Не перестаю восхищаться этой женщиной. Эта гениальная женщина обладает какой-то гипнотической силой. На неё даже вне балета интересно смотреть, наблюдать за её манерами, голосом, осанкой. Её интересно слушать, потому что мыслит и рассуждает она нестандартно, по всем вопросам имеет свою точку зрения, оригинальную, лишённую официоза, простую и общедоступную для понимания. Что завораживает в её Анне Карениной? Аристократизм, изысканность, утончённость, принадлежность к «высшему свету», в хорошем смысле этого слова, первоначальном.
Мысли Майи:
О диетах. - А я их не соблюдала! – гордо говорит Плисецкая, с удовольствием уплетая равиоли. И чтобы добить окончательно, добавляет: «Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно – просто из-за репетиций не успевала поесть».
О бриллиантах. - Зачем? У меня их нет и не надо. Однажды я сказала Славе Ростроповичу, что Родион подарил мне «Даму с собачкой». Он говорит: статуэтку? Я говорю: нет, балет!
О счастье: - Это уметь нельзя. Это или есть, или нет. Как талант. Когда спрашивают, как, что, почему, - полная ерунда. Если бы люди жили по рекомендациям, может быть, жизнь была бы другая.
О Родине:- Мы – граждане России, у нас российские паспорта. А в Мюнхене у Родиона Константиновича договор со всемирно известным издательством «Шотт». Поэтому мы здесь. Здесь изданы все произведения Щедрина. И главное – исполняются. Это тоже великое дело. Исполняют самые лучшие музыканты, лучшие дирижеры, лучшие оркестры, лучшие солисты поют. А если бы мы жили на авторские гонорары в Москве, мы были бы нищие. Здесь же с авторским правом все нормально, платят по-немецки аккуратно.
О "роскошной" жизни великой балерины: - Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, – мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков. Давид Бурлюк со своей женой Марусей. Деньги у них были, могли платить. И я не считаю, что они неправы. Достаточно других забот.
В жизни я намного проще и обычнее, чем люди думают. Я не считаю, что я золото. Совсем нет. Какая есть… Хотите любите, хотите нет. Я не настаиваю ни на чем.
О колллекции лебедей: - Всё в Москве, в музее. Можете посмотреть. Они все были разные. Из фарфора, из хрусталя. Знаете, даже свечки были (конечно, я их не зажигала). А однажды лебедь был сделан из лепестков роз. Это мне подарил Саша Годунов. На гастролях в Америке. Я просто ахнула. Свежие были, пахли! Я прихожу - стоит лебедь. Я не знала, от кого, он даже не написал записки. Но мне сказали.
О балеринах:- Люди немножко преувеличивают, говоря, что это нечеловеческий труд. Все хорошо делать трудно! В любой профессии. Циркачи еще и жизнью рискуют. Преклоняюсь перед цирком. И перед спортом.
Все почему-то спрашивают, а высокая ли Майя Плисецкая. Вполне понятно: удивительно пропорциональна, грациозна, длинные руки - она, действительно, кажется высокой, эта маленькая великая женщина.
Она выглядит так, что может смело не скрывать свой возраст. Потрясающе, не отпустила природа ей старости. Она - женщина на все времена. Юная хрупкая фигура, знаменитые волшебные руки и глаза, абсолютно молодые, с огоньками, с лукавством. Врожденное благородство и, как это бывает у воспитанных людей, естественность, ни грамма высокомерия.
Она победила. Победила время, продолжая танцевать на сцене шесть десятков лет, победила систему, оставшись независимым художником и завоевав поклонников по всему миру, победила консервативное отношение к балету, создав красивейшие танцы для героинь литературных произведений, за которые никто не решал браться...
Автору-спасибо!