Вещи, в которые я безоговорочно верю, можно пересчитать по пальцам одной руки: это
статистика, сублимация либидо как двигатель прогресса и зомби-апокалипсис. Как легко заметить, усредненного well-being, в два счета превращающего обычных людей обычного 46-го в ослепительных супермоделей, в этом списке нет. Наверное, именно поэтому дорогая редакция журнала Doctor Travel, где я работаю, командировала меня на консультацию к доктору Майклу Макнамара, который буквально держит руку на пульсе многих селебритиз, в частности, принца Монако.
Я сижу за столом переговоров с доктором Майклом и внимаю его советам по изменению образа жизни. До абсолютного, труднодостижимого идеала мне нужно похудеть килограммов примерно на восемь. Или на 15 — чтобы выглядеть действительно худой.
Доктор Макнамара вчера прилетел из Монако, где, возможно (врачебную тайну журналистам, конечно, никто не раскрывает), консультировал Его Высочество, через полтора часа общается с кем-то из УЕФА, а сейчас рассказывает мне, что нужно сделать, чтобы превратиться в Кейт Мосс.
«Вам — ничего, — безапелляционно говорит Макнамара. — У вас другой тип фигуры. Но если вас беспокоит лишний вес, стоит сделать несколько несложных изменений в образе жизни».
Изменение 1. Исключить мучное.
Несмотря на мои заверения в том, что белых булок я не ем, а сладкий вкус и вовсе ненавижу, доктор продолжает задавать вопросы. Может, я люблю сдобное печенье? Или пиццу? А может, пасту? Ну ладно, пасту я ем — раз в неделю. Но только из твердых сортов пшеницы!
«Исключить, — говорит Майкл. — Существует мнение, что от твердых сортов пшеницы не полнеют. Это и верно, и неверно одновременно. Правда в том, что подобная еда — идеальное топливо для людей, чья жизнь связана с физическими нагрузками. Спортсмены, перед тем как идти на рекорд, съедают очень приличную порцию спагетти — это обеспечивает огромный выброс энергии, который действует достаточно продолжительное время. Фокус лишь в том, чтобы сбросить эту калорийную бомбу в течение суток. Если вы этого не сделаете, она перейдет в жир. Словом, если вы ведете неактивный образ жизни, тарелка спагетти в неделю — идеальный, не требующий никаких дополнительных усилий способ набрать примерно 500 г жира в месяц. За год это 6 лишних кг».
2. Добавить вина.
Вот этот совет мне нравится! По словам доктора Макнамары, взрослому человеку необходимо выпивать бокал вина в день — разумеется, при отсутствии противопоказаний.
«Удивительно, но это факт: люди, которые выпивают по бокалу красного сухого ежедневно, живут дольше тех, кто вообще не пьет, — уверяет он. — Я не знаю точно, с чем это связано. Возможно, дело в том, что вино разжижает кровь и прочищает сосуды. А может, все из-за того, что оно стимулирует пищеварение. Главное, что это не вредная, а хорошая, полезная для здоровья привычка».
Вернувшись на работу, этот совет я опробую первым делом — в компании всей редакции. К концу бутылки настроение у всех повышается, аппетит, наоборот, снижается, зато рабочие идеи бьют ключом. Так что мы открываем еще и шампанское. Посреди тоста за доброго доктора вдруг вспоминаю еще один совет Майкла: «Сложность лишь в том, чтобы ограничиться всего одним бокалом». Увы, доктор прав.
3. Упражняться два часа в неделю.
«Как часто вы тренируетесь?», — спрашивает доктор. И прежде чем я открываю рот, чтобы сообщить, что хожу пешком не меньше часа в день, добавляет: «Я не говорю о ходьбе пешком. Речь о кардиотренировках. Вам нужно заниматься не меньше двух часов в неделю единовременно или делить это время на части. Главное, чтобы каждая тренировка была интенсивной: к ее окончанию вы должны как следует пропотеть». На следующее утро я сообщаю своему почти 4-летнему сыну Федору: «В садик сегодня поедем на санках». Ребенок смотрит на папину машину, потом на санки, а после — на меня. В его огромных голубых глазах явно читается вопрос: «Мама, ты шутишь или совсем ку-ку?». Тот же вопрос задаю себе я, после того как два километра тащу его саночки по сугробам. Зато цель, поставленная доктором Макнамарой, достигнута: пот катится с меня градом. Приходится возвращаться домой, принимать душ и переодеваться. В результате на работу я безбожно опаздываю. Ничего страшного: бокал сухого красного вместо ланча поднимает настроение после общения с начальством на тему тайм-менеджмента на недосягаемую высоту.
4. Тренировки нужно чередовать.
«Когда вы постоянно бегаете, или ездите на велосипеде, или занимаетесь степ-аэробикой, мышцы привыкают к одинаковой нагрузке, — просвещает меня Майкл. — В результате они адаптируются, и эффект от тренировок снижается, а то и вовсе сходит на нет. Это знакомо многим фанатам фитнеса: они занимаются все более интенсивно, а выхлоп становится все меньше и меньше. А ведь чтобы «обмануть» мышцы и снова заставить их работать в полную силу, порой достаточно просто сменить вид деятельности».
В принципе, совет не новый, но вот насколько действенный? Решаю чередовать работу санной сивкой-буркой с функциональной тренировкой. Это, объясняю, когда вы тренируетесь без отрыва от повседневных дел: моете посуду и одновременно приседаете, несете из магазина сумки и поднимаете их, словно гири, чтобы прокачать бицепсы… Говорят, Мадонна очень рекомендует. Несмотря на то что при попытках представить себе Мадонну, машущую набитыми молоком сумками по дороге из магазина домой, у меня рвется шаблон, решаю попробовать последовать ее примеру.
Мою посуду, одновременно приседая в плие и стараясь держать спину ровно. Кряхтя от напряжения, пропускаю момент, когда ребенок перестает рисовать красками голубых и зеленых собачек (о боже! надо показать его психологу!) и тихонько уходит в спальню. Вернувшись, он молча протягивает мне памперс. Глаза его при этом полны сочувствия.
5. Питаться дробно.
Голод — стресс для организма, который заставляет его работать в авральном режиме. А что нужно делать во время аварии — ну, скажем, на корабле? Задраить люки, отключить лишнее отопление, чтобы сэкономить энергию, и подсчитать запасы провианта, чтобы понять, на сколько его хватит. Наше умное тело делает ровно то же самое: отключает все, на его взгляд, ненужное (вроде репродуктивной системы) и начинает откладывать про запас каждую крошку. Выход — есть часто, но понемногу.
«Это стабилизирует гормональный фон и защищает от колебаний глюкозы в крови», — поясняет доктор.
Чем питаться, может сказать любой вменяемый диетолог (и будет прав): побольше свежих овощей, фруктов и зелени, нежирного белка и полезной клетчатки, той, что есть в кашах. И, конечно, поменьше рафинированных сахаров и жира.
«Когда я только сюда приехал, меня очень интересовал вопрос: почему российские мужчины так рано умирают, — вспоминает Макнамара. — Сейчас, мне кажется, я знаю ответ. Из-за сурового климата и особенностей национальной кухни у вас едят много жирного мяса, хлеба, жареного, выпечки. Да и просто много едят. И пьют много — причем не вина, а крепких напитков вроде водки и сладких напитков — вермута, игристого. А они ведь очень, очень калорийны! Я часто сталкиваюсь с мнением, что хорошего человека должно быть много. Много, но не настолько, чтобы сосуды забивались холестериновыми бляшками, а сердце — отказывало».
Ну а что женщины? Они тоже считают, что их должно быть много?
«Женщины обычно кокетничают, — улыбается Макнамара. — Они мне говорят: доктор, я не толстая, просто у меня тяжелые кости! Но у меня тут есть специальный прибор, который точно вычисляет процент жира в организме. И если это лишний жир — значит, он лишний. С цифрами не поспоришь».
Заключение
Бывает так, что тебе вроде бы не сказали ничего особенного (ну кто из нас не знает о пользе дробного питания и вреде сладостей?!), но рекомендации вам действительно помогли. Советам доктора Макнамары обычно следуют: возможно, потому, что человек, заплативший 190 тысяч рублей за полуторачасовое обследование (включая МРТ чего угодно и неинвазивную колоноскопию) плюс обсуждение результатов лично с доктором, обычно не просто вслушивается, но и конспектирует самое интересное. А потом — меняется к лучшему. За две недели я похудела на 3,5 кг. Не слишком впечатляет? Что ж, это только начало.