Священное Писание и Предание утверждают, что поступки родителей таинственным образом сказываются на здоровье детей. Для того, чтобы пояснить эту связь, обратимся сначала к свидетельству Ветхого Завета.
Праведный Ной проклял своего внука Ханаана за безнравственный поступок его отца Хама (Быт. 9, 20-27). Кстати, отсюда и пошло слово «хамство». Спрашивается: почему за беззаконие пострадал не Хам, а его сын? В данном конкретном случае это вполне объяснимо. Сразу по окончании Всемирного потопа Бог благословил Ноя и трех его сыновей, в том числе Хама (Быт. 9,1). И праотец не посмел наложить свое проклятие на благословение Божие. Проклятие пало на одного из внуков. Но подчеркнем: это — исключение.
Моисеев закон специально разъясняет, когда дети отвечают за грехи родителей. Например, после второй заповеди («не сотвори себе кумира») буквально следующий стих гласит: «... Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6).
Эти строки нельзя выдергивать из контекста, иначе полностью искажается их смысл. Под словом «дети» здесь подразумеваются прямые потомки в первом поколении, а также родные внуки, правнуки и праправнуки. Вседержитель не карает всех детей подряд, но лишь ненавидящих Его, и не за любые проступки родителей, но только за нарушение второй заповеди Своего закона. Милость же Божия обещана каждому поколению праведников в награду за исполнение всех заповедей, а не исключительно второй.
К остальным девяти заповедям слова о возмездии до третьего-четвертого рода не приурочены, что и подтверждает пятая книга пророка Моисея: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24, 16). Причем, дополнительно строго оговаривается, за какое именно. Характерно, что, взойдя на иудейский трон, царь Амасия беспощадно умертвил убийц своего отца, «но детей убийц не умертвил» (4 Цар. 14, 1-6).
В земном порядке вещей возмездие не обязательно следует сразу за грехом. Порой их разделяют многие годы и поколения. Отдаленность преступления от наказания во времени позволяет тому, над кем нависла кара Господня, осознать беззаконие и покаяться. А благочестивых людей долготерпение Божие учит серьезно исследовать и тщательно исполнять законы духовной жизни. Господь разрушает дела тех, кто невнимателен к Его действиям (Пс. 27, 5).
Справедливость воздаяния сохраняется всегда: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его... проклят ты будешь... проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей... Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными... доколе не будешь истреблен» (Втор. 28, 15-18, 59-61).
Иными словами: что заслужил, то и получи. Бог не угрожает, а предостерегает. Он описывает ту ситуацию, до которой человек доводит и себя, и своих детей, злоупотребляя свободой выбора. Принцип наказания за грехи в Ветхом Завете такой же, как и в Новом. Если человек знал волю Божию и делал противное, он «бит будет много». А если «не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47-48). Речь здесь идет не только о земной жизни. Суд Божий властен над душой и после смерти тела. «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его», — учит Писание (Сир. 11, 26).
Вот пример из библейской истории. Господь заранее предупредил нечестивого царя Иеровоама, что истребит весь дом его. Но в маленьком сыне царя «нашлось нечто доброе пред Господом», и поэтому он единственный «войдет в гробницу» предков своих и получит надежду на жизнь вечную (3 Цар. 14, 13).
Так было в ветхозаветные времена. Перед пришествием в мир Христа Спасителя Господь подготавливает Свой народ к принятию новозаветной морали. «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! — говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле» (Иез. 18, 2-3). Виноград и оскомина — образы, характеризующие ответственность человека не за чужие, а за свои личные грехи.
На вопрос, «почему же сын не несет вины отца своего?» — Бог отвечает: «Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив». По закону Божию, душа грешника умирает, если он не покается. И Бог не хочет смерти беззаконника, но «чтобы он обратился от путей своих и был жив». Согласно непреложному обещанию Господа, «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 18-23).
То же написано и в книге пророка Иеремии: «... Каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 30). Примечательно, что вслед за этим стихом идет предсказание о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа.
Христианская мораль органично восприняла слова ветхозаветных пророков и придала им особый смысл. Речь идет о Крестной Жертве Спасителя. По мнению преподобного Исаака Сирина, нельзя называть Бога справедливым, поскольку за грехи мира Он не пощадил Своего Единородного Сына. Праведник невинно пострадал за неправедных. «... Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», — утверждает апостол Павел (Рим. 5, 8). Страдания Сына Божия превыше любых человеческих представлений о справедливости. Он добровольно отдал Свою жизнь не в качестве платы за собственные грехи, а во искупление грехов рода человеческого. «... Вы куплены дорогою ценою», — увещевает апостол Павел (1 Кор. 6, 20).
Размышление над библейскими и святоотеческими текстами дает нам ключ к пониманию многих жизненных проблем, в частности того, как страдания детей зависят от грехов родителей.
Между грехами родителей и болезнями детей можно проследить вполне очевидные «цепочки». Рассмотрим конкретные примеры. Господь сурово осуждает идолопоклонство. Оно губит души и сопровождается крайне нечестивыми обрядами, вплоть до кровавых жертвоприношений. Так, отступив от веры в Единого Бога, евреи «служили истуканам... и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную...» (Пс. 105, 36 - 38).
А вот факты из нашей обыденной жизни. Предположим, отец или мать не учат дитя элементарной гигиене и чистоплотности. Тогда риск заразиться дизентерией (болезнью немытых рук) и прочими кишечными инфекциями практически равен ста процентам. Если в семье все проблемы решаются «глоткой», на повышенных тонах, то ребенка трудно отучить от привычки орать по любому поводу. Он не приучен сдерживать свои эмоции и чувства. Нарастающая раздражительность со временем принимает невротический характер. Ребенок становится неуравновешенным, тревожным, вспыльчивым. Разбалансированная, буквально растерзанная семейными передрягами психика дает срывы и толкает на неадекватные поступки.
Среди духовных причин болезней детей по вине их родителей имеются и менее очевидные.
В своей практике православный педиатр Т. Костенко сталкивалась с неисповедимой болью нашего времени — брошенными детьми. Поступок матери-«кукушки» повергает их в духовно-нравственный шок. Характерна реакция на родительское отречение. Когда новорожденную дочь приносили на кормление к матери, малышка улыбалась, вела себя контактно, хорошо прибавляла в весе. Лишь только произошла трагедия, девочку будто подменили. Весь ее вид стал жалким, исполненным внутреннего трагизма и одиночества. Она хуже ела, казалась грустной и вялой. Дети вообще очень остро чувствуют материнское предательство, внезапно постигшее их одиночество, отчуждение и безысходность. Не столько осознают, сколько ощущают.
Педиатры решили, что младенец заболел. Но через несколько дней, словно адаптировавшись к предательству, девочка изменилась к лучшему. Однако продолжало удивлять выражение ее глаз. В них стоял то ли вопрос, то ли просьба, то ли мольба. Глаза брошенной малютки сильно отличались от взгляда детей, согретых материнской нежностью, лаской и любовью.
С точки зрения богословия здесь все достаточно понятно. Сознательный отказ от ребенка в угоду собственным прихотям (желание сохранить прежний образ жизни, свою свободу, заняться коммерцией и т. д.) есть нерадение о детях. Грешно не давать грудь ребенку по какой-либо причине, кроме болезни. Это в корне извращает материнский инстинкт, противоречит замыслу Божию о семье и браке.
В психологическом плане внезапный и преждевременный перевод на искусственное вскармливание является мощным стрессом. Новорожденный лишается самого главного — общения с матерью, ее тепла и заботы, того, что в народе называют «витамином М» (материнской любовью). Полноценный контакт с матерью создает наилучшие условия для нормального психофизического развития ребенка, для установления теплых и доверительных отношений, глубокой духовной связи на долгие годы. Отвыкание же от груди и привыкание к бутылочке разобщает с матерью, вынуждает ребенка «общаться» не с живым человеком, а с неодушевленным предметом.
Наконец, с позиции медицины, грудное молоко— самое ценное и незаменимое питание для новорожденного. Оно содержит все необходимые белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины, гормоны, ферменты и антитела в идеальном соотношении. Оно прекрасно повышает иммунитет и защищает от инфекций. Дети, которых сразу приложили к груди, обычно более спокойны и меньше болеют, чем те, кого лишили этой возможности. Чужое грудное молоко (а тем более молоко животных или искусственные смеси) иммунологически и генетически подходит ребенку значительно хуже, чем молоко родной матери.
Итак, отречение от ребенка или даже просто необоснованный отказ от кормления грудью крайне отрицательно влияют на младенца. Знать это особенно важно сейчас, когда процент брошенных и «бутылочных» детей увеличивается, а естественное вскармливание «выходит из моды».
Яркий пример того, как грехи родителей вызывают у детей психосоматические расстройства, — происхождение бронхиальной астмы. К ней приводят аллергические, инфекционные и психосоматические факторы. Корни бронхиальной астмы могут лежать в заблокированных, нереализованных стремлениях к признанию и вниманию окружающих, в неумело подавленном сексуальном влечении, в противоречии между желанием завоевать доверие и страхом перед этим.
В детстве такому больному мать часто отказывает в заботе, участии и ласке (слишком раннее лишение «материнской среды»). Ребенок, еще нуждающийся в родительской опеке, реагирует на недостаточное внимание обостренным чувством беззащитности. Дитя подавляет его, всеми способами старается усилить чувство привязанности. Мать же, стараясь сделать ребенка независимым, добивается обратного: обостряет чувство беззащитности и привязанности к ней. Связанный с астмой конфликт называют «сдерживаемым (безголосым) плачем ребенка». Обычный плач еще более отчуждает и без того не принимающую ребенка мать. И тогда обездоленный ребенок, чтобы не расплакаться и вызвать хотя бы жалость у бессердечной и холодной матери, напрягает мышцы живота, шеи и диафрагму. Он сдерживает рыдания и поэтому начинает задыхаться.
Отсутствие слез не дает выплакать горе, снять Душевное напряжение, эмоционально разрядиться. Ученые считают, что между плачем и выходом из экстремальных состояний существует глубокая связь. Наряду с потом и выдыхаемым воздухом, слезы освобождают организм от токсинов. Анализ слез позволяет ставить диагнозы и регулировать прием лекарств. Исследования химического состава слез, вызванных сильной эмоциональной встряской, показывают, что в них находятся биологически активные соединения. В слезах же, возникших по другим причинам (например, при резке лука), этих веществ нет. Плач — нормальная реакция, и удерживать его вредно для здоровья. Однако это, конечно, не означает, что плачущего, особенно страдающего астмой, не следует успокаивать и утешать.
Подчеркнем: именно грех матери (педагогически и психологически неграмотное воспитание) — виновник данного недуга ребенка. Болезнь удалось бы не допустить, если бы исполнялся совет апостола Павла: «... Не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21), «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).
У астматических больных с течением времени наступают выраженные изменения эмоциональной сферы (тревожно-подавленное настроение, усталость, паника перед возникновением приступов и т. п.). В свою очередь, отрицательные эмоции обостряют приступы. Кроме того, симптомы астмы вызываются неастматическими факторами (кошмарные сновидения, тревога, глубокая печаль, страх и т. д.). Они — не причины астмы, но провоцируют ее. Постепенно приступы обостряются, что играет существенную роль в случаях внезапной смерти от астмы (удушье при спазме бронхов).
Иной случай. Допустим, подросток не хочет учиться в школе. Нередко это бывает аномальной реакцией оппозиции. Он нарочно противится справедливым требованиям взрослых: придумывает себе оправдания, прогуливает занятия, симулирует плохое самочувствие, иногда убегает из дома от якобы жестоких «предков-тиранов» и демонстративно, напоказ грозит покончить жизнь самоубийством. Мотивы подобных поступков весьма разнообразны: от обычной лени и попытки привлечь внимание до желания вырваться из-под чрезмерной опеки и утвердить собственное «я», которое ущемляют амбиции воспитателей. В любом случае подросток оказывает непочтение к родителям и пренебрегает общепринятыми социальными нормами.
При определенных условиях аномальные реакции, в частности аномальные личностные реакции (АЛР), переходят в невротические или психопатические состояния, вызывают патологические изменения в нервной, иммунной и эндокринной системах. На базе АЛР формируются разные варианты психоадаптационных и психодезадаптационных состояний: астенический, психовегетативный, дисмнестический. Астенический синдром проявляется эмоциональной лабильностью, повышенной раздражительностью, утомляемостью, снижением концентрации внимания; психовегетативный — выражается в сердцебиении, расстройстве стула, изменении цвета кожных покровов и т. п.; дисмнестический — в различных нарушениях памяти. При неблагоприятной динамике названные синдромы перерастают в развернутые клинические формы — неврозы, психопатии, неврозо психопатоподобные состояния.
И, наконец, есть такие связи родительских грехов и детских болезней, в которых разобраться под силу только духовно опытному и прозорливому лицу. «Одна и та же болезнь, — подчеркивает епископ Варнава (Беляев), — может случиться у одного человека за непочтение к родителям, у другого — за воровство; и даже у одного и того же один раз — за один грех, в другой— за иной».
Традиционная наука не занимается данной областью человеческого бытия. Поэтому здесь логично опираться на христианские источники, без ссылок на практику и теорию науки. Мы вправе рассуждать о конкретных фактах, особенно из Священного Писания и Предания. Подлинность примеров, почерпнутых оттуда, освящена авторитетом богословской традиции Православной Церкви.
Согласно древнему ветхозаветному пророчеству, жена Иуды Искариота овдовеет, а дети его осиротеют. Они станут нищими скитальцами; им никто не окажет милости. «... Будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде» (Пс. 108, 13). Более того, богопредательство каким-то неизъяснимым образом отразится даже на усопших предках Иуды: «Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится... и да истребит Он память их на земле...» (Пс. 108, 14-15). Вот к чему ведет сознательное отречение от Христа и от веры!
Второй библейский пример — история из жизни царя Давида. Некогда он соблазнился красотой Вирсавии, жены своего военачальника Урии. Давид послал Урию на верную смерть и, освободив себе желанное место, склонил Вирсавию к замужеству. За преднамеренное убийство, прелюбодеяние и, главное, нераскаянность в содеянном Бог покарал царя. Пророк Нафан открыл Давиду глаза на его беззаконие, и тот признал свою вину. Тогда Нафан ответил: «... Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын... И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело» (2 Цар. 12, 13-15).
Давид горько каялся. Он присоединил к горячей молитве строгий пост. Царь надеялся, что Господь помилует его и дитя выживет. Вопль скорбящей души воплотился в дивных покаянных строках пятидесятого псалма. Однако младенец все же скончался... И оправдалось слово Писания: «... Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 14-15).
Но на этой грустной ноте любовь Давида и Вирсавии не, оканчивается. После того, как они принесли достойные плоды покаяния, Бог освятил их брак и даровал им сына — легендарного царя Соломона. «Господь возлюбил его», — уточняет Священное Писание (2 Цар. 12, 24). Царь Соломон превосходил всех правителей земли богатством, славой и мудростью. Ради благочестия своего отца он жил долго и счастливо. Несмотря на это, под конец дней жёны развратили его сердце и склонили к идолопоклонству. За это Бог наказал Соломона: у него родился «скудный разумом Ровоам», который своим безумием причинил народу много бедствий (3 Цар. 11, 43 и Сир. 47, 28).
Вдумаемся: мудрейший из людей породил слабоумного ребенка! Можно было бы объяснить это роковой случайностью или известным присловием: «На детях гениев природа отдыхает». Но дело здесь именно в Промысле Божием. Нетрудно Богу щедро благословить всех наших потомков за благочестие родителей.
Близкий по смыслу случай описывает святитель Игнатий (Брянчанинов). Еще отроком будущий авва Елисей занемог и находился при смерти. Несмотря на усилия врачей, жить ему оставалось, по их прогнозам, менее трех суток. Отец юноши, хотя и люто ненавидел монахов, поспешил в храм евангелиста Марка. Там его встретил святой старец и спросил: «Что с тобой, господин Прокопий? О чем скорбишь?» Отец отвечал: «Тот, Кто открыл тебе мое имя, откроет и причину печали моей».
Прозорливый подвижник вместе с удрученным отцом навестил умирающего и пригласил в комнату его благочестивую мать. Затем угодник Божий вразумил и утешил отца: «Бог ищет от тебя исполнения трех заповедей, и если сохранишь их, то Он дарует жизнь сыну твоему». Отец призвал в свидетели святого евангелиста Марка, что все исполнит. Старец продолжил: «Уже пятнадцать лет ты прелюбодействуешь, оскверняя ложе жены твоей. За это Бог посек преждевременной смертью пятерых детей твоих». Это во-первых. Во-вторых, насильно юношу не жени, но предоставь ему возможность принять монашество. В-третьих, с еретиками впредь не общайся. Отец выслушал и заверил старца: «Сохраню слова твои во все дни моей жизни». Подвижник тотчас усердно помолился, как бы ручаясь перед Богом за искреннее покаяние грешника. И на третий день отрок совершенно выздоровел.
Очевидно, духовной причиной его смертельной болезни были тяжкие согрешения родного отца — блуд, неправильное воспитание сына, вследствие которого он мог соблазниться и пойти по следам своего отца, и антихристианское мировоззрение.
Действительно, нарушение родителями заповеди «не прелюбодействуй» крайне опасно для здоровья потомства. Как-то преподобный Леонид Оптинский принимал у себя супругов, имевших психически больного сына. Святой разъяснил, что эта болезнь есть кара Господня за их сексуальное невоздержание накануне больших церковных праздников. Также преподобный Серафим Саровский предостерегал, что за несоблюдение чистоты супружеских отношений в посты и постные дни дети появляются на свет мертворожденными. А жены нередко умирают в родах из-за непочитания церковных праздников и воскресных дней.
Не забудем, что преподобный Серафим сказал эти слова в начале XIX века юноше, который готовился вступить в брак. Жених обратился к Саровскому чудотворцу за благословением и советом. Вероятно, святой узрел богобоязненность и глубокую веру в сердце молодого человека и поэтому дал ему столь трудное аскетическое наставление*. А мы, люди духовно слабые, в качестве утешения вспомним диалог апостолов со Спасителем по поводу заповеди «не прелюбодействуй»: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10-12).
Смысл этого ответа разъясняется в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «... Продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза... Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых (паствы — К. 3.), вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
К сожалению, довольно часто за проступки родителей дети становятся психически нездоровыми и даже бесноватыми. Вот лишь два факта. Однажды к знаменитому египетскому подвижнику авве Амуну, жившему в Нитрийской горе, принесли скованного цепями отрока. Несчастного укусила бешеная собака, и он, вконец измученный от невыносимой боли, всего себя искусал до крови. Видя родителей, пришедших просить за сына, святой Амун смиренно сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь. Вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Уличенные родители с радостью исполнили слова святого старца, и по его молитве отрок выздоровел.
Бесспорно, непосредственная причина бешенства (водобоязни) — инфекция, поражающая нервную систему вплоть до летального исхода. Если вовремя не провести специальное лечение, больной неминуемо погибнет от паралича сердца и дыхания. Судя по описанию, у отрока развилась тяжелая форма бешенства, и если бы его доставили даже в суперсовременную клинику, он непременно бы скончался, независимо от интенсивности лечебных мероприятий. Таковы общие рассуждения чисто медицинского характера. Но в духовном плане болезнь и исцеление отрока связаны не с бешенством, а с грехом и покаянием его родителей в воровстве и преднамеренном нанесении ущерба малоимущим.
Второй пример — из жизни преподобного Арсения Каппадокийского. Когда он видел малое дитя парализованным или одержимым бесами, то сначала искал причину беды. Если вина падала на родителей, святой давал им епитимию (назначал меру ко исправлению), а потом исцелял болящего. В один из дней родители принесли к подвижнику ребенка, крепко связанного по рукам и ногам. Старец велел немедленно развязать его. Родители испугались: «... Мальчик безумен и причинит нам беду. Мы с большим трудом его связали». Но отец Арсений возразил: «Освободите его и не бойтесь». Как только ребенка развязали, бес покинул его, и мальчик сразу исцелился. Он подошел к старцу и тихо, словно агнец, сел рядом.
Преподобный понял, что вина родителей двойная. Во-первых, ребенок родился бесноватым по их грехам (подробности не уточняются). А во-вторых, отец и мать жестоко обращались со своим страждущим сыном. Они морили его голодом, дабы Ослабить физически и тем сдержать буйства.
А теперь иной аспект той же проблемы. К преподобному Парфению Лампсакийскому родители привели одержимого бесом сына. Обычно с помощью благодати Божией святой, не ожидая посторонних просьб, помогал несчастным. Но на этот раз он выказал недовольство. Припав к ногам человека Божия, родители слезно молили его избавить сына от опасного недуга.
Подвижник ответил: «Ваш сын недостоин исцеления, ибо дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он почти отцеубийца». Родители ужаснулись, а преподобный пояснил: «Сын ваш часто оскорблял вас?»
— Да, — с болью признался отец.
— Вы молились в горести души вашей, чтобы Господь наказал его?
— Да, согрешили мы перед Господом, — со вздохом и чувством вины сознались отец и мать.
Тогда святой ответил: «Пусть же он и страдает, как заслуживший это наказание». Но любящие родители, скорбя сердцем, не переставали проливать слезы и умолять чудотворца. Преклоненный их горячими мольбами, он испросил у Бога прощение для юноши, благословил и, помолившись, исцелил его.
Будем же осторожнее в своих прошениях к Богу! «Благословляйте гонителей ваших... а не проклинайте... Не мстите за себя, возлюбленные, — наставляет апостол Павел, — но дайте место гневу Божию... Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 14 и 19-21).
Последний пример, иллюстрирующий сложность и неоднозначность взаимосвязи грехов родителей и болезней детей, возьмем из рассказа замечательного подвижника нашего времени, преподобного Паисия Святогорца. К нему на Святую Гору пришел мужчина, дочь которого тяжело болела раком. Отец принес с собой и некоторые ее вещи, чтобы батюшка благословил их.
«Старец сказал несчастному:
— Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т. к. Бог быстро умилостивляется от жертвенной любви.
Отец девочки спросил:
— Чем же пожертвую, батюшка?
Старец сказал:
— Пожертвуй какой-нибудь одной своей страстью.
Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:
— Нет у меня никакой страсти.
Тогда старец спросил:
— Сигареты куришь?
— Да, — ответил отец ребенка.
— Брось курить по любви к дочери, и Бог сделает ее здоровой, — потребовал старец».
Отец немедленно бросил курить, и девочка постепенно начала поправляться. Через некоторое время она выздоровела совершенно, что подтвердили и врачи. Однако отец скоро забыл и потому не сдержал свое обещание. И что же? У девочки опять обнаружили рак, и ее состояние снова ухудшилось. Отец ребенка вторично обратился к Святогорцу, но услышал твердое и нелицеприятное обличение: «Если ты, будучи отцом, не имеешь благочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребенка, то и я не могу тебе помочь ничем».
Какой богатый урок всем нам! Духовному разуму старца Паисия открылась невидимая врачами связь ракового процесса у дочери с пристрастиями ее родного отца. По молитве угодника Божия, отец поборол свою страсть к курению, и болезнь отступила. Но мужчина повел себя легкомысленно. Вопреки обету, он не до конца избавился от привычки, вредной даже для его собственного здоровья. Поистине, лучше вовсе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Тем более, когда дело касается Бога и жизни умирающего ребенка. По непреложному слову Писания, «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8), и «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47). Фактически своим поступком отец доказал, что недостаточно крепко любит свою дочь. А раз так, то и прошение его отвергнуто.
Резюмируем вышесказанное. Взаимоотношение грехов родителей и болезней детей гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Грех может приводить к болезни, а болезнь — ко греху. В этой связи он служит духовным фактором стрессов, внутри личностных конфликтов, нравственно отрицательных черт характера и личности, психических травм и вредных привычек, а следовательно, тех заболеваний, которые с ними связаны.
Безусловно, во многих случаях можно проследить вполне земные, естественные механизмы, ведущие нас ко греху, а через него — к соматическому, психическому или духовному недугу. Но нередко эти пути завуалированы, опосредованы разными условиями, скрыты от человеческого взгляда. Многообразие связей внутри греховных страстей, а также между соматическими и психическими заболеваниями не всегда позволяет четко расклассифицировать, что идет за чем, отделить первичное от вторичного. Но иногда все же удается конкретно объяснить, как именно грех приводит к болезни. И это — не досужие вымыслы, а серьезные факты. Игнорировать их ошибочно и безответственно. Внимательное же и вдумчивое отношение к ним, безусловно, пошло бы на пользу, как медикам, так и пациентам.
Сопротивляемость болезням зависит от наследственности, иммунитета, воспитания, окружающей среды, силы неблагоприятного воздействия и т. д. Не последнюю роль играет наша реакция на какое-либо событие, степень самоконтроля и самообладания, умение справиться со своими эмоциями и чувствами. Слабохарактерность, раздражительность, мнительность, злопамятность, обидчивость, самодовольство и прочие страсти взрослых — мощные союзники недугов. Поэтому во многих случаях причины страданий наших детей вырастают на почве нашего сердца. «Ибо из внутрь, из сердца человеческого, — поясняет Христос Своим ученикам, — исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7, 21-22).
Подчеркнем: дети не расплачиваются своим здоровьем за личные грехи родителей, но могут страдать в силу последствий родительских грехов. Не неся персональной ответственности за беззакония своего рода, потомки крепко связаны с предками генетически, психологически, социально, культурно и духовно. Поэтому оба поколения — и старшее, и младшее — неизбежно испытывают на себе позитивное и негативное влияние друг друга. Это — не карма, не слепое возмездие судьбы за проступки, якобы совершенные «в прошлых жизнях». Это — прямой результат телесного, душевного и духовного единства родителей и детей.
Грех родителей прямо или косвенно ведет потомков к болезни и смерти. Он нисколько не подменяет генетические, биохимические, физиологические, социальные и прочие факторы возникновения и развития недугов. Наоборот, в основном все причины действуют сообща, словно передают «эстафету» от одной к другой. И зачастую грех становится первой ступенью, своего рода предболезнью личности. Современная медицина и психология убедительно доказывают это.
Итак, мы кратко рассмотрели некоторые духовные причины страданий детей. Наверняка, приведенные доводы у кого-то вызовут возражения, вопросы, недоумения. Кому-то они покажутся неубедительными, слишком шаткими и наивными. Не будем навязывать читателю свою точку зрения. Просто поделимся теми выводами, которые, что называется, лежат на поверхности.
Отрицать наличие духовных факторов и процессов, ведущих к болезни и смерти, абсурдно. Хотя они и лежат вне области традиционной науки, необходимо учитывать их, наряду с другими болезнетворными факторами и процессами, которые уже длительное время изучают ученые. Христианское воззрение представляется здесь весьма актуальным. За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни, эмоционального состояния и физического здоровья: «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139, 12); «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч. 14, 30); «Веселое сердце благотворно, как врачевство (полезное лекарство — К. 3.), а унылый дух сушит кости» (Притч. 17,22); «Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое — дары Бога...» (Сир. 1, 18).
Духовно-промыслительная зависимость болезни от греха существует всегда, но далеко не всегда — медико-психологическая. С одной стороны, чем больше согрешают и чем слабее каются родители, тем больше вероятность, что их ребенок окажется больным. С другой стороны, чем меньше согрешают и чем сильнее каются родители, тем больше вероятность, что их ребенок вырастет здоровым. Уточним: речь идет о состоянии души. Но поскольку телесное здоровье во многом зависит от душевного, то данный вывод применим и к здоровью тела.
В любом случае у каждого человека все очень личностно, индивидуально, окрашено персональными особенностями. В таком деликатном вопросе, как духовные истоки страданий детей, следует избегать крупных обобщений и выводов. Чрезвычайно аккуратным надо быть в рассуждениях о бесновании и других духовных недугах. Здесь (впрочем, как и везде) колоссальную роль играют Промысл Божий, козни демонов, чисто человеческие немощи и, конечно же, воспитание ребенка. Среда, в которой созревает человеческая личность, накладывает неизгладимый отпечаток на врожденные и приобретенные особенности организма, черты характера и темперамента, потребности и склонности.
Сведения о духовных факторах болезни обогащают врачебные представления, повышают эффективность медицинских мероприятий и помогают лечить не болезнь, а больного человека. Благодаря этим знаниям легче понять, для чего нужны духовные методы врачевания, каковы особенности истории болезни и истории жизни пациента. Не секрет, что одно и то же заболевание часто протекает по-разному. Одинаковые формы невроза бывают, но одинаковых больных неврозом не бывает. Видимо, эта логика справедлива в отношении любых заболеваний.
Как же быть людям, которые осознали, что причина болезни их ребенка кроется внутри них? На этот вопрос не ответишь в двух словах. Прежде всего нельзя отчаиваться. Наоборот, нужно глубокое раскаяние и горячая молитва к Богу. Грех калечит человека, а покаяние врачует его. Родителям, неправильно воспитывавшим своих детей, вдвойне преступно упускать время, данное для покаяния и молитвы. Сегодня вновь и вновь совершается чудо, о котором поведал святой Иоанн Предтеча: «... Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9). И тогда за благочестие родителей Милосердный Господь скажет их страждущим детям изумительные слова, некогда обращенные к мытарю Закхею: «... Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 9-10).
Болезнь — это сигнал бедствия, который посылает душа через тело. А душа у всех людей разная. Прислушаемся к тому, что говорит нам Промысл Божий через болезнь ребенка, но, конечно, не будем мнительны и чрезмерно озабочены собой. И тогда депрессия «скажет», например, так: «Остынь! Ты слишком раздражителен и требователен», — а приступ бронхиальной астмы «заявит»: «Ты плохо понимаешь своего ребенка и слишком мало уделяешь ему внимания». Такой внутренний диалог поможет правильно осмыслить, быстрее устранить и не допустить болезнь впредь. Он окажет хорошую услугу — станет шагом к выздоровлению. Если же мы поспешим отделаться от сигналов организма, «заглушим» их лекарствами, то неизбежно скатимся к примитивной, механистической медицине типа: «От головы — анальгин, от живота — но-шпа».
Признание духовного компонента болезни обязывает всех нас нести сугубую ответственность за свое поведение и воспитание детей. Воистину, прав апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною... Все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 6,12; 10, 23). Недаром и народная мудрость гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
И еще один аспект: духовное здоровье родителей предотвращает ошибки в деле воспитания детей. Ребенок из духовно благополучной семьи обладает особым иммунитетом против духовных болезней. Это очень важная закономерность.
Священное Писание и Предание утверждают, что поступки родителей таинственным образом сказываются на здоровье детей. Для того, чтобы пояснить эту связь, обратимся сначала к свидетельству Ветхого Завета. Праведный Ной проклял своего внука Ханаана за безнравственный поступок его отца Хама (Быт. 9, 20-27). Кстати, отсюда и пошло слово «хамство»...
Читать полностью
Почему не указываете источник
К. В. Зорин из книги: "Почему страдают дети"