-тот» сколотил предприятие по созданию фирменной «кюрийной» линейки радиоактивных продуктов для наведения марафета.
Первый магазин ионизирующей косметики открылся на бульваре Капуцинок, второй — на проспекте Виктора Гюго. Инициатором бизнеса был хитрец Муссали, компаньона же фармацевт выбрал из-за удачного имени и ученой степени.
Торговая марка радиоактивных товаров назвалась «Tho-Radia», потому что в состав кремов, лосьонов, пудры, румян и помады входили хлористый торий и бромистый радий — вещества на то время очень дорогие.
Добавлять их в состав дамских товаров приходилось в очень малых дозах, но это не делало кремы и прочую «То-Радию» общедоступным товаром. Только состоятельные парижанки могли позволить себе радиоактивное мыло по 3 франка за 100 грамм, пудру по 12 франков за 50 граммов или крем по пятнадцать за баночку.
После войны мода на радиоактивную косметику для элиты во Франции не исчезла и косметика марки «Tho-Radia» продавалась вплоть до 1960-х годов, оставаясь недешевой. Как и многие товары того времени, косметика рекламировалась слоганом о «научном подходе к вопросу красоты».
Девушкам обещали, что их лица будут сиять от счастья, радия и тория. Якобы радиация стимулирует жизненные процессы в клетках, укрепляет кожу, останавливает развитие пор, лечит покраснения, пятнышки и прыщики, разглаживает морщины. В общем, те же сказки, что никуда не делись в наши «безъядерные» дни.
Радиоактивное лекарство от всех болезней
Если разбавленной начинкой атомных бомб отбеливали зубы и разглаживали гусиные лапки, то источники радиации не могли не заинтересовать просвещенных гомеопатов. Причем, гораздо раньше, чем косметологов. Лекарственное средство «Radithor» появилось в аптеках в 1918 году с припиской «радиоактивная вода» и содержало в каждой склянке по одному микрокюри радия-226 и изотоп-228. Остальное — дистиллированная водичка тройной перегонки.
«Радитор» позиционировался как лекарство от артрита, ревматизма, психических заболеваний, рака желудка и импотенции и выпускался период с 1918 по 1928 гг. неким Уильямом Бейли, который был «далеко не доктор», а недоучка из Гарварда.
Эбен Байерс, богатый американец, спортсмен и промышленник, верил в “Radithor” и выпил почти 1400 бутылок. В его случае – реклама не обманула. Ни одной из перечисленных болезней у американца не было. В 1930 году он перестал принимать радиоактивную воду, но было уже поздно: он умер в 1932 году, после того, как часть рта и челюсти были удалены хирургическим путем.
После смерти 51-летней знаменитости американское правительство ужесточило нормы применения радиоактивных веществ в медицине и гигиене.
Набор для детей «Юный атомщик»
Кто из американских детей начала 1950-х не мечтал построить собственную атомную бомбу и взорвать ею коммунистов? Наверное, только Элвис Пресли. Для остальных же мальчиков и девочек в 1951-52 г.г. в США выпускался и продавался «ядерный чемоданчик» — набор для изучения радиации и атомной энергии дома или в школе. Что-то вроде советского комплекта «Юный химик».
Этот «наисовременнейший научный набор», как было написано на коробке, позволял «юным исследователям провести более 150 захватывающих научных экспериментов». Набор Atomic Energy Lab давал возможность школьникам приобщиться к самой передовой области науки и технологии. Электроскоп, камера Вильсона и счетчик Гейгера–Мюллера позволяли провести множество интереснейших опытов.
Как и многое другое радиоактивное добро, детская «Лаборатория Gibert U-238″ («U» — это уран) стоила недешево. Пятьдесят долларов за игрушку, да еще и опасную, были по тем временам приличной суммой. Поэтому товар тогда не пошел, а сегодня коллекционеры готовы отдать за набор «Юный атомщик» до 5 миллионов «зеленых».
В комплект конструктора входили четыре вида урановой руды, источник бета- и альфа-излучения свинец-210, источник чистых бета-лучей рутений-106, гамма-излучатель (предположительно цинк-65), разные приборы и облачная камера с короткоживущим изотопом полония, распадающимся с выделением альфа-лучей. Счетчик Гейгера продавался отдельно.
Ну, и еще немного радиоактивных чудес из прошлого:
Отопление радием: камин 21 века. Французская карточка 1910 года.
Тогда люди смотрели на это дело вполне оптимистично и надеялись иметь вместо каминов свои маленькие домашние реакторы.
Не только “буржуины” применяли радиоактивные вещества в косметике:
Радиоактивная минеральная вода. Реклама в газете "Волжская коммуна", 1937 г., Куйбышев:
Советские бокалы, подкрашенные радиацией, — 3 мкЗв/ч.:
Посуда с урановой глазурью 1930х-1950х годов. Радиоактивная глазурь для покрытия керамики была необычайно популярна в то время — 15 мкЗв/ч.
Часы «Родина» 1959 года — уровень радиации 9,29 мкЗв/ч :
В некоторых часах эффекта светящихся в темноте стрелок добивались с помощью радиоактивной краски на основе радия:
Советский рекордсмен – старые водолазные часы ЗЧЗ. Глубокие цифры заполнены радиевой краской. Фонят 8000-12000 мкР/ч (~ 80-120 мкЗв/ч) :
Никто радиации ещё не боялся - немцы сыпали радий в шоколад. Радиоактивный шоколад выпускался немецкой компанией Браун & Берк между 1931 и 1936 годами. Согласно рекламе, он имел омолаживающий эффект:
Презервативы радиоактивные. Считалось, что очень повышают и способствуют. Довоенное чудо американской “презервативной” промышленности:
Анальные свечи для лечения геморроя с содержанием радия:
Устройство для наложения на глаза радиоактивного компресса:
Продукты повседневной жизни – удобрения для растений, приманка для рыб, корм для скота, также были обогащены радием. Для домашнего хозяйства, например, В 1910 году в Нью-Йорке было выпущено средство для чистки посуды – чайников, сковород, кастрюль и ведер.
Радий использовался в производстве шерстяных изделий для детей и взрослых, подушек, одеял, матрасов, имевших эффект стимуляции клеток тела:
Невероятная подборка человеческой глупости и невежества, однако эти вещи действительно существовали и имели все необходимые в то время документы для своего легального распространения через розничные торговые сети ряда стран.
Любопытно, что в XXI веке радиоактивные гаджеты по-прежнему производятся – в Японии. Например, устройство под названием Well Aqua Bar(выпускается с 2005 года) представляет собой перфорированную металлическую палочку с торие-содержащим керамическим стержнем внутри.
При помещении в воду устройство ионизирует её и обеззараживает – так утверждает производитель. Существует также аналогичный активатор воздуха ( с виду - обычная автомобильная “пахучка”) Well Aqua с торием, браслет с частичками тория (для улучшения самочувствия при беге), и керамические диски для активации воды Kometatsukun.
Кстати:
Всяческие современные поветрия и моды на новые идеи не похожи на эти истории? А уж всяких современных чудодейственных лекарств и не счесть. Талейнолы с Панадолами задорого, хотя это обычный парацетамол. И раз в 20 дешевле. Причем обычный отечественный парацетамол лучше, ибо без красителей и пищевых добавок. Но любящие папы и мамы возьмут любимым чадам именно импортный Панадол. Для детей ничего не жалко. Таких примеров - море и сейчас…
боюсь представить,чем мы сейчас пользуемся