gastrimargia
от греч.
gastri - желудок, чрево,
margos - буйный, необузданный, бешеный.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я оказался в сумрачном лесу
Утратив правый путь во тьме долины...
В своей "Божественной комедии" Данте помещает обжор в 3 круг ада. В нем льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а Цербер обгладывает кости попавшихся на пути грешников...
Не завидная участь, которая по-видимому начала пугать людей гораздо раньше, чем мы думаем...
Как же с этим недугом справлялись древние?
В сфере исследования пороков издавна пользовались авторитетом древние монахи, проводившие время в борьбе со всеми известными человеческими демонами.
Евагрий Понтийский (ок 345-399) бесспорно является величиной первого плана в ряду этих древних психоаналитиков.
Исходя из опыта наставников Евагрий первый предпринял попытку упорядочить эти пороки.
Тут нужно понимать, что проводя свою жизнь на краю мира, отцы-пустынники приобретали опыт, который можно получить лишь в тех условиях.
То есть их искушали такие простые и иногда даже смешные вещи, которые нам, обычным жителям мегаполиса могут показаться слишком ничтожными, чтобы с ними бороться - например, монахи могли тратить силы, чтобы противостоять желанию съесть ягод.
Кроме того, мы миряне, имеем дело в основном с материальным миром, монахи же с помыслами. То есть с теми навящевыми внушениями, которые и ведут к греху.
Но, меняются лишь средства, смысл остается прежним. По сути неважно, что Вас искушает несколько свежих ягод или буйный пищевой беспредел - в ДАННОМ случае это носит одинаковый ментальный характер.
Итак, Евагрий дает перечень восьми "порождающих помыслов", из которых возникают все остальные.
Именно переедание (чревоугодие) монах ставит на первое место - его Евагрий считает самым с виду невинным и поэтому коварным и развращающим из помыслов. Именно он и окрывает дверь для всех остальных пороков.
По мнению Евагрия, этот порок проявляется не только в набивании желудка, но и в ментальных его формах: жадности, озабоченности будущим, самовлюбленности.
Что же нам предлагает старец в качестве лечения?
Психолгия занимала низшую ступень во взгляде Евагрия. Он бы не стал спрашивать Вас о Ваших отношениях с матерью или детских травмах.
По его мнению, прежде всего нужно познать действие "недугов" души, или страстей (то есть испытать и пройти через страдание, которое приносит этот недуг - чем мы с Вами, собственно, сейчас и занимаемся...).
Обуздать их посредством дисциплины (то есть молитвы и соблюдения всех обрядов) и Божьей благодати (которая является краеугольным камнем и без которой нам все равно не справится).
И, наконец, достичь состояния бесстрастия страстной души.
Будучи реалистом, и исходя из своего и чужого опыта, Евагрий пишет о том, что эти искушения не могут исчезнуть окончательно, и становятся даже сильнее по мере продвижения по духовной лестнице.
К чему же нам стремится?
Евагрий писал, что подлинной целью духовного пути является не стоический идеал бесстрастия (который, кстати говоря, порождает гордыню - мы все ее видели на лицах людей недавно сбросивших 2 размера...), а кротость и любовь, через которые нам открывается Бог.
Другими словами, прогресс, а не совершенство.
На последок хочу поделиться с Вами историей о Макарии Александрийском, одного из известным наставников монашеской жизни, из "Лавсаика":
"В один день на досуге я пошел к нему (он был уже в глубокой старости) и, севши у дверей его кельи, (как новоначальный, я считал его выше человека, и он действительно был таков) стал прислушиваться, что он говорит, или что делает.
Совершенно один, внутри кельи, почти столетний старец, у которого уже и зубов не было, он все еще боролся с самим собою и диаволом и говорил:
- Чего еще ты хочешь, старик? И вино ты пил, и масло употреблял - чего же еще от меня ты требуешь? Седой обжора, чревоугодник - ты себя позоришь.
Потом, обращаясь к диаволу, говорил:
Ужели и теперь, я тебе чем - нибудь обязан? Нечего тебе более от меня похитить, отойди же от меня, человеканенавистник.
Потом, как бы шутя, говорил самому себе:
- Ну же болтун, седой обжора, жадный старик, долго долго ли тебе быть со мною?..."
Пока нет комментариев.