Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, который был некогда установлен в память исхода евреев из египетского рабства. Но в Христианской церкви название Пасха получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу. По слову святителя Иоанна Златоуста, «мы празднуем праздник воскресения мертвых и жизни вечныя».
Уже в древности был закреплен обычай прекращать Великий пост и начинать празднование Пасхи в 12 часов ночи по Великой субботе. Поздно вечером в Великую субботу все верующие собираются в храмы. Около 12 часов ночи священники начинают тихо петь в алтаре стихиру Пасхи: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесе...» Пение подхватывают все молящиеся, и вместе со священством народ трижды обходит вокруг храма. Двери храма отворяются, и начинается торжество. Выражая ликование и радость, Церковь почти все службы совершает не прерывающимся пением. Царские врата отворяются и остаются открытыми на всю Светлую седмицу, как символ отверстого рая.
К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, под которым подразумевается просфора с изображением на ней Воскресения Христова.
Слово артос в переводе с греческого — хлеб. Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать пищу с Господом, по вознесении Его на небо ощущали живой верой Его постоянное присутствие в своих собраниях. Поэтому, приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором обычно возлежал Сын Божий, а на столе, напротив этого места, ставили, как бы для Него, хлеб.
По окончании трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали эту часть хлеба и произносили: «Христос воскресе!» Чтобы навсегда сохранить в Церкви этот апостольский обычай, на Пасху в храме перед взорами верующих полагается артос в напоминание невидимого присутствия воскресшего Господа, а также того, что своею крестной смертию и воскресением Иисус Христос стал для нас истинным хлебом жизни.
У православных христиан есть обычай выпекать куличи — домашний артос — и вместе с сыром и яйцами приносить его в первый день Пасхи в храм для освящения.
Верующие люди проводят Пасху в благоговении и духовной радости, стараясь в эти дни поклониться православным святыням, посетить больных, помочь бедным, оказать милостыню заключенным.
Вторник после Светлой седмицы — Радуница, день поминовения усопших. Православные христиане идут на кладбища, чтобы вместе с усопшими родными и близкими разделить радость Воскресения Христова.
Именно в этот вторник следует посещать могилы родных и близких. При этом нужно помнить, что нельзя устраивать на кладбище поминальной трапезы: тем, кто окончил земной путь, необходимы не питание, а наши искренние молитвы об упокоении их души. Положить пасхальный символ — красное яичко на родную могилку, пропеть пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав», вспомнить добрым словом умерших — таков обычай, предписанный Святой Церковью и завещанный нам от предков. Итак, не приносите водку и закуску на кладбище, такие поминки только мучают душу усопшего.
Во всю Светлую седмицу, целыми днями до вечерни, звонят в колокола. Раньше взойти на колокольню дозволялось каждому желающему. Гармоничный, могучий, победный звон придает особенную торжественность дням Пасхи.
В эти дни люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и слышат радостное в ответ «Воистину воскресе». В радости духовной люди христосуются, одаривают друг друга крашеными яйцами (яйцо — символ жизни, а Христос дал людям жизнь вечную; красный цвет напоминает людям о том, что Сын Божий Своей кровью освятил жизнь).
Пасха празднуется сорок дней до Вознесения Господня.
Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, который был некогда установлен в память исхода евреев из египетского рабства. Но в Христианской церкви название Пасха получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу. По слову святителя Иоанна Златоуста, «мы празднуем праздник воскресения мертвых и жизни вечныя»...
Читать полностью