Символика чисел (из книги "Українські замовляння", коментарии М. Новиковой)
(Перепечатываю, делая перевод и почти не сокращая). (Очень скучная статья для людей не знакомых с культурологией).
Из неоднородности, нелинейности чисел в мифе, ритуале, магии прямо вытекает разная насыщенность их символики. В целом, тут прослеживается лишь один критерий: чем меньше число, тем символичнее, и символика здесь многогранна.
Простые числа, например, безусловно распеределяются на группу малых (от 1 до 4), и группу больших (всех остальных).
Числа от 1 до 4-х символичны все без исключения. Их символичность многопланова и сложна. В то же время необычайно неизменна, сохраняется не только в разных текстах заговоров, но и в других жанрах фолькльора: загадках, поверьях, присказках и др., в разные эпохи с разными формами мировосприятия. Даже когда фолькльор сменила литература, а язычество- христианская религия, даже когда символика малых чисел уже не осознавалась так полно и непосредственно, как раньше, - практично она никогда не изменялась, сохраняя в целостности свое смысловое ядро.
Числа большие от 4 символичны или не все, или по крайней мере, очень неодинаково по интенсивности. Например, из символики заговоров, показанных в этой книге, почти выпадают 5,6,8,9, (кроме формули тридевять). Они не сравняться с символичным потенциалом числа 7. Заодно эта символичность намного однозначнее, чем у 1,2,3,4, и намного менее универсальна в жанровом смысле. Она же и менее постоянна во времени.
Из чисел, больших от 10 символичны лишь некоторые. Все они получили свою символику от производного простого числа.
Одновременно появляется нечто в мире простых чисел невероятное: некоторые числа становятся синонимами других. Так, "очень много", "вся полнота чего-нибудь", а также "границы исчесления" передаются в заговорах с равным успехом через 7, 12, 33, 40, 77.
ОДИН
Включает в себя значение
1-центральный, срединный,
2- тот что вмещает всех себе подобных, репрезентативный,
3- самый сильный, мощный, магичный,
4- верховный, самый высокий, царский, княжеский, властительный.
Гипотетично можно догадаться, что число 1 и его символика не первична, а предстают из двух логико-математических операций- замены и исключения
Под заменой понимается та самая магическая часть вместо целого, где функцию части (при целом множестве, роде, виде) именно и выполнял один субьект или предмет.
Это демонстрирует эволюция в палеолите медвежего культа. Сначала чествовались и сохранялись части медведя (прежде всего голова и передние лапы). Лишь со временем стали изготовлять глиняную болванку: одного медведя целиком. Как часть замещала "всего медведя" и даже "всех медведей", так позже один медведь мог воприниматься как весь медвежий род, собраный в одном образе.
Если бы не такая "репрезентативность", не магическая уполномоченность одного, совершать обряды перед одним единственным "медвежим идолом" не было бы смысла.
Замена соотнесена с процедурой выбора и значением избранности. "Один" из "многих" (любого числа)- это тот кто особенно должен "быть" или "не быть". Действует и магия по-аналогии "один" должен принять судьбу которая была предназначена "многим", для того чтобы уберечься от "зла"- надо умертвить, уничтожить одного ради приумножения и торжества всех остальных.
С появлением Мировой Горизонтали, а позднее- Мировой Вертикали, "один" принимает значение"тот что не имеет противоположности" (или противопоставленный всем оппозициям). Топографично таким "одним" является центр. Центр в равной мере противопоставлен как "лево-право", так и "вверху-внизу". Так, "центральное", "верховное", наиболее священное и полновластное в архаической мифологии стали совмещаться, а "один" окончательно приобрел значение "божественного" или "царственного", числа или особы, которую он обозначает.
Спорно соотношение "один- пара". В принципе, всякую непарность, "излишек" мировая архаика отождествляет с неупорядоченностью, нестабильно- динамичным, "лихим" началом.
Чет, парное число символизируется в противоположность как начало порядка, в положительном ключе "нерушимое", значит, полезное, "доброе".
Однако на этот принцип накладывается другой, о кот уже шла речь- один выделяется как что-то особенное - на фоне множества,"всех остальных", как неопределенных. Когда вышеназваные принципы наложились один на другой, при том что значение "один"- более древнее", возник знакомый результат. Более символичные значения, более архаичные и обрядовые функции частично отступили в ночную сферу: начали осмысляться как более негативные или тревожно-амбивалентные, но и более могучие. Например, пары "волк-волчича", "росомах и росомаха" в заговорах существа более мирные, но и менее сильные чем зверь "непарный" и "единый", что показательно- женская пара вообще отсутствует у наиболее "магичных" животных"- медведя, волка, коня, собаки, петуха.
ДВА
Значения:
1-пара, чет, двоичность (бинарность),
2- противопоставление одному непарному (по формуле- три- это два плюс один),
3- дробление, ненастоящее.
Символитка числа "два" также долгое время развивалась в недрах мифа и магии. Известно что во многих языках (например, в древнеславянских) есть форма "двойни". Эта форма была бы просто безсмысленным избытком, если бы просто обозначала бы "две штуки" того же самого предмета (тройни мировая лингвистика практически не знает).
Значение парности прямо связано с принципом симметрии, оно легко могло перейти в значение двойственности, сближение и противопоставление двух обьектов, которые имеют единое предназначение, но разные значения (в пространстве, скажем- занимают разные стороны относительно центра). Так проявляются в заговорах образы двух братьев, одного небесного, другого- земного: в магичных обрядах- два вещества, из которых один принадлежит "макрокосмосу"(вода, огонь), другое "микрокосмосу" (кровь, молоко).
Значение "близнецы", также соотносится с парностью, что в свою очередь породило разные толкования и противоположные оценки. Близнецы испокон веков вызывали у людей повышенные эмоции, переживания как нечто необычное. Рождение близнецов считалось особенным, высшим явлением. нередко- угрожающим. Отсюда и обычай изгонять, убивать, приносить в жертву одного или обоих близнецов, но нередко это было и добрым знамением: отсюда легенды и мифы о близнецах- основателях человеческого рода вообще, или данного рода-племени, города, царской династии. Логика тревоги, которую вызывали близнецы, - та самая что и тревога, кот порождали дети с физическими дефектами. И первое, и второе- отклонения от нормы: или в стороны "слишком много" или "слишком мало" (новорожденные без какой-то части тела).
Следующее значение, что принадлежит символике "двух" демонстрирует амбивалентность- с одной стороны, всякое увеличение числа (удвоение, утроение и тд) понимается как приумножение бытия: безусловного присутствия, полновластия, существования.
С другой стороны, удвоение трактуется как "расщепление целого субьекта" на его "истинную" и "невидимую неистинную ипостаси". Так в мифологичный мир входит мотив двойника"(в какой-то мере его вариант- оборотни, вовкулаки).
Заговоры дают немного примеров сдвоенности в прямом виде. Но устойчиво применение имен болезней в множестве наравне с одним. Это дает возможность реконструировать мифичное представление "разсыпания" нечисти на какое-то множество, особенно при бегстве от заклятия.
ТРИ
Значения:
1-трехуровневая мировая вертикаль, а значит, "весь мир" по вертикали", совокупность царств верхнего, среднего, нижнего,
2- динамичный цикл перемен (например, детство-зрелость- старость, утро- день- ночь, месяц молодой- четверть- полнолуние и тд),
3- левое плюс правое- центр (более полное: формула "два плюс один"),
4- увеличение, усиление, выраженная магичность, священность.
"Три" (как и "два", как и "один"- необычайно действенный, емкий и универсальный для мировой культуры символ. Символика "двух" внесла в архаичное мышление идею классификации миропорядка на основе парных противопоставлений.
Усвоение понятия "трех" укрепило во- первых, символику центра, во-вторых создало условия для формирования динамичной модели миропорядка. В то же время, число "три" внесло в человеческое мировосприятие зачатки диалектики: борьбы и единства противоположностей.
При этом в центре символичного пространства каждого числа (2- после 1, 3- после 2 и 1), можно разпознать автономные "территории" предыдущих чисел. Так, значение числа"один" (избранный, противопоставленный остальным) и "два" (парный, менее сакральный чем "один") включаются, но не растворяются до конца в символике числа "три". Это становится целиком очевидным, когда "три" трактуется по формуле"два плюс один".
Например, две сестры и один брат (или наоборот), три сына (дочки, царевны и тд), из которых один- чудесный (варианты- главный, наиболее сильный, позитивный и тп), а другие- обычные, профаны, или менее сказочные. Эта формула работает в полную силу в сказке. Или в заговорах одно из трех растений, существ, веществ нередко бывает основным магичным элементом, а два другие ему лишь аккомпанируют.
ЧЕТЫРЕ
Значение-
1- четырехкомпонентная горизонтальная модель мира, четыре стороны света, "весь мир" по- горизонтали,
2- сдвоенная парность (по формуле два плюс два), умножение, увеличение (как и 2,3 и др. числа большие одного.)
"Четыре" в прямом числовом виде встречается в заговорах редко, чаще оно имеет нечисловое выражение (4 предмета без упоминания самого числа). Таким образом, мы снова видим, что качественное, конкретное значение чисел первично, количественное, абстрактное- вторично.
Четырехкомпонентная горизональ в заговорах выражена слабо. Можно допустить, что это познейшее наслоение мифологического мышления, и в архаичный мир оно не попало. Топография заговоров адекватнее описывается по формуле "три на три" или еще точнее-"пара плюс центр" (верх-низ- центр, лево-право- центр). Попытка же четырехчленной пространственной ориентации дает круговой обход с центром: солнце впереди. месяц сбоку, Божья Матерь (вероятно, христианизированый образ звезды), позади, а голое зерно на ладони, то есть посередине.
Для сравнения- архаичные орнаменты славян- точка в ромбе, что расшифровывается как семя в поле, плод в утробе, или шире, как любой священный центр в необьятном просторе).
Из следующих чисел прокоментируем только СЕМЬ
Семь- символ, тоже вышедший из определенных несимволичных, биофизичных особенностей. Символизацию числа "три" обьяснено кибернетично: "три"- минимальное количество повторов, кот воспринимается как значимое, как "сигнал", а не "шум". (Два повтора могут быть воспринимаемы как случайное совпадение). Символизацию числа "семь" биофизики выводят из особенностей человеческой памяти: семь знаков- максимальный обьем мгновенного усного запоминания и воспроизведения.
Поскольку в архаичных культурах всякое знание запоминалось и передавалось устно, то очевидно, именно этим поясняется стабильность значения "семи" как "всего возможного количества", "границы", наконец просто как "сколько угодно много". В этом значении ("много")- "семь" очень часто противопоставляется "одному" ("единственному", "избранному").
Во многих заговорах "семь" и другие числа со значением "много" как атрибут, подчеркиваются другим атрибутом- кровностью ("братья", "сестры"). Кровность в заговорах понимается как включение в некую группу, так что "семь" и "братья" ("сестры") также в большой мере синономы (сравни также риму заговоров"семь"-"восемь", рима в архаичном фолькльоре обязательно фиксирует стойкую связь понятий.
Все другие большие числа несут аналогичное значение "много", "очень много", "все сколько бы их не было". При этом преимущество отдается кратным или удвоенным числам (6= 2 Х3, 9=3х3, 12=3х4,"тридевять", "тридесять","33","77","сорок сороков" и др.)
И так, мир чисел в заговорах- это мир
- качественных а не количественных характеристик особ и предметов.
- особого, своего рода символичного значения для каждого числа, прежде всего для 1,2,3
- повышенной (более конкретной, стойкой, разноплановой) символичности "малых чисел" в сравнении с числами "большими".
- в группе "больших чисел"- притяжение до общего для всех чисел значения большого (граничного) множества, для сравнения- осколки такого значения в бытовых формулах типа "двадцать (тридцать, сорок и тд) раз я тебе говорил...".
- трактовка любого добавления (умножения) как нарастания существующей реальности, полноценности.
- интерпретация любого сокращения (деления) как уменьшения пребывания, существования.
- повышение интереса к кратности также трактуется как усиление.
- высокая прогнозтичность чисел для "сюжета" и "конфликта" заговоров, для расстановки сил, их влияния и их оценки.
(Перепечатываю, делая перевод и почти не сокращая). (Очень скучная статья для людей не знакомых с культурологией). Из неоднородности, нелинейности чисел в мифе, ритуале, магии прямо вытекает разная насыщенность их символики. В целом, тут прослеживается лишь один критерий: чем меньше число, тем символичнее, и символика здесь многогранна...
Читать полностью
Спасибо!! А статья пока не допечатана- остается закончить о 4, далее- 7, большие числа и общий анализ (тороплюсь). Вообще, такое ощущение, что печатать не стоило- комп глючил, зависал (если у меня будут сегодня какие-то " неприятности" , статью уберу, эти знания оставлю себе)
Люда... Такая потрясающая книга... А раздел, где описывается топографическая, астральная символика- это вообще, просто чудо, это целиком "мой космос"- невероятной гармонии и красоты картины. Древнее мировоззрение (красочное, наивное и радостное) сидит прочно и глубоко внутри нас (тысячилетние обрядовые наслоения), это- как необходимый внутренний стержень, основы основ, фильтр для отделения случайного, наносного, модного от настоящего. Глядя на эти описания, можно многое расшифровать из сказочных мифических текстов и др. (Кстати, современная популярная психология дает любви продолжительность в 7 лет, а семь в мифическом (и подсознательном) представлении- "сколько угодно много","очень- очень много")...
У меня есть разные книжные и не только "редкости" дома. Вообще, увлекаюсь символикой (непопулярной), этнографией, современной психологией (Юнг и последователи)
Кстати, еще куча ошибок в тексте- откорректирую потом (я тут сразу переводила с украинского на русский)
кроме астрально, топографической символики, символики чисел есть символика растений, животных, анатомическая, символика цвета, действий, христианские элементы...
У меня есть разные книжные и не только "редкости" дома. Вообще, увлекаюсь символикой (непопулярной), этнографией, современной психологией (Юнг и последователи)
Кстати, еще куча ошибок в тексте- откорректирую потом (я тут сразу переводила с украинского на русский)