Мы уже говорили о том, как контролировать общение при помощи различных коммуникационных приспособлений, а в
этой теме речь пойдет о том, как извлечь максимальную ценность из сообщений, которые вы получаете от окружающих.
Умение слушать часто ценится меньше, чем искусство говорить, однако оно жизненно необходимо, если вы хотите эффективно строить общение с людьми. Техники и упражнения этой темы помогут вам научиться слушать, а заодно и проходить сквозь пелену тумана, который многие из тех, с кем мы общаемся, любят напустить (или делают это неумышленно).
Изучая данную тему, обязательно выполните упражнения: если вы отложите их на другое время, то в итоге так и не сможете выполнить их. Ознакомьтесь с техниками; сделайте себе пометки, когда и где вы сумеете ими воспользоваться. Обязательно примените их, когда вам представится для этого благоприятная возможность в общении с людьми.
23.1 Техника: Учитесь слушать
Подготовка: Не требуется.
Время выполнения: Пять минут.
Средства для выполнения: Не требуются.
Частота выполнения: Регулярно.
Неправильно построенное общение неумолимо приводит к стрессам, а умение слушать обычно далеко отстает у нас от
других навыков общения. Для того чтобы усовершенствоваться в искусстве слушать, нужно со стороны оценивать то, как вы говорите. Постарайтесь всегда и всюду отдавать себе отчет в том, как протекает общение. Во-первых, нужно уметь действительно слушать, а не думать о чем-то еще и не готовить свою следующую реплику. А для того чтобы показать собеседнику, что вы заинтересованы его сообщением, пользуйтесь сигналами невербального общения. Немного наклонитесь вперед, заглядывайте собеседнику в глаза и при помощи междометий дайте понять, что вы обратились в слух. Пока вы слушаете, постарайтесь не суетиться, не двигаться слишком активно и не забавляться ни с
какими предметами.
Как это ни странно, очень важно также делать небольшие паузы после заданного вам вопроса человеком, который делал сообщение. Несмотря на то что ему будет полезно видеть невербальные признаки вашего внимания, иногда не следует спешить с ответом. Когда возникает такая пауза, не спешите заполнить ее, несмотря на возникающее искушение сделать это.
Часто тот, кто говорит, также нуждается в паузе, чтобы собраться с мыслями; дайте ему возможность сделать это.
И наконец, говорите так, чтобы это побуждало собеседника рассказывать вам больше. Чтобы дать ему возможность развить тему, пользуйтесь открытыми вопросами, не прибегая к закрытым, которые не выудят из него ничего, кроме "да" или "нет". Когда это будет уместно, вставляйте пару слов по поводу услышанного, чтобы показать, что ваше общение носит двусторонний характер. И что бы вы ни делали, постарайтесь выглядеть
заинтересованным.
Обратная связь
Вначале такое поведение может показаться вам несколько натянутым, поэтому эта техника потребует регулярной практики, но уже скоро вы станете хорошим слушателем. Не следует недооценивать важности невербальных сигналов: такие отношения, как зрительный контакт, имеют огромное значение для того, поверит ли говорящий в то, что вы слушаете его.
Результат
Как вы, так и человек, который вам говорит, будете меньше подвергаться стрессам, которые вызываются непониманием и неэффективным общением, если вы научитесь внимательно слушать. Вы поможете этим и своему оппоненту: он почувствует, что вы его цените, и это поможет ему эффективнее справляться со стрессом.
Варианты
Отсутствуют. Умение слушать —необходимый фактор личного развития.