Ироническо - аналитическая статья трехлетней давности. Женский сайт, о котором идет речь в начале статье - это НЕ сайт Диетс. ру! Это я так, к слову, чтобы никто из форумчанок не вздумал обидеться)))
«Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни. От постоянного рассуждения лицо у них приобретает с годами глубокое и вдумчивое выражение. Они любят отпускать большую бороду, работают усердно, пишут красивым почерком.
— Солидный человек. Не вертопрах, — говорят о дураке. — Только что-то в нем такое... Слишком серьезен, что ли?» (Н. Тэффи)
ЧАСТЬ 1. Почти научный эксперимент
Это поразительно – прожив более полувека, я ни разу не задумывалась о том, что такое ум. Почему? А фиг его знает… Не задумывалась и все. Мало ли кто о чем никогда не задумывался? И вдруг – торкнуло:
- А, в самом деле, что такое УМ?
Ну, если честно, то не совсем вдруг. Занесла меня нелегкая, она же нечистая, на один из дамских сайтов, где я с удивлением обнаружила много умных людей. Точнее, женщин. Которые, безусловно, тоже люди. Только умные. Так они о себе думают.
- Ого! – удивилась я и почесала в затылке. – Это же надо, как мне не повезло в жизни… А я вот ни разу в реале не встречала человека, считающего себя умным. У Анатолия Вассермана (просьба не путать с иммунологом Августом Вассерманом, именем которого назван анализ крови на сифилис!) однажды прям в лоб так и спросила:
- Анатолий, а Вы считаете себя умным?
- Нет, - ответил эрудит- девственник. - Я энциклопедически образованный человек. А о моем уме пусть судят другие.
- Ну как это - не встречала? - ехидно поинтересовался муж, у которого я решила выяснить, неужели это только мне так не фартит. – А наш Президент? Да он каждый день всему народу рассказывает, какой он умный! Нет, в лоб, конечно, не говорит, но у него ж это крупными буквами поперек его государственного лба написано – мол, умный Я, только Я, и никто, кроме меня.
- Ну, так-то оно, конечно, так, - с грустью согласилась я. – Но Президент он вроде бы как бы и не совсем человек. А почти сам Господь Бог. Хотя, конечно, умный. С этим не поспоришь. Себе дороже.
И тогда я решила провести блиц-опрос среди своих друзей, приятелей и коллег по работе обоих полов. Среди них были: главный советник Президента по науке и технологиям, один доктор и два кандидата черте – каких наук, редкостный эрудит и капитан белорусской команды «Что? Где? Когда?», режиссер–кинодокументалист, проректор одного из Минских вузов, три успешных предпринимателя и две домохозяйки. Ну и еще всякой твари по паре… Всем им я задала всего два вопроса, первый из которых звучал так:
- Как ты считаешь, ты – умный (умная)?
Результаты опроса оказались плачевными. Четверо из подвергшихся допросу с пристрастием ответили так:
- Ты что, с дуба рухнула? Конечно, нет!
Еще трое из опрошенных ответствовали практически «по Вассерману»:
- Нет, я не умный. Я – образованный.
Шесть человек выкрутились, сказав:
- Не мне судить. О моем уме нужно спрашивать у других.
Четыре человека, слегка смущаясь, промямлили нечто вроде:
- Ну… как тебе сказать… может быть… в чем-то… но я не уверен… хотя, вроде бы… иногда кажется… нет, не могу сказать. Скорее нет.
Два человека сильно удивились и задали встречный вопрос:
- А зачем тебе? На женском сайте? Ты что – с дуба рухнула? Слушай, а у меня есть один знакомый врач…
Дальнейшие расспросы этих пекущихся о моем здоровье граждан также не принесли желаемого результата. Признать себя умными они наотрез отказались. Несмотря на недавнее повышение по службе одного из них.
Оставался последний шанс. Школьная подруга Ленка, работающая риелтором, мои надежды оправдала:
- А как же! - сказала она. – Я - ужжасно умная! Представляешь, только что мне удалось скачать из сети «Плащ для Казановы» с Инной Чуриковой! Я его два года найти не могла. И прикинь - безвозмездно, то есть даром скачала!
Зная о сложных отношениях Лены с компьютером, я в чистосердечное признание подруги охотно поверила. Девятнадцать к одному – подвела я неутешительный итог первого раута.
- Ага! – скумекала я, мысленно обработав полученную информацию. - Все понятненько. Дурак дурака видит издалека. Каков поп, таков и приход. С кем поведешься, у того и наберешься. Яблоко от яблоньки… Нет, это, кажись, про родственников.
Гораздо больше меня порадовали ответы на второй вопрос, который я сформулировала так:
- А твой муж (жена) умный (умная), как ты думаешь?
Шестнадцать из двадцати ответили:
- Да! Очень умный (умная)!
Два респондента предусмотрительно поинтересовались – станут ли известны результаты моего странного социологического исследования их спутникам жизни. После моих клятвенных заверений о соблюдении «тайны исповеди», ответили:
- Бывают умнее. Но я ее (его) не за ум люблю.
Единственная разведенная приятельница отреагировала на вопрос так:
- Нет, не думаю. Разве умный человек ушел бы от такой замечательной во всех отношениях женщины, как я?
Я согласилась. И впрямь, умный не ушел бы.
Почти не сомневаясь в благоприятном ответе, я подошла к благоверному и ласково поинтересовалась у него:
- Скажи, а я – умная?
- Нет, ты не умная, ты - красивая, - ловко увернулся муж, по совместительству бывший КВН-щик.
- Не увиливай, - канючила я, припирая мужа к стене, - неужели ты женился на глупой женщине?
- Нет, я женился на сумасшедшей! - отчаянно возопил супруг, увидав мой свеженаточенный маникюр, неумолимо приближающийся к его лицу. – Ты – талантливая! Ты – креативная! Ты…. Ааааааа… Дура ты, вот кто!
Я опустила руки. Ну, что ж… В конце концов, отрицательный результат – тоже результат.
ЧАСТЬ 2. Беседы с великими.
Слегка обескураженная проведенным исследованием, я полезла в Интернет. На этот раз, чтобы узнать мнение о самих себе великих и умных, настоящих философов и мудрецов. Уж они–то не должны сплоховать! Они–то наверняка знали себе цену, раз вошли в историю и задержались в ней на века и тысячелетия. Но и тут меня ждало разочарование:
- Я знаю, что я ничего не знаю, - лениво процедил Сократ, почесывая пузо.
- Что одним кажется широтой ума, то для других всего лишь хорошая память и верхоглядство. Легче навести на себя лоск всезнайства, чем приобрести немногие, но прочные знания, – сказал Люк Вовенарг, грассируя и поправляя напудренный парик
- Бог хранит дураков и детей, говорит пословица. Это сущая правда. Я это знаю, потому что проверял на себе, – иронично заметил Марк Твен.
- У меня хватило ума глупо прожить жизнь, - попыхивая папироской, усмехнулась Фаина Раневская.
- Умный человек никогда не станет хвалить себя, - встрял в разговор какой-то старикашка в тюбетейке, - сам факт почитания себя умным останавливает развитие.
- Если ты, небосвод, возлюбил дураков, полюби и меня - я ведь тоже таков, – хитро прищурив и без того узкий глаз, поддержал его Омар Хайям, наливая в бокал вино.
- Умные приспосабливаются к миру. Дураки стараются приспособить мир к себе, поэтому изменяют мир и делают историю дураки, - сквозь зубы процедил мрачный Джонатан Свифт, страшно похожий на гота.
- Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно, - съязвила белокурая Тэффи.
- Глупость и тщеславие — неразлучные подруги, - изрек старик Бомарше.
- Чем больше хочешь быть умным, тем более ты должен стараться быть глупым, - на полном серьезе заметил Вячеслав Полунин.
- Вам бы все шутки шутить да остроты острить, господа хорошие, - строго взглянула я на собравшихся. – Я же вас серьезно спрашиваю!
- Юмор приводит в действие механизм мысли, - благодушно изрек Марк Твен, попыхивая трубкой.
- Дуракам – счастье! – Хором проскандировал с горки не успевший подбежать вовремя русский народ.
- Они что, сговорились все? - разочаровано подумала я, отмахиваясь от Цицерона и Лукиана с их глупостями. Черчилль, вынув изо рта сигару, хотел что-то добавить по существу вопроса, но я свернула дисскусию прямо перед его носом и навострила лыжи.
- В заблуждении упорствовать свойственно лишь глупцу… - донеслось мне вослед.
ЧАСТЬ 3. Общеобразовательная
«Чтение — это беседа с мудрецами, действие же — это встреча с глупцами», - вспомнила я изречение Фрэнсиса Бэкона.
- Ага, точно! Нужно посмотреть в словарях определение слова «дурак»! - пришла свежая идея в мою, измученную броуновским движением маленьких серых клеточек, рыжую голову.
И я вгрызлась в словари.
Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ выдает на гора следующие определение дурака:
1. Глупый, тупой человек.
2. Чудаковатый человек, отвергающий житейскую мудрость; юродивый.
3. В старину: придворный или домашний шут, развлекавший господ.
4. Название карточной игры.
Так-с, так-с, уже что-то проклевывается. Если долго мучаться - в конце концов, обязательно найдешь то, что ищешь. Открываю «Энциклопедию знаков и символов». Вот он – долгожданный глоток истины! Освежающий, как холодный квас в июльский зной.
«ДУРАК — это амбивалентный образ. Дурак предстает как необходимая фигура в процессе созидания мира: он переворачивает общеизвестное, общепринятое. Таким образом, он олицетворяет собой парадокс, то есть утверждение, нарушающее общепринятое мнение, а парадокс, как известно, дружен с гениями - «…И гений, парадоксов друг» (А. Пушкин). Нередко дурак рассматривается как посредник между земным и божественным мирами и, таким образом, как носитель высшей мудрости (в различных традициях существует сюжет о том, как дуракам доверяли принимать решения, когда мудрые оказывались бессильными) и сближается с образами шута и юродивого, выполняющими во многом аналогичные функции.
Анализируя образ дурака в средневековой культуре, М. Фуко отмечает: «Если глупость ввергает каждого в какое-то ослепление, когда человек теряет самого себя, то дурак, напротив, возвращает его к правде о себе самом; в комедии, где все обманывают и водят за нос сами себя, он являет собой комедию в квадрате, обманутый обман; на своем дурацком, якобы бессмысленном языке он ведет разумные речи...
Согласно некоторым комментариям, Лао Цзы «обликом был похож на глупца», каковое мнение, возможно, отражает идею о том, что великая мудрость обязательно содержит в себе глупость. Дурак может наделяться положительным значением и в контексте понимания мудрости как зла — так как «во многих знаниях многие печали» (Библия). В фольклоре образ дурака нередко показан в позитивном ключе - например, Иванушка-дурачок».
Так вот оно что, оказывается…. Иван–дурак не такой уж и дурак, вернее - совсем не дурак!
ЧАСТЬ 4. Сказочная
А ведь точно! Сказочный Иван – дурак отнюдь не глупец и халявщик, каковым иногда кажется, а добрый и смекалистый романтик! Он живет сердцем, а не разумом. Ну дык! Разве не о том самом говорит философ- сатирик Михаил Жванецкий: «Самые умные мысли рождаются не в голове - в сердце!» Да, многие поступки Ивана- дурака кажутся нелогичными с точки зрения обывателя - они странны, иррациональны. Наш Дурак, как правило, патологически честен, прямодушен, отзывчив и бескорыстен в отличие от своих старших братьев, озабоченных преумножением капитала и занятых «настоящим» делом.
Он не ищет своей выгоды, во всем видит только хорошее, всем верит, многим стремится помочь.
Спасение царских дочерей и прочих Марьюшек, рубка голов у Змея Горыныча и исполнение невыполнимых царских заданий - дело архиопасное и бесперспективное, и только Дурак охотно берется за эти дела. Причем с энтузиазмом берется, ради «искусства», а не ради собственной выгоды. И вот, в конце концов – вопреки всякой логике – Дураку приваливает то самое счастье, которое упорно стремятся «поймать» старшие братья Ивана и сам царь. Но – фигушки… В сказках все по справедливости, и всем достается по уму. Вернее, по глупости. Которая и есть ум. Только другой. Настоящий!
Далее я позволю себе привести довольно большую цитату о главном герое американского фильма «Форест Гамп»: «Сказка же «Форест Гамп» абсолютно современная. Но также, уже изначально к герою приклеена бирка «Болван», именно так переводится его фамилия Gump.
Форест Гамп не силен умом, но искренен сердцем и чувствами. Взрослый ребенок, он прост и беспечен. Есть ли смысл в его беге? Нет. Нет ни цели, ни результата... За что же тогда ему награда? А за то, что он так же, как и наш Иван, думает сердцем, поступает зачастую умнее, правильнее и благороднее, чем люди, считающиеся здоровыми умственно, но которые иногда ведут себя намного хуже болванов.
…Так что похожесть персонажей (Ивана- дурака и Фореста) оценивается не столько степенью их тупости, сколько отношением к этой жизни и окружающих к ним. И вот тут-то они одинаковы. Потому что оба не поняты обществом. Они оба занимают одну жизненную позицию: «жить никому не мешая, во всем видеть хорошее, воспринимать жизнь, как ценный дар, а не грубый инструмент и тогда неудачи не будут выглядеть большими». Через жизнь, поступки и действия этих двух персонажей красной линией проходит христианская мудрость: «Ибо мудрость мира сего есть безумие и глупость перед Богом»»
Вот те на! Приехали, называется… Мудрость мира сего есть безумие и глупость.
ЧАСТЬ 5. Хватит о дураках, давайте об умных
Довольно часто я встречала в жизни образованных, сильных, красивых людей, считающих себя умными и имеющими смелость заявлять об этом во всеуслышание. И мужчин, и женщин. Людей, с трудом вскарабкавшихся на мааааалюсенькую ступеньку, кажущуюся им самим Эверестом. Заботливо посаженых чьей-то заботливой рукой в Очень Теплое Кресло и считающих, что они На Своем Месте. Людей, получающих наслаждение от отталкивания более слабых (или порядочных?) локтями и умеющих переступать через трупы. Людей самоуверенных и высокомерных, искренне считающих себя постигшими чуть ли не всю премудрость мира, смешных и жалких в своем заблуждении Они никогда не вызывали у меня симпатии. Почему? Да только потому, что человек сам себя считающий шибко умным, на поверку оказывается не столь уж умен. А иногда откровенно глуп. И очень смешон. Но на нем всегда очень серьезное лицо. И говорит он всегда заумно, витиевато, но очень правильно. Потому как считает себя умным. Хотя на самом деле он – настоящий дурак… Но не тот, который из сказки, а в классическом понимании этого слова.
«В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознается, прежде всего, по своей величайшей и непоколебимейшей серьезности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно, — дурак постоянно все обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе», - считала мудрая Тэффи.
Григорий Горин вложил в уста барона Мюнзаузена (который, как известно, никогда не врет!) следующие слова, адресованные всем правильным «умникам»:
«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Нет, воля ваша – вы, конечно, можете считать себя умными. А мне уж позвольте считать себя дурой. Уж больно мне компания тех, которые искренне себя дураками считают, нравится.
а некоторые до посинения строят из себя умных
домик у озера - это прекрасно. я тоже мечтаю вырваться из городской суеты подальше от всего шума-гама,что насыщает нашу жизнь. увы,мне некуда убежать(((
В жизни не делю людей на умных и дураков, а просто мой человек или мы с разных планет и соответственно и общение строится по этому принципу.
Хм... а разве статья о делении всех людей на умных и дураков? Это же скорее исследование об истинной природе "дурака" - по крайней мере, так задумывалось))) Впрочем, каждый видит в тексте что-то свое, это нормально. А насчет деления людей по какому принципу - так это все в зависимости от ситуации, так мне кажется. Так, выбирая воспитательницу (няню) для своего ребенка, каждая нормальная мать ищет в первую очередь женщину, которая любит детей, которую малыши не раздражают. Выбирая врача или строителя (отделочника) , мы ищем хорошего профессионала, классного специалиста, а уж "мой" это человек или "не мой"- дело десятое. А вот для дружбы- общения - да, конечно, нужно выбирать "своих" людей- как иначе? Поэтому в качестве друзей я предпочитаю умных дураков - людей, которые живут сердцем и поступают по совести (душевно продвинутых), но и образованных, с которыми приятно и интересно общаться. Хотя образование с душевной (духовной) продвинутостью никак не связано - малообразованная бабулька, живущая в глухой деревушке, может быть в разы добрее, честнее и сострадательнее, чем доктор каких-нибудь мудреных наук. Как-то так)))
Да, безусловно - разные! ДУРАК - это, скорее, идиот, чем тупица. Возьмите классического "идиота"- князя Мышкина. Разве он тупица? Конечно, нет! Он просто в разы добрее, человеколюбивее и сострадательные всех остальных героев романа.
Речь ведь именно о том, что очень часто в обыденной современной жизни дураком (дурой) называют человека, который легко может пожертвовать собственным комфортом, карьерой, даже здоровьем и жизнью ради справедливости или спасения жизни другого человека. Я лично попадала в такие ситуации не единожды... как и каждая из нас, наверное. Нет, жертвовать собственной жизнью мне пока (слава Богу!) не приходилось, но вот спокойствием, благополучием, комфортом- много раз. Один из таких случаев я описала в рассказе "Между светом и тенью" (есть в дневе) - это абсолютно реальная история, случившаяся два года назад.
И правильно сделали! Все самое умное - до жути простое и банальное)))