О воскрешении Лазаря повествует только Иоанн Богослов:
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря.
(Ин. 11:1-5)»
Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).
По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал и иудеи видявшие это говорили «смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень Иисус стал молиться:
«Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
(Ин. 11:41-43) »
После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.
Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса как в Мессию, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53).
Пост в Лазареву субботу
В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, растительное масло и вино.
На Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник. Все это съедалось в Вербное воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делалось послебление — можно было есть рыбу.
Традиции Лазаревой субботы
Традиции отмечания Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим были тесно переплетены на Руси. Именно в субботу, накануне Вербного воскресенья, люди приносили в храм веточки вербы. Священник совершал чин освящения верб на вечерней службе — утрене. Поэтому субботу называли не только Лазаревой, но и Вербной.
В деревнях в Вербную (Лазареву) субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу — на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки, густо заросшие ивами и вербами.
Лазарева суббота у других народов
На родине праведного Лазаря, на Кипре, в древности существовала традиция: в Лазареву субботу процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей города. Процессию возглавлял мальчик, украшенный красными маками и желтыми маргаритками. Мальчик представлял Лазаря. Дети при этом пели Лазореву песню. В храмах во время церемонии изображалось Воскресение Лазаря, в действе принимали участие священнослужители и дети.
Обычай «лазарования»
У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обряд — лазарование (Lazari). «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни. Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.
Неее у меня недельное тока будет, я не предерживалась поста. Я не на столько набожная.