Литературный опиум для народа: каким книгам поклоняется массовый читатель

Истина «популярный не значит хороший» распространяется не только на музыку, кино и моду, но и на литературу: как правило, самыми востребованными оказываются книги, не блещущие оригинальностью замысла и не обладающие высокой художественной ценностью, но претендующие на интеллектуальность. T&P выбрали примеры популярного небульварного чтива, разбили их на группы и разобрались, чем они вредны, а чем — полезны.
=====================================================================================================
Переоцененные книги


Ричард Бах

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


Плохо: В силу грандиозного авторского пафоса воспринимается массовой аудиторией как гимн духовной свободе, руководство по нравственному самосовершенствованию и парафраз идей Ницше и Гегеля. На деле представляет собой тошнотворно претенциозную повесть-притчу, написанную убогим языком и полную трюизмов, которым позавидовал бы сам Капитан Очевидность. Диалоги в духе фильма «Сорвиголова» перемежаются натужными попытками заставить читателя заглянуть глубоко в себя и найти там силы для новых свершений.
Хорошо: Оригинальное издание «Чайки» пригодится тем, кто начинает учить английский язык и хочет побыстрее освоить простейшую грамматику и времяобразование: повесть изобилует фразами типа «Bill has a ball» и «London is the capital of Great Britain». Схема построения предложений понятна даже ребенку, а в их смысл можно не вдумываться — его все равно нет.
Харуки Мураками

«Норвежский лес»


Плохо: Имя Харуки Мураками настолько примелькалось филологическим обывателям, что даже они в последнее время стали считать его попсой. Но есть в его творчестве роман, который стоит особняком, — потому что очень уж душевный. «Норвежский лес» — пожалуй, самый яркий пример того, как ловко Мураками умеет манипулировать аудиторией и паразитировать на болезненных темах вроде несчастной любви, одиночества, смерти. Как невозмутимо он пускает пыль в глаза, упоминая незнакомых большинству авторитетных персон вроде Жоржа Батая. Как настырно давит на самые распространенные культурные ассоциации: даже если кто-то не разбирается в музыке, он все равно с детства знает, что битлы — это хорошо. «Норвежский лес» — преступление не против литературы, а против человечности.
Хорошо: До появления в книжных магазинах однообразных бестселлеров Мураками в ярких, «провокационных» обложках в России писатели из Японии были, мягко говоря, не особенно популярны. Благодаря запущенной, в том числе Мураками, моде на все японское в домашних библиотеках наших соотечественников стали появляться Мисима, Акутагава, Оэ, а у некоторых даже Абэ и Кавабата. Конечно, купить роман того или иного автора — еще не значит его прочитать и понять, но для многих Мураками стал первым шагом на пути к большой японской литературе.
Питер Хег

«Дети смотрителей слонов»


Плохо: Питера Хега огульно называют самым талантливым современным датским автором. И действительно, для того, чтобы написать такой скучный шпионский роман, нужно иметь особый талант: хотя детективная линия нужна Хегу для того, чтобы показать, каково приходится детям, когда они попадают в мир взрослых, реализована эта благодатная тема неуклюже, неправдоподобно, с массой категоричных и неубедительных отступлений в сторону религиозной проблематики. Понятно, что Хег — писатель коммерческий, и все же выпускать настолько нелепый роман — это, в конце концов, неуважение к покупателю. С тем же успехом можно выбросить на прилавки магазинов одежды сшитый наперекосяк пиджак из старого монолога Райкина. Дочитав «Детей», хочется спросить Хега: «Ты думаешь, дундук я, да? Думаешь, я кегля?»
Хорошо: Среди небрежно наляпанных друг на друга сюжетных коллизий и несмешных шуток все же встречаются проблески очаровательной скандинавской меланхолии, знакомые по «Смилле», а также согревающая душу мысль о том, что каждому из нас рано или поздно открывается дверь, через которую можно будет выйти из тюрьмы собственных страхов.
========================================================================================================
Подростковые книги, горячо любимые взрослыми читателями


Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»


Плохо: В общем-то, неудивительно, что славная безделица, написанная автором, чья моральность вызывает некоторые сомнения (гуманист, добровольно отправившийся на войну), бередит умы впечатлительных барышень: там есть и красавец благородных кровей, и роза, и даже лисичка. Другое дело, что примерно теми же составляющими может похвастаться треть сказок народов мира, но их почему-то предметами культа не делают. Видимо, им просто недостает россыпи афоризмов, которыми предусмотрительный Экзюпери нафаршировал «Маленького принца»: без него мы бы вряд ли додумались, что все взрослые когда-то были детьми, а иметь верного друга — довольно неплохой бонус.
Хорошо: «Маленький принц» — трогательная и поучительная литературная сказка, которую стоит прочитать сыну-дошкольнику перед тем, как подарить ему хомяка: в конце концов, теорема Пифагора или категорический императив Канта ему в жизни может и не пригодится, а вот к набившей оскомину истине «мы в ответе за тех, кого приручили» придется возвращаться снова и снова.

Эрих Мария Ремарк

«На Западном фронте без перемен»


Плохо: Добротная приключенческая литература для детей и юношества, замаскированная под ядовитый антивоенный манифест, — по сути, тот же «Васек Трубачев и его товарищи», написанный в более мрачных тонах, напичканный неказистой бытовой философией и окутанный флером романтической смерти ни за что ни про что. Несмотря на наличие в тексте оторванных конечностей, затравленных солдатиков и рассуждений о тщетности бытия, магия «На Западном фронте» мгновенно рассеивается, стоит только вдумчиво прочитать любую неповерхностную книгу о войне — «Дожить до рассвета» Быкова, «Отсюда и в вечность» Джонса, да хотя бы «Бойню номер пять» Воннегута. Впрочем, скудость языка и банальность идей Ремарка должны и без этих ухищрений броситься в глаза читателю, вышедшему из школьного возраста.
Хорошо: Вторая мировая война была так похожа на фильм ужасов длиною в шесть лет, что практически полностью заслонила собой Первую. А ведь на ней люди тоже погибали сотнями тысяч: одна только битва при Вердене унесла около миллиона жизней. «На Западном фронте без перемен» — памятник той, забытой войне, и классифицировать Ремарка следует скорее не как писателя, а как хранителя истории.

Герман Гессе

«Степной волк»


Плохо: Конечно, эксперименты Гарри Галлера с наркотиками и его тесное общение с женщинами не позволяют поставить «Степного волка» на одну полку с «Муми-троллями» и «Курочкой Рябой», но в основе своей эта книга — подростковое чтиво, сдобренное жиденькой метафизикой. Воннегут еще в начале 1970-х подметил, что ряды поклонников «Степного волка» состоят в основном из застенчивых первокурсников, запертых в душной общаге и умирающих от тоски по маме и папе: мучимый инфантильной ностальгией Гарри Галлер напоминает им самих себя, даром что годится им в отцы, если не в деды. Так что любить «Степного волка» в 18 лет — отнюдь не зазорно, но кичиться этой любовью в 30 лет — как минимум смешно.
Хорошо: Щедрые на идеи романы для тинейджеров — редкость, поэтому Герман Гессе все–таки сделал важное дело: «Степной волк» дает понять, что для читателя процесс общения с книгой должен быть сопряжен не только со следованием за сюжетными перипетиями, но и с поиском в своей голове ответов на вопросы, которые задает автор. Дверь, открывшаяся Гарри Галлеру в потусторонний мир, для одинокого рефлексивного юноши вполне может стать дверью в классическую литературу.
================================================================================================================
Посредственные книги, заслонившие собой литературные удачи авторов


Джон Фаулз

«Коллекционер»


Плохо: За право считаться самым выдающимся романом Джона Фаулза с «Волхвом» борется не изысканная, проникновенная «Женщина французского лейтенанта», не изобилующий любопытнейшим историческим материалом «Дэниел Мартин» и даже не «Мантисса» — оригинальная попытка писателя произвести литературоведческий анализ собственной творческой манеры, — а «Коллекционер» — психологический триллер, в котором блестящие способности Фаулза-стилизатора грубо заслонены навязчивым саспенсом, кокетливой эротикой и образом главного героя: автор так старательно тычет нас носом в его никчемность, что к концу романа кажется, будто на носу образовалась мозоль. Правда, вопреки стараниям Фаулза сыграть на поле Хичкока, внушить ужас в «Коллекционере» может, пожалуй, только тот факт, что Фредерик Клегг разговаривает точь-в-точь как Холден Колфилд. В остальном — как у классика: пугает — а не страшно.
Хорошо: Фаулз всегда грешил многословностью и был склонен к объемным произведениям, в которых авторская мысль с журчанием растекается по композиционному древу. В какой-то момент буквально каждая из его книг неизбежно начинает вызывать сонливость. Да и вообще, мало какой текст в мировой литературе может по плотности занудства сравниться с «Червем». «Коллекционер» в этом смысле — счастливое исключение: компактная, насыщенная проза, почти лишенная характерной для Фаулза интеллектуальной травли читателя.

Михаил Булгаков

«Мастер и Маргарита»


Плохо: Вероломная попытка подорвать все подряд советские идеалы (библейская сюжетная линия в пику провозглашенному атеизму — ох, ах!; бесовщина — ах, ох!; критика власти — во дает!) при ближайшем рассмотрении оказывается вульгарной, по справедливому замечанию Лимонова, беллетристикой, ставшей для массового читателя пропуском в мир интеллектуалов и символом элитарности — разумеется, ложной. Если опустить уютный портрет Москвы 1930-х годов, остаются любовная линия в стилистике сентиментальных романов, балаганная мистика, нарочитая афористичность, историзм на уровне учебника для восьмого класса, плакатные образы и картонные персонажи, каждого из которых мог бы сыграть Сергей Безруков.
Хорошо: Сложно поверить в то, что такой чуткий и наблюдательный автор, как Булгаков, просто взял — и случайно написал плохую книгу. Главная цель большинства его произведений — обличить пошлость, мещанство, самодовольство: ее преследуют и «Собачье сердце», и «Иван Васильевич», и «Театральный роман». Есть подозрение, что, умышленно угодив обывателю «Мастером и Маргаритой» и заставив его презрительно посмеиваться над Соковым и Бенгальским, Буглаков на самом деле хотел воскликнуть: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!…»

Чарльз Буковски

«Женщины»


Плохо: Захватывающий порно-палп, в котором на одной странице встречаются Бог и куннилингус, а автобиографический герой только и делает, что психует, блюет и следит за своей эрекцией. Благодаря «Женщинам» и сам Буковски воспринимается аудиторией как эдакий озабоченный хохмач-социопат с порченным шрамами лицом. Изрядная доля правды в этом, разумеется, есть. Да и в целом, популярность пряных романов Буковски вполне логична: даже если ты умеешь и любишь читать, секс все равно будет всегда интересовать тебя больше, чем что бы то ни было. Но мало кто знает, что поэтическая линия в «Женщинах» появилась не просто так, и Буковски прежде всего — блистательный поэт: меткий, злой, пугающе честный — и в то же время трепетный, чувствительный, лиричный. Фигура воистину космического масштаба, крайне далекая от привычного всем «грязного старика».
Хорошо: Все–таки «Женщины» — очень смешная и добрая книга о том, что бабы — зло: в постели с ними, конечно, намного интереснее, чем без них, но за ее пределами они доставляют слишком много проблем. Крепкая, прямолинейная мужская проза, похожая на разговор «за жизнь» с умным, но сильно пьющим и немного потерянным собеседником. Да и талант Буковски-стихотворца пробивается через нее то тут, то там: например, последние строки «Женщин» — чистая поэзия.
==================================================================================================================
Шедевры, чья репутация пострадала от народной любви


Оскар Уайльд

«Портрет Дориана Грея»


Хорошо: Философский трактат, облаченный в форму романа воспитания с фантастическим уклоном и легким гомоэротическим привкусом. И сам портрет, и не слишком привлекательная личность Дориана, и благообразное нытье Бэзила, и даже знаменитые парадоксы лорда Генри — лишь привязчивый антураж: в «Портрете» Уайльд постулирует свои эстетические воззрения, объясняет, как искусство соотносится с реальной жизнью, и предлагает культурологический анализ действительности на основе вымышленного материала. Ключевая смысловая нагрузка ложится не на текст романа, а на предисловие к нему, с помощью которого Уайльд, в том числе, инициирует интереснейшую игру «уличи автора в том, что он постоянно сам себе противоречит».
Плохо: Увы, Уайльд не потрудился позаботиться, чтобы все вышесказанное было понятно простым смертным, да к тому же слишком увлекся нагромождением красивостей и лихих сюжетных поворотов. В итоге большинство читателей выносят из «Портрета» лишь пошлейшую идею: мол, физическая привлекательность далеко не всегда прямо пропорциональна доброте, верности, состраданию и прочим прекрасным душевным качествам. Поспорить с этим сложно, но видеть, как прописная истина плодит многостраничные обсуждения на форумах, — и вовсе невозможно.

Трумен Капоте

«Завтрак у Тиффани»


Хорошо: Изящная, трогательная повесть, пронизанная характерным для Капоте бытовым мистицизмом и полная нежного сочувствия к вечным скитальцам, стремящимся заткнуть дыру в сердце водоворотом поверхностных страстей. Вереница чудаковатых, но бесконечно обаятельных персонажей под предводительством Холли Голайтли — девушки без возраста, четких воззрений и определенного места жительства. Ироничная светская притча о том, что люди зачастую путают понятия «счастье» и «удовольствие» и слишком поздно осознают, что возможность погладить рыжего бродягу-кота может быть дороже всех бриллиантов на свете.
Плохо: Название известного ювелирного бренда в заголовке повести — всего лишь символ ложных ценностей американской молодежи 1950-х годов. Однако на так называемых светских львиц оно действует безотказно, да и экранное воплощение Холли Голайтли в исполнении Одри Хепберн сыграло свою роль. «Завтрак у Тиффани» стал любимой книгой жеманниц из журнала Tatler, а сама Холли Голайтли превратилась в своеобразный идеал it-girl: вроде бы модная и эпатажная, но при этом не лишенная «богатого внутреннего мира». Почти Эди Седжвик — только без папочкиных миллионов. Правда, под налетом лукавой лже-мудрости Холли скрывается глубокая личная трагедия, да и судьба Седжвик сложилась весьма плачевно, но кого это теперь волнует.

Владимир Набоков

«Лолита»


Хорошо: Закрыть глаза на пикантные обстоятельства, в которых оказались герои «Лолиты», не сможет даже самый просвещенный читатель. Но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что Набоков написал великую книгу о любви и о том, какие причудливые и страшные формы она порой принимает. В ней — восхитительное кружево метафор, аллюзий и каламбуров; очередное неожиданное преломление важнейшей для автора темы двойничества; многослойный — и вместе с тем легкий, текучий, гармоничный текст; грубоватый, но чрезвычайно меткий юмор; наконец, яркое проявление дара Набокова облекать в слова то, о чем говорить не принято.
Плохо: Как ни крути, в основе сюжета «Лолиты» лежит история о том, как немолодой мужчина возжелал девочку-подростка. Даже в 1950-е годы, когда аудитория только начинала открыто демонстрировать интерес к запретным темам, скандальная слава шла впереди романа. До сих пор «Лолиту» зачастую впервые читают тайком от родителей в возрасте 14–15 лет, ищут и находят в ней исключительно скабрезные детали и, получив свою дозу стыдливого возбуждения, не возвращаются к книге больше никогда. Однако пубертатные впечатления оказываются настолько сильны, что образ набоковской демонической нимфетки проникает в хентай и клипы певицы Алсу.

Автор опуса - Мария Иванова
Кандидат филологических наук, преподаватель зарубежной литературы, музыкальный критик.
3 ноября 2014

http://theoryandpractice.ru/posts/9794-massovyy-chitatel

Комментариев от автора дневника не будет - приличных слов немного

Тэги:  литература

Рейтинг:  +15
Perach
2 декабря 2014 года 2 294 28
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Литературный опиум для народа: каким книгам поклоняется массовый читатель
Истина «популярный не значит хороший» распространяется не только на музыку, кино и моду, но и на литературу: как правило, самыми востребованными оказываются книги, не блещущие оригинальностью замысла и не обладающие высокой художественной ценностью, но претендующие на интеллектуальность... Читать полностью
 


Дневник группы "Библиотека":



Комментарии:

2 декабря 2014 года
+2
будем знать, что читать

2 декабря 2014 года
+2
Perach пишет:
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Perach пишет:
На деле представляет собой тошнотворно претенциозную повесть-притчу, написанную убогим языком и полную трюизмов, которым позавидовал бы сам Капитан Очевидность.
можете прибить нафиг, но здесь я согласна
Perach пишет:
«Маленький принц» — трогательная и поучительная литературная сказка
я его так и воспринимала всегда
Perach пишет:
«На Западном фронте без перемен»
Perach пишет:
Добротная приключенческая литература для детей и юношества
тоже согласна
Perach пишет:
«Мастер и Маргарита»
Perach пишет:
ставшей для массового читателя пропуском в мир интеллектуалов и символом элитарности
вот это меня всегда отталкивало.

с оценками автора статьи, касающимися остальных произведений, не согласна, хоть я и не Кандидат филологических наук

3 декабря 2014 года
+1
Perach пишет:
Ричард Бах

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

А мне понравилось, прочитала как ни странно по тому что Джигурда сказал что это его любимаю книга. Я не фанат Джигурды но личность он интересная)) Книга понравилась вдохновляет!

Perach пишет:
Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»
Непонравился совсем, если разобрать на цытаты то круто а книга нудная и странная.
Perach пишет:
Эрих Мария Ремарк

«На Западном фронте без перемен»
Три товарища это да, а эта так себе.
Perach пишет:
Михаил Булгаков

«Мастер и Маргарита»
Не смогла понять глубины всех глубин... а концовка вообще не понравилась, умереть и жить в подвале вечно гуля садом и т.д. как по мне это хуже проклятия.
Perach пишет:
Оскар Уайльд

«Портрет Дориана Грея»
Хорошая книга, понравилась, но не для чтения в школьной программе, её нужно читать взрослым желая прочтения.
Perach пишет:
Владимир Набоков

«Лолита»
Ни о чем, не понравилась.



Думаю сюда нужно ещё Кафку добавить, вот это точно
Perach пишет:
ставшей для массового читателя пропуском в мир интеллектуалов и символом элитарности — разумеется, ложной

3 декабря 2014 года
0
alenka0405 пишет:
Думаю сюда нужно ещё Кафку добавить, вот это точно

3 декабря 2014 года
+6
Столько прекрасных книг отнесли в разряд лабуды простите, но не согласна с этим
А всякие Сумерки и 50 оттенков наверное вершина литературного слога, и наверное уже давно пылятся в каком нибудь фонде, представляя собой великое культурное наследие? Ну хотя бы Мураками здесь есть, и то радует

3 декабря 2014 года
+1
Всегда вопрос-как составляются эти рейтинги.

3 декабря 2014 года
+1
внизу статьи имя автора

3 декабря 2014 года
+2
Perach пишет:
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Еле дочитала. И то только потому, что все в восторге. Долго вчитывалась, пыталась вникнуть, чо я там не догоняю.
Perach пишет:
написанную убогим языком и полную трюизмов, которым позавидовал бы сам Капитан Очевидность
Мне тоже показалось что примитивно, навязчиво и псевдодуховно
Прикрылась от тапок томиком Чехова и Достоевским

3 декабря 2014 года
0
мнение автора поста может не совпадать с изложенным

3 декабря 2014 года
+2
Perach пишет:
мнение автора поста может не совпадать с изложенным
и мое мнение не совпадает...все слишком категорично, в отличие от автора считаю,что не все так плохо...

3 декабря 2014 года
+2
Perach пишет:
Автор опуса - Мария Иванова
Кандидат филологических наук, преподаватель зарубежной литературы, музыкальный критик

Ну так напиши чего получше сама, крЫтик.

5 декабря 2014 года
+1

3 декабря 2014 года
+1
Из перечисленного мне не знакомы только 2 автора - Буковски и Хег.
По поводу остальных в целом абсолютно согласна. Можно было бы еще продолжить список. Редкая книга, которая нравилась в юности, может понравиться в зрелом возрасте. Как говориться - В жизни нужно прочесть только 10 книг, но чтобы их найти нужно прочесть тысячи.

3 декабря 2014 года
+5
Честно говоря, я в некотором недоумении... Со многими оценками критикессы не согласна.

"Мастер и Маргарита" - одна из любимейших моих книг, и останется таковой, несмотря на мнение о ней некой Марии Ивановой и малоуважаемого мною г-на Лимонова.

Остальные книги из списка, на мой взгляд, тоже не заслуживают столь резкого осуждения...

Вообще, мне не понятны нападки автора статьи на упомянутые книги и их авторов, если только за этим не стоит желание хоть как-то прославиться за счет известных писателей.

Perach
Спасибо за размещение статьи!

3 декабря 2014 года
+1
поСтрелёнок пишет:
Спасибо за размещение статьи!

3 декабря 2014 года
+2
По поводу "Червя" Фаулза не согласна. Занудством никогда бы не назвала. Его вообще с "Коллекционером" невозможно сравнить, ни по жанру, ни по стилю изложения. Как будто два разных автора писали.

4 декабря 2014 года
+3
Что - то я не пойму, почему так много "чернухи"? Почему так жестко?
В каждом из этих произведений можно найти и что - то другое ...
Кто же так обидел ...?

4 декабря 2014 года
+1
ага, а представим себе её студентов, вот кому на самом -то деле тяжко приходится

4 декабря 2014 года
0
О, точно. Я понимаю причины и желание эпатировать публику у Лимонова.)) Но, такое непонимание предмета, или, скорее, просто желание пооригинальничать, у педагога очень печалит. Потому что, судя по мыслям, она в половину произведений просто не въехала. Интересно, сколько ей лет.)

4 декабря 2014 года
+2
duet пишет:
Кто же так обидел ...?
часто критики- это несостоявшиеся авторы))

5 декабря 2014 года
+1
Ах вот оно что!!!!

4 декабря 2014 года
0
Perach пишет:
«Норвежский лес»
Мураками или любят или нет, полутонов нет. Он мне очень да, как бы в книгах не было медленно и быстро написано, люблю его, у меня на полке стоит его "Хроники Заводной птицы" - я ее читаю каждый год. Мне нравится атмосферы в его книгах.

Perach пишет:
«Коллекционер»
Ставлю плюс, её прочитала моя ма - а уже если она ее прочитала и дочитала до конца, обычно мой лит.вкус она называет ... в общем плохим словом, бгг

Perach пишет:
«Мастер и Маргарита»
Булгаков романом задал достаточно высокую планку для дьявольщины и прочим, и это по сей день. Благодаря этому роману я заинтересовала П.Пилатом

Perach пишет:
Чарльз Буковски
Ну что вам сказать, да люблю я Буковски, он хорош, читаешь и всё что хочется так это пить и .... ться.

Perach пишет:
«Портрет Дориана Грея»
Просто отлично, ну в смысле читать можно.

Perach пишет:
Набоков
Роман самый нашумевший. но как по мне подпортивший впечатление об авторе. Лучше Камера Обскура и Машенька, хотя, когда читала Камеру, мне почему-то казалось, что читаю Ремарка.

4 декабря 2014 года
0
А мне у Набокова больше понравилась "Защита Лужина". Еще "Дар" очень забавный.

5 декабря 2014 года
+1
Raddy пишет:
мне у Набокова больше понравилась "Защита Лужина".
мне тоже

6 декабря 2014 года
0

4 декабря 2014 года
0
Perach пишет:
Эрих Мария Ремарк

«На Западном фронте без перемен»

Когда-то ....Должна была читать её по программе

( в универе)
Perach пишет:
скудость языка и банальность идей
Еле прочитала !!!
А вот - недавно ...Очень понравилась "Возлюби ближнего своего" И даже ...Весьма актуальна для большинства из нас "бившихся за документы"

5 декабря 2014 года
0
eltra пишет:
"Возлюби ближнего своего"
у меня стоит на полке. я все ходжу-ходу мимо нее, зрею

4 декабря 2014 года
0
Perach пишет:
«Лолиту» зачастую впервые читают тайком от родителей в возрасте 14–15 лет, ищут и находят в ней исключительно скабрезные детали и, получив свою дозу стыдливого возбуждения,

НУУУУУ......В перестроечное время - такую "литературу" издавали ( и продавали !) , по сравнению с которой , "Лолита" покажется "детсадовским чтивом " .... Имя , кстати , помню даже одной из авторов : Клара Сагуль ...


Оставить свой комментарий
B i "