Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.
Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы.
Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня.
Как огня бойтесь действовать по страсти. Где хоть малая тень страсти, там не жди проку. Тут прячется враг и всё перепутает.
Не думайте, что можно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать всё на привязи и управлять собою.
Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: в каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для не чтущих — лишение благ.
Здоровье — что лошадка: загонишь — ехать не на чем.
Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя.
Кто же это вам сказал, что трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно — и спасение готово.
Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник — и на кресте спасся.
Будущий святитель, в миру Георгий Васильевич Говоров родился вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года, когда во всех городах и весях русские люди праздновали победу над Наполеоновскими полчищами, восстанавливали разрушенные дома и селения, слагали патриотические песни о величии ратного подвига русского воинства.
В это время в Елецком уезде Орловского края, в селе Чернавске (совр. Чернава), жила семья молодого священника Василия Тимофеевича Говорова. Отец Василий был человеком прямым и открытым, добросердечным и гостеприимным. Его отличали особая внимательность и любовь к ближним, а также способность умирять любые ссоры. Он очень любил церковные службы и так часто бывал в своем храме, что родные и близкие говорили о нем: «Наш батюшка из епитрахили не выходит».
Татьяна Ивановна, мать будущего святителя, имела тихий кроткий нрав и любвеобильное сердце. Особую сострадательность проявляла она к больным и нищим, и никто из них не отходил от нее, не получив помощи.
По воспоминаниям родственников, Говоровы вполне оправдывали свою фамилию: они действительно были большие «говоруны» – любили собираться всей немалой семьей, приглашать родственников и знакомых и вести долгие, задушевные разговоры…
Егорушка родился 10 января 1815 года и был пятым ребенком в семье. Мать нежно ласкала и крестила новорожденного крошку, когда в комнату зашел отец.
– А! И детвора тут! – весело сказал он, увидев Любу с маленьким Сеней.
– Ну, Таня, поправляйся, спасибо за сынка! Дай Бог ему только разум и доброе сердце – с ними век не пропадешь. Ну-ка, Егорушка, поди к отцу!
Отец Василий бережно наклонился к сыну и взял его на руки. Не прошло и минуты, как Егорушка так пронзительно вскрикнул, что отец даже вздрогнул.
– Ох, Татьяна Ивановна, сынок чуть меня не оглушил! – сказал он, отдавая малютку матери. – Такой голосистый, что беда! Ну, Господь с вами! – и отец Василий вышел из комнаты.
На следующий день после рождения младенец был крещен родным дедушкой отцом Иоанном и наречен Георгием. В семье же мальчика с самого рождения называли Егорушкой.
Егорушка, как и все дети, любил сказки. Неподражаемой сказительницей была его тетушка, Марфа Никифоровна. Обычно под вечер она собирала всю детвору в доме и начинала свои рассказы, которым, казалось, не было числа.
Особенно мастерски Марфа Никифоровна рассказывала сказку о Жар-птице. Будто наяву, представлялись детям Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк и Златогривый конь. У Жар-птицы перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Прилетает она в сад и срывает с деревьев золотые яблочки.
Егорушка живо представлял, что он то, подобно Ивану-царевичу, подкрадывается к чудесной заморской Жар-птице, чтобы поймать ее, а то сквозь зеленые луга да чистые поля мчится на Златогривом коне за Еленой Прекрасной…
Как-то раз, слушая сказку, Егорушка часто посматривал на клетку с птичкой, висевшую около окна.
«Ох! Что-то затевает этот баловник», – тревожно подумала Татьяна Ивановна, поймав взгляд сына.
– Марфа Никифоровна, голубушка! Поглядывай-ка ты почаще за птицей, как бы Егорушка чего не натворил! – сказала она тетушке.
Но они не уследили за сорванцом. Однажды утром Татьяна Ивановна безмолвно замерла около клетки.
– Батюшки-светы! – наконец воскликнула она. – Да куда же делся хвост у птицы? Это непременно Егоровы проказы. Сеня! Позови сюда Егора.
Мальчик живо явился на зов.
– Это ты наделал? – строго обратилась к нему мать. – Ты это зачем хвост у птицы выщипал? Виданное ли дело, чтобы птица без хвоста была?! Погляди-ка, полюбуйся, какова птичка без хвоста стала!
Егорушка взглянул на клетку. Действительно, без хвоста птичка была довольно необычная и жалкая. С пушистыми крылышками, с высоким хохолком и без прежнего хорошенького хвостика она быстро прыгала взад и вперед по жердочке, недоумевая, что это с ней случилось.
– Батюшки-светы! – воскликнула она. – Да куда же делся хвост у птицы? Это непременно Егоровы проказы…
– Зачем ты хвост выщипал? – снова спросила мать.
– Я думал, что это Жар-птица и перышки тоже будут светиться, – честно объяснил Егорушка.
Когда же Марфа Никифоровна узнала о случившемся, только руками развела.
– Вот погоди, не буду больше тебе сказок сказывать, а то ты еще что придумаешь.
Однако добрая тетушка только ворчала на своего племянника. Сколько у нее было слушателей, а с таким неуемным воображением – только один.
Несмотря на шаловливость, все домашние любили Егорушку. Да и нельзя было не любить этого живого, веселого ребенка с добрым сердцем и открытым взглядом. Все понимали, что так проявлялся пытливый характер мальчугана: шалости происходили не от сознательного непослушания, а от желания самому всё узнать и попробовать.
Егорушка старался везде успеть. Быстро схватывал строй православной службы. А когда немного подрос, стал прислуживать отцу в алтаре.
ботала стремительно.
Как-то раз вечерня уже закончилась, прихожане разошлись, ушел из храма и отец Василий. А мальчик задержался на колокольне: нравилось ему забираться сюда по крутым лесенкам, чинно звонить в колокол. А еще нравилось обойти вокруг большой колокол и неспешно обозреть сверху родные просторы! Как красиво и широко раскинулось селение, какой необычный изгиб у реки! А вот и крыша родного дома!
Уже и сторож, обойдя храм, проверил, везде ли погашены свечи, и, закрыв церковь на замок, отправился домой. В это время Егорушка спустился с колокольни и понял, что его заперли. Конечно, можно было снова подняться на колокольню и позвать на помощь. Но это было не в характере мальчика. Его мысль работала стремительно. На колокольне он заметил, что от колокола к земле была протянута веревка. Вот он, спасительный путь!
Взбежал вверх и посмотрел на землю. Всё же высоковато!.. Может быть, не стоит… Но пока не исчезла решимость, смело взялся за веревку и соскользнул на землю.
И очередной раз Господь сохранил Своего избранника. Мальчик остался жив, только веревкой сильно повредил руки и ноги.
Узнав о случившемся, отец Василий пророчески произнес:
– Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей!
Епископ Феофан оставил нам бесценное сокровище в виде более 60-ти духовных произведений, большинство из которых написано им во время 28-летнего затвора в Выше и которые он завещал перед своей смертью всему русскому народу. В строках его творений можно найти неиссякаемый источник духовного подъема, углубленности в себя и устремленности в небесную высь. В каждой его фразе чувствуется благодать Божия.
Будучи высокообразованным человеком, достигшим необычайных высот в карьере в сравнительно молодом возрасте, тем не менее, он принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор. Так он решил свою ученость и знания посвятить служению Православной Церкви, ибо был глубоко убежден в том, что самое главное в деле спасения – это непрестанно умом в сердце молиться Богу и, чтобы никто не мешал…
Его личный высокий, достойный подражания пример истинно-христианской, богоугодной жизни во Христе и для Христа, подобно примерам древних и новых подвижников святой жизни, будет жить в памяти людей во веки.
В личности, деятельности и писаниях своих святитель Феофан является не только почитаемым иерархом, не только высоким подвижником Церкви, но и поистине одним из тех, о которых св. ап. Павел говорит, что они являются “светильниками в мире” (Филип. 2:15).
И свет таких светил, заимствовавших свой свет от Солнца Правды – Христа, будет сиять Христовым блеском во веки.