Когда речь идет о суде нравственном, о суде таком, который делает человека в глазах другого недостойным спасения, Господь нам показывает, что значит “не судите и не судимы будете”. Он говорит, что мы должны, прежде всего, обратить внимание на себя. Судить можно только тогда, когда ты подобен Богу в своих суждениях.
Авва Дорофей пишет, что есть разные способы взгляда человека на мир, в том числе, есть пристрастный способ судить другого. Можно сказать “человек солгал”, а можно сказать, что человек – “лгун”. Можно сказать “человек украл”, а можно сказать: “человек – вор”. Это разные вещи.
Я могу негативно относиться к тому, что люди врут. Могу возмущаться и негодовать по поводу лжи, обращенной в мою сторону или в сторону другого человека, – это правильно и справедливо. Мы должны уметь оценивать явления жизни, правильно давать им оценку. Но я не могу человека осудить до такой степени, что мой взгляд на него самого будет тождественен его поступку. Если человек своровал, это не значит, что он вор по жизни и никогда не сможет измениться. Если человек заблудил, это не значит, что на нем стоит такая печать: «блудник навсегда». Человек солгал – как это случается с каждым из нас, – но это не значит, что на правду он теперь не способен.
Мы имеем право оценивать в негативном и позитивном смысле явления нашей жизни, которые нас окружают, но не можем вершить окончательного суда над личностью человека. Потому что человек меняется, человек может покаяться, человек может обратиться, и Судья ему Бог, как каждому из нас.