Практически каждый кандидат сталкивался с тестовым заданием при трудоустройстве. Однако порой возникает ощущение, что работодатель не пытается проверить профессиональные навыки кандидата, а хочет бесплатно решить свои текущие дела. Портал Rabota.ru решил разобраться в тонкостях тестовых заданий.
Кому грозят проверки
Данной «привилегии» лишены практически все низкоквалифицированные работники: глупо требовать от кандидата на должность посудомойщика вымыть десяток тарелок, чтобы убедиться в его мастерстве. Также тестовое задание не грозит специалистам, занятым на производстве: знание тех или иных технологических процессов довольно легко проверяется уже на стадии собеседования.
А вот соискатели, чьи профессии связаны с творчеством, сталкиваются с тестовыми заданиями регулярно. Журналисты, дизайнеры, верстальщики, художники, музыканты и пр. — работодатели очень часто просят этих специалистов продемонстрировать свои навыки и способности. Казалось бы, зачем, ведь все эти работники наверняка имеют портфолио, где можно увидеть примеры работ? Однако все не так просто. Одна из целей тестового задания — проверка кандидата на понимание поставленных задач. Ведь порой возникает ситуация, когда «творческая личность», приступив к работе, отказывается слушать свое руководство и трудится так, как считает нужным. Тестовое задание позволяет понять, насколько хорошо кандидат умеет слышать своего заказчика, т. е. своего будущего работодателя.
Татьяна Есина, управляющий партнер Кадрового Центра «Эталон», напоминает, что тестовое задание могут предложить также соискателям, чья работа лишь предполагает наличие творческой составляющей. Например, повару могут предложить приготовить свое фирменное блюдо, бармена могут попросить продемонстрировать мастерство при помощи шейкера, а от переводчика потребуют правильно адаптировать текст для конкретной аудитории.
Для каждой позиции существует свой набор компетенций, который мы проверяем на разных этапах собеседования. Зачастую тестовые задания в той или иной форме оказываются наиболее надежным (если не единственным) способом проверить необходимые компетенции кандидата. Например, нанимая в компанию пиарщика, в задачи которого будет входить самостоятельная подготовка материалов для СМИ, логичным будет проверить на практике его способность писать грамотные и структурированные пресс-релизы.
«Есть позиции, для которых оценить набор компетенций не так уж просто. Нанимая сотрудников в отдел развития продаж, после серии интервью мы приглашаем их в центр оценки, где предлагаем выполнить ряд индивидуальных и командных заданий. Например, кандидату может быть предложено войти в роль руководителя и принять решение в непростой рабочей среде. При этом предлагаются ситуации либо вымышленные, либо из прошлого опыта компании. Наблюдая за поведением сотрудников, мы можем составить объективную картину об их компетенциях, а также о ценностях, которые имеют такую же важную роль при принятии решения о найме. При отборе сотрудников на позиции уровня бренд-менеджера и выпускников МВА-школ, набор заданий меняется: мы предлагаем решать кандидатам бизнес-кейсы из реальной практики компании. Это бизнес-задачи, которые компания уже решила в прошлом, проанализировала и сделала выводы».
Бесплатная рабсила
Но не все кандидаты разделяют восторги рекрутеров относительно эффективности тестовых заданий. В интернете можно прочесть тысячи историй о том, как работодатель дал большое и сложное тестовое задание, а далее, получив результат, пропал с концами. К сожалению, на отечественном рынке труда нередко встречаются недобросовестные компании, и ситуации, когда соискатель под видом тестового задания выполняет серьезную работу бесплатно, не редкость. Чтобы избежать обмана, советуем вам обратить внимание на несколько факторов, которые помогут вывести мошенников на чистую воду.
Что должно насторожить в тестовом задании
1. Излишняя детализация
Например, дизайнеру в качестве тестового задания могут предложить сделать рекламный баннер, указав при этом все необходимые параметры: ширину, высоту, раскадровку, текст и сюжет. По сути, соискателю предлагается не тест, а техническое задание на выполнение работы. Возможно, работодатель решил сэкономить на зарплате дизайнера и захотел получить баннер даром. Если рекрутер хочет увидеть пример вашей работы, то он не будет ограничивать вашу фантазию строгими рамками: будет вполне достаточно лишь тематики баннера.
2. Актуальность для бизнеса
Допустим, компания запустила или готовится запустить новую линейку продуктов, а соискателю в качестве тестового задания предлагается разработать для нее эффективную рекламную кампанию. От него требуется придумать слоганы, варианты размещения рекламы и составить план эффективности этой рекламной кампании. Вполне вероятно, что работодатель ждет от кандидата идей, но не хочет видеть его в рядах своих сотрудников. Не исключено, что, получив от вас интересные варианты, работодатель просто перестанет отвечать на ваши звонки и письма. Тестовое задание не имеет актуальности для бизнеса, так как перед ним стоят совершенно иные задачи.
3. Величина компании
Небольшие компании, о существовании которых догадываются лишь их создатели, гораздо чаще подсовывают свою работу кандидатам. Все потому, что им нечем рисковать: если авторитета у такой организации нет, то и уронить его невозможно. Некоторые особо бесстыдные работодатели в принципе организуют бизнес на доверчивых кандидатах. Создается контора «Галоши&Калоши», где трудятся генеральный директор и главный бухгалтер (по совместительству свояк гендиректора), в открытых источниках публикуется информация о вакансии, допустим, копирайтера, а дальше каждому соискателю предлагается написать текст на заданную тематику. Далее эти тексты продаются фирмам-заказчикам, а кандидатам приходит скорбное письмо из серии «Извините, но Вы нам не подходите», или вовсе соискатель остается без ответа...
Крупным компаниям экономически невыгодно заниматься «разводом» специалистов. Ведь если их махинации откроются широкой публике, то это грозит серьезным подрывом авторитета, который иногда исчисляется в семизначных цифрах.
4. Горящие сроки
У любого тестового задания обычно есть четкий дедлайн. Если вы не смогли управиться в срок — это исключительно ваши проблемы: возможно, у вас не все в порядке с тайм-менеджментом или же вы просто переоценили свои силы. Однако ни один рекрутер не будет торопить вас и спрашивать: «Ну, когда все будет готово?». Повышенный интерес компании к вашему тестовому заданию может говорить о том, что работодатель больше заинтересован в его выполнении, чем вы сами. Возможно, вашими руками он пытается сделать свою работу.
5. Объем работы
Время на выполнение тестового задания может сильно варьироваться в зависимости от позиции, на которую претендует соискатель, а также от характера работы. Однако в большинстве случаев кандидату предлагается выполнить не полноценную работу, а лишь ее часть. Например, программисту предложат написать не программу целиком, а лишь часть кода или отдельный модуль, от художника будут требовать создания не полноценной картины, а какого-либо одного элемента (персонажа, пейзажа и т. п.). Даже небольшой части работы обычно бывает достаточно для того, чтобы подтвердить навыки кандидата. Если же рекрутер требует от вас создания полноценного продукта (программы, статьи, логотипа), готового к использованию, то это повод усомниться в его честности.
Татьяна Есина: "Выполнение тестового задания не должно занимать много времени. Цель тестового задания — определить схожесть взглядов работодателя и соискателя и подтвердить его опыт работы.
Если работодатель просит выполнить объемное задание, требующее больших временных затрат, то соискателю стоит оговорить с работодателем возможность его оплаты. Если работодатель действует по принципу «выиграл-выиграл», то он оплатит объемное тестовое задание"
Несмотря на то что среди работодателей зачастую попадаются мошенники, бояться тестовых заданий не стоит.
«Сейчас это распространенная практика среди крупных компаний, и мало кого из кандидатов можно этим удивить, — уверена Татьяна Есина.
— К тому же, в прохождении тестовых заданий есть масса преимуществ для соискателей, ведь это хорошая возможность проверить себя и сравнить с другими, получить новый опыт и ценную обратную связь по результатам прохождения заданий».
Например, в случае с копирайтом можно отправлять не текст в ворде, а его скриншот, вместе со скринами проверки на уникальность и SEO, по необходимости. То же с кодом. С дизайном - среднего качества джипеги, которые нельзя будет использовать на практике.