США, 2013 г.
Режиссёр: Дэмьен Шазелл
В ролях: Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс
There are no two words in the English language more harmful than "good job".
Больших восторгов киноманов, чем об этом фильме, из всех возможных номинантов киноакадемии-2015 я слышала, пожалуй, только об "Отрочестве". "Одержимость" получила не только Гран-при Санденса (к которому я вообще очень осторожно отношусь, но об этом не сейчас), но и, между прочим, приз зрительских симпатий прошедшего в Минске осенью "Лістапада". Мерлиновы подштанники, да он же входит в список "фильмов с лучшим рейтингом рецензий" Кинопоиска! С учётом вышесказанного, думаю, понятно, почему в кино я шла с заранее сложившимся скептическим отношением.
Однако после пятнадцати первых минут просмотра от скептицизма не осталось и следа, а ещё через полтора часа я выходила на промёрзлую курилку измученной, задавленной,
изменённой - такой, каким должно оставлять человека хорошее кино.
Юный барабанщик Эндрю получает место в самом престижном учебном оркестре страны ("запасным игроком", правда), но дирижёр Терренс Флетчер на корню срубает его наивное самодовольство. Кажется, Флетчер - страшный человек; кажется, он и в дирижёры-то пошёл, чтобы удовлетворить свои садистские позывы: в ход идут все методы унижения, от оскорблений до пощёчин - и это на первой-то репетиции!
Уязвлённая гордость и тщеславие заставляют героя двигаться дальше, шаг за шагом, через слёзы, бессонные ночи и кровавые мозоли. Быстрее и быстрее, не сбавляя темпа, постепенно эта своеобразная схватка с учителем превращает желание стать великим музыкантом в настоящую одержимость. Он расстаётся со своей первой любовью, чтобы та не сдерживала его на этом пути, он ссорится с семьёй, не поддерживающей его мнения о том, что "лучше умереть в 34 нищим алкоголиком, но таким, о котором говорят за обеденным столом, чем дожить до девяноста богатым, трезвым и в забвении", он не думает ни о чём, кроме своей мечты. Флетчер тоже по-своему одержим - одержим идеей найти своего Чарли Паркера (того самого, который не стал бы великим, не запусти Джо Джонс тарелки в его голову). И тут, что называется, коса заходит на камень. Ведь Whiplash - оригинальное название фильма - это никакая не "одержимость", а "удар хлыста".
Эндрю получит, конечно, место в основном составе, а потом потеряет его... но это ещё не конец истории, а только начало.
И великолепный, не побоюсь этого громкого слова, открытый финал оставляет перед зрителем главный вопрос: стоит ли оно того? Оправдывают ли себя подобные методы преподавания? "Всё или ничего", когда выбор остаётся - между совершенством и фатальным нервным срывом, -
гуманно ли это?
Знакомый, с которым (зря, но это не к фильму претензия) сходила по второму разу, сказал: нет. А я считаю, что да. Посредственность должна страдать. И нет слов хуже, чем "ты справился".
Это ведь очень просто - стать великим. Сначала ты должен дойти до предела человеческих возможностей. А потом сделать шаг. А потом - ещё один.
И несколько слов об актёрской игре.
Ребята, если Дж. К. Симмонс в этом году не получит "Оскара", боюсь, моё мнение о Киноакадемии станет настолько отрицательным, что поделит Вселенную на ноль.
но не то чтобы АХ!!!!
по мне так - мальчик не дотянул,а дяденька пережал- это по игре актеров.
но посыл фильма хороший.
а есть творчество - от желания излить в мир те любовь и счастье, что есть в душе. будущее за вторым.