25 июня / 8 июля Церковь вспоминает преподобного Никона Оптинского – последнего духовника Оптинской пустыни. Высокий духовный настрой, верность традициям Оптиной, ее духу старец сохранил и тогда, когда вынужден был после закрытия обители жить в миру, потом пребывать в заточении – в тюрьме и лагере.
Пусть слова старца укрепят нас.
О скорбях
«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».
«Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей, в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».
«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».
Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями
«Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству».
«Участь всех хотящих спастись – страдать. Поэтому, аще страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение».
«Скорбь отворяет вход в сердце благодати Божией».
Предайся воле Божией – обретешь мир скорбной душе своей и сердцу
«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, обретешь мир скорбной душе своей и сердцу».
Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!»
«За все Господа благодарю. Скорблю только тогда, когда размышляю о скорби тех, кто скорбит о мне… Но да будет воля Божия».
«Надо знать, что Божественное о нас Промышление не изымает нас от скорбей совершенно, не удаляет их от нас совсем и не избавляет нас от искушений, не исхищает от них полностью, но подает нам силу, твердость и мужество побеждать их».
О сообразовании воли человеческой с волей Божией
«Верую, что Господь спасение мое строит, посылая то или иное. Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь. Наблюдаю, как своя воля приносит человекам скорби и трудности. Да будет же воля благая и совершенная! Ей вручаю и себя, и всю жизнь и всех: принятие воли Божией мир приносит сердцу моему».
«Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а он выше всех добродетелей».
«Один мирянин спросил отца Никона:
– Скажите батюшка, как мне жить?
Отец Никон, подумав, ответил:
– Вы читали Псалтирь?
– Да, читал.
Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией
– Если читали, то должны помнить, что там есть в одном месте такие слова: Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим (Пс. 24: 9). Что же означают эти слова? А эти слова означают то, что путям Господним учит Сам Господь, а не человек. Да, путям Господним может научить только Сам Господь, но не всех людей учит Он, а только кротких, потому что кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной к принятию божественного научения. Только таких учит Господь».
«Найти Господа может только тот, кто в своей личной жизни исполняет заповеди Христовы. А если кому своя воля – “чтоб было по-моему” – дороже учения Христова – умолчу… Каждый пожнет, что посеял».
«Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией».
«Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо и неприятное будет приниматься как должное».
О молитве
Ни одного дня не оставайтесь без молитвы
«Исполняйте свои молитвенные правила; если нельзя почему-либо все правило исполнить, то хотя бы половину, хоть некоторую часть исполните. Знайте, что если будете опускать правило, если оставите молитву, то незаметно дойдете до такого состояния, что при желании молиться, при сильной потребности обратиться к Богу не сможете этого сделать, сердце останется холодным и черствым и будете стоять, как чурка. Молитвою испрашиваются венцы Божии, привлекается Божие благословение. Будет человек призывать благословение, и придет оно к нему».
«Не забывай молитвы – она жизнь души».
«Молитва с преданием себя воле Божией чудеса творила и творит и невозможное делает возможным».
«Где мы бессильны, единственное средство – молитва».
«Отмолился, вычитал, что положено, и свободен – отбыл повинность свою. Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и освятила всю их жизнь, все их дела».
«Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно».
О покаянии
«Покаяние как начало духовной жизни. Покаяние необходимо для приятия Евангелия. Свойство покаяния открывает зрение грехов своих. Покаяние возводит к духовным видениям. Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимоблагодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение».
«Кающийся грешник, будучи даже как бы забыт Богом, как ему кажется это, по чудному смотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние. Отложим уныние. Господь ведет нас ко спасению!»
«Укорение себя и сознание своей виновности – начало исправления и путь ко спасению».
«Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедоваться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная. Как тело мы стараемся мыть всегда, когда его как-либо запачкаем, так и душу необходимо всегда держать чистою, чтобы совесть ни в чем не упрекала».
О борьбе со страстями
«Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей».
«Победа над страстями совершается силою Божиею. Наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию».
«“Дочь Вавилона, опустошительница!.. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!” (ср.: Пс. 136: 8–9). Младенцами здесь, как объясняют святые отцы, названы возникающие страстные помыслы, страстные движения. Эти-то вот страстные помыслы и движения, как только они возникнут, как только они родятся, в самом начале их возникновения, так сказать, в их младенчестве, не давая им возрастать, но пока они еще малы и не укрепились, надо уничтожать, разбивать о Камень. А Камень есть Христос. Бей именем Иисусовым, уничтожай молитвой Иисусовой и вообще средствами благодати Христовой сих младенцев вавилонских».
«Кто желает видеть Бога, тот должен быть чист – как телом, так и душою и всеми мыслями. Ибо нечистые помыслы оскверняют образ Божий и изгоняют из души Божественную благодать».
Об отношениях с ближними
«Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий».
«Без терпения и снисхождения к ближним жить невозможно».
«Возмездие за прощение обид больше возмездия за всякую добродетель».
«Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий».
«Берегись осуждения, как огня, могущего попалить душевную храмину. Не обращай внимания на немощи людей, не жди их – себе внимай».
«Не только делать, но и говорить нужно со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести».
О правильном устроении жизни
«Да, великое душевное бедствие – рассеянная жизнь. Особенно ужасное впечатление производит она на тех, кто дозволит себе рассеянность, начав уже внимательную жизнь. Христианин благоговейный должен провождать жизнь во всяком внимании к себе и трезвении. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26: 41), – сказал Господь».
«Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид».
«Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность, Бог зрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что ко всякому доброму делу примешивается страсть!»
«Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все».
«Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит; напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. Иуда пал, находясь со Спасителем, а праведный Лот спасся, живя в Содоме».
«Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело – смиренно хранить веру Христову. Если вера сохранена – есть и надежда спасения».
«Прошу вас жить благочестиво, чтобы соблюсти веру православную, чтобы никто и ничто, никакие обстоятельства, никакие скорби не могли отторгнуть вас от нее, а для этого нужно непременно молиться, просить помощи Божией сохранить веру свою непорочною».