Сегодня мне хотелось бы поговорить об Адольфе Гитлере.
Том самом Гитлере, который родился 20 апреля 1889 в деревне Рансхофен (ныне часть города Браунау-на-Инне), Австро-Венгрия, о том основоположнике национал-социализма, основателе тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вожде (фюрере) Национал-социалистической немецкой рабочей партии (с 29 июля 1921 года), рейхсканцлере Германии (c 30 января 1933 года), верховном главнокомандующем вооружёнными силами Германии, который развязал величайший вооруженный конфликт за всю историю человечества — Вторую мировую войну. Жертвами этого конфликта, только по официальным данным, стали более 65 миллионов человек.
Именно о том, чье имя до сих пор с пренебрежением и нелюбовью произносится на многих языках мира. Недаром на официальном открытии Музея мадам Тюссо в Берлине (2008 г.) один из посетителей оторвал голову восковой фигуре Гитлера. Сам факт размещения фигуры в стенах музея вызвал негодование у многих жителей. По данным берлинской полиции посетитель, 41-летний безработный, бывший полицейский, ударил очевидца, который хотел помешать ему, и оторвал голову статуе Гитлера. После этого инцидента работники музея вынуждены были поместить скульптуру Гитлера за стилизованную стену из бревен и теперь её можно увидеть только сквозь небольшое оконце. Он изображен сидящим за столом в бункере, подавленным, в последние часы жизни. Имеется надпись на немецком, французском, английском и русском языках, что нахождение в экспозиции фигуры Гитлера не следует расценивать как неуважение к жертвам войны и просят не наносить ущерба фигуре.
Но что-то я слегка увлекся. Наверное, многие не понимают, почему на сайте, посвященном искусству, я говорю об убийце, тиране и диктаторе
Все очень просто: во-первых, Адольф Гитлер в свое время был одним из крупнейших коллекционеров живописи своего времени — его личное собрание немецкой пейзажной и жанровой живописи 19 века, которое он собирал с начала до середины 30-х годов, заложило основу «Музея фюрера», будущего центрального элемента культурного комплекса в городе своего детства Линце (Австрия).
К 1945 году коллекция тогда еще фюрера, насчитывала 6755 полотен, из которых 5350 считались принадлежащими кисти старых мастеров. Среди наиболее значительных произведений — «Художник в студии» Вермеера, «Демокрит и Гераклит» Рембрандта, «Леда и лебедь» Леонардо да Винчи, «Сбор сена» Брейгеля-Старшего и «Танец» Ватто. Помимо старых мастеров Гитлер собирал немецкое искусство 19 века: его любимыми художниками были Грюцне Шпицвег, Вальдмюллер, Тома, Фридрих, Рунге и австрийский художник Ганс Макарт.
Но, пожалуй, быть коллекционером, пусть даже успешным, недостаточно для того, чтобы о тебе писали на подобных ресурсах
Тогда, еще один аргумент: на самом деле Адольф Гитлер мог стать обычным художником, причем не самым плохим, писать различные пейзажи и натюрморты, зарабатывать себе на хлеб с маслом созданием открыток и марок, чем, в принципе, в молодости и занимался. Но в свое время Адольфа Гитлера не приняли в Венскую академию искусств, признав его картины непримечательными, за исключением тех, на которых изображены здания: соборы, дворцы, музеи. Но Гитлера не интересовала карьера архитектора.
Кто знает, как сложилась бы судьба будущего диктатора, стань он художником или архитектором. Однако историю не повернуть вспять, как бы нам этого ни хотелось. Зато сейчас, спустя несколько десятков лет, мы можем рассматривать полотна, созданные Адольфом Гитлером, и поражаться, как мог человек, совершивший столько злодеяний, быть автором этих действительно неплохих картин. А больше всего лично меня удивляет, как человек, принесший миру столько зла и страданий, способен рисовать такие, вполне себе миролюбивые полотна.
Цветы, пейзажи, натюрморты… Но настоящим «коньком» Гитлера были все же изображения зданий. Он стремился запечатлеть на холсте самые красивые площади, улицы и проспекты тех городов, где ему удалось побывать. К нашему счастью, коллекция Гитлера так и не пополнилась изображением Красной или Дворцовой площадей. Тем не менее, известно, что созданные им открытки с памятками архитектуры пользовались огромной популярностью у туристов (правда, до войны)
Вот только людей он рисовать то ли не умел, то ли не хотел. В любом случае, именно из-за некачественных портретных рисунков Гитлеру было отказано в зачислении в академию искусств. Кто знает, может быть, поэтому этот человек испытывал такую ненависть к людям Мы часто не любим то, что нам не удается, не поддается нашему пониманию и объяснению.
Тем не менее, художественный талант, тогда еще никому неизвестного Адольфа, некоторые оценили достаточно высоко: например художественный критик Даг Харни в своих воспоминаниях писал: В городских пейзажах Гитлера имеется определенный шарм, какое-то спокойствие и смирение, столь несвойственное его личности. Его работы выполнены с мастерством и энергией, и, обернись его судьба по-другому, он мог бы сделать весьма успешную художественную карьеру.
Или историк В. А. Пруссаков, в своей книге «Гитлер без лжи и мифов» приводит следующую цитату: «В 1919 году, вернувшись в Мюнхен, он (Гитлер) представил для оценки видному академическому художнику Максу Цеперу некоторые из своих работ, в основном военного периода. Цепер был ошеломлен качеством картин Гитлера настолько, что обратился к своему коллеге Фердинанду Штегеру, чтобы услышать его мнение. Профессор Штегер проверил рисунки Гитлера, акварели, картины, написанные маслом (ландшафты и портреты), и пришел к заключению: »… совершенно незаурядный талант."
И не смотря на то, что Адольф Гитлер так и не стал профессиональным художником, многие его работы значительно пережили своего создателя и принесли в этот мир значительно больше тепла и света, чем их автор. Большинство акварелей и картин Гитлера сейчас находится в секретных сейфах Центра военной истории американской армии, попали они туда после войны из коллекции фотографа Генриха Хофмана, в которой находились с 20-х годов. Доступ к ним запрещен всем, кроме нескольких экспертов-искусствоведов. Мало того, они никогда не будут показаны публике, поскольку считаются крайне опасными. Многие находятся в частных коллекциях, поэтому точное число сохранившихся картин Гитлера неизвестно. Искусствоведы оценивают количество сохранившихся картин Гитлера около 3400 штук.
Тем не менее, в 2002 году в США в одном из художественных музеев была организована выставка работ Гитлера и немецких художников того времени.
Кроме того, периодически картины Гитлера выставляются на аукционах. Например, в январе 2012 года картину фюрера Ночное море продали на аукционе за 32 тысячи евро. Интересно, за сколько бы смогли продать это полотно учредители аукциона, если бы его творец не был бы причастен к гибели десятков миллионов ни в чем не повинных людей.
Он был профессионалом в собаководстве, в частности, разведении немецких овчарок.
PS Его не оправдываю, ибо нет числа злодеяниям происходивших по его приказам. Но как обычного человека вполне понимаю...