ПРИЗНАКИ ОТРИЦАНИЯ СВОБОДЫ ВЫБОРА
• РЕЧЬ — «МНЕ НЕ СЛЕДУЕТ ЭТОГО ЕСТЬ…». Обратите внимание на вашу речь, слова, которыми вы пользуетесь в мыслях и когда вы разговариваете с людьми. Что вы себе говорите? Пользуетесь вы запретительным языком? Диеты всегда включают списки блюд и продуктов «запрещенных» или находящихся «вне закона» пока вы на диете. Книги про диеты предписывают вам что вам «разрешается» кушать, что вы «не можете» себе позволить, и что вы «не должны» или «обязаны» делать. Если вы не отдаете себе отчет в таком языке и в мощном воздействии, которое он вызывает на ваши чувства, вам легко ассимилировать его в ваше собственное мышление. Когда это происходит, это эквивалентно подчинению приказам других людей, как если бы вы были во власти тюремщиков — и ваш пораженный зависимостью ум на это отреагирует.
Угрозы самой себе — « Не смей!», «Стой, не то стрелять буду!», будут иметь абсолютно такой же эффект. Такая речь полностью имитирует тюремщика, который приказывает вам поступать так, а не иначе и который вам угрожает, если вы им не подчиняетесь. Так что у вас возникает чувство, что вам ничего не остается делать, приходится подчиниться. Даже если вы понимаете, что это вы сами себе отдаете приказы, вы реагируете, как если бы это были приказы со стороны другого человека.
Есть другие способы избежать ответственности через модификацию речи, например, фраза «Я обнаружила себя …» в предложениях типа «Я обнаружила, что стою на кухне, доедая остатки торта». Ах нет! Вы не обнаружили себя! Сначала вы подумали про торт, потом вы решили пойти на кухню, достать торт из холодильника, положить его на тарелку, взять её в руки, сесть за стол, доесть торт. Вы приняли целую вереницу решений. Точно так же, сказать «У меня не получилось сидеть на диете» — это исхитриться и избежать ответственности за ваши решения.
• ЧУВСТВО ОБДЕЛЕННОСТИ, ЛИШЕНИЙ — «Мне не хватает моих коржиков, я по ним скучаю». Если вы верите, что у вас нет выбора, что вам приходится есть меньше, то рано или поздно вы почувствуете себя обделенной, полной жалости к себе и очень обиженной судьбой. Это может привести к апатии и депрессии, это также может вызвать симптомы стресса.
Если у вас мятежный характер, то вы почувствуете гнев, раздражительность, и преувеличенное чувство психологического голода: исключительно сильные позывы есть любимую пищу и навязчивую озабоченность едой. Если у вас послушный характер, то вы можете испытать очень положительные чувства и радоваться успеху некоторое время. Со временем, ваша послушность поизносится до дыр, вы почувствуете протест в душе, и вы вновь начнете переедать.
Всякий раз, когда вы чувствуете себя обделенной едой, вы можете быть уверены, что тут сработало ваше запретительное мышление: правила, ограничения, и угрозы. Когда вы поменяете манеру видеть вещи, когда вы возьмете на себя ответственность напоминать себе о своей свободе выбора, что, что бы вы ни выбрали положить себе в рот, это сделали вы, по собственному усмотрению, эти чувства обделенности постепенно исчезнут.
• КНУТ И ПРЯНИК — «Я ЭТО ЗАСЛУЖИВАЮ, Я ИМЕЮ НА ЭТО ПРАВО». Мы все знаем, что запретный плод сладок, но, к сожалению, совсем не плоды оказываются под запретом, когда мы ограничиваем себя, а жир, соль, и переработанные и рафинированные продукты. Если вы думаете о какой то еде как запретной, всякий раз, когда вы от неё воздержитесь, вы почувствуете себя обделенной, и это очень похоже на чувство, что вас наказали. Так что съесть для вас эту пищу будет слаще пряника, это даст вам чувство свободы и вознаграждения, по крайней мере, пока вы это жуёте.
Если бы мы могли думать о зелени как чем то запрещенном, нам бы она казалась лакомством, потому что нам всегда хочется того, что мы не можем, не должны или нам не следует иметь. Мы это делаем, потому что нам надо знать, что мы свободны. Самое ужасное, что может случиться с человеком — это насильственное лишение свободы, не удивительно, что мы не любим ограничений и инстинктивно бунтуем против них. Эта глубокая, инстинктивная притягательная сила запретного плода добавляет силы желанию переесть.
Секрет успеха — в свободе выбора, однако, полностью позволяя себе свободу выбора, помните о последствиях вашего выбора, помните о полной картине того, что вы на самом же деле выбираете. Некоторые выбранные вами блюда улучшат ваше здоровье, другие его ухудшат. Вместо того, чтоб думать о еде как «разрешенной» или «запрещенной», думайте о выборе, который вы совершаете с целью принести пользу или нанести удар по вашему здоровью.
• СИЛЬНЫЙ ПОЗЫВ К ПЕРЕЕДАНИЮ — «Я НЕ МОГЛА ОСТАНОВИТЬСЯ». Такие срывы часто случаются в моменты, когда вы особенно расстроены вашим весом. Может, вы примерили одежду, которая на вас не налазит, или ваш врач предупредил вас о последствиях ожирения для вашего здоровья, или кто то бестактно напомнил вам о том, какой вы раньше были стройной и привлекательной. Вы автоматически отреагируете мыслью «я ДОЛЖНА похудеть!» и «ПРИДЕТСЯ прекратить столько есть!» В начале вы можете смириться и сократить количество оказий для переедания, а можете и взбунтоваться от таких мыслей и нажраться немедленно. В любом случае, вы создаете условия для неотвратимого жора, который наступит рано или поздно.
Чем меньше ответственности люди берут на себя, тем дольше они пребывают в постоянном состоянии мятежа: «Если мне НИЧЕГО нельзя, я буду есть ВСЕ ЧТО ПОПАЛО, только чтоб доказать, что я свободна поступать, как мне угодно.»
Многие из нас так поступают, мы едим только потому, что эта пища редко нам позволяется или вообще не позволяется, и потому что мы хотим доказать себе, что свободны поступать по своему усмотрению. Часто мы не отдаем себе отчет в мотивации, подлежащей наши приступы переедания, мы объясняем себе свое поведение тем, что мы «просто не смогли устоять».
• РЕАКЦИЯ ПРОТЕСТА НА СОВЕТЫ ДИЕТОЛОГОВ — « Я НЕ ЛЮБЛЮ ОВОЩИ». Одним примером такого протеста была история про песочные пирожки с мясом. Моя подруга Эллен привела другой пример. Она попросила меня вкратце изложить принципы здорового питания, изложенные в книге, которую я тогда читала. Я ей сказала, что примером здоровой пищи был бы обед, состоящей из 170г белковой пищи и зелени на гарнир. Эллен немедленно отреагировала восклицанием: «Ох, мне от такого совета сразу хочется наесться шоколаду!!!»
Не то, чтоб я советовала вам бездумно следовать советам специалистов, я просто рекомендую вам взвесить все за и против в уме и обратить внимание на чувство непроизвольного протеста, которое вы испытываете всякий раз, когда вы думаете, что кто то вам рекомендует есть меньше.
• СИЛЬНАЯ НЕПРИЯЗНЬ К ЧУВСТВУ ФИЗИЧЕСКОГО ГОЛОДА — «НЕ ВЫНОШУ ЧУВСТВА ГОЛОДА». В начале этой главы я попросила вас представить, каково бы вам было, если бы вас заперли в клетке и кормили только чтоб не дать умереть. Одной из уместных реакций на эту ситуацию будут чувства злости и обиды, эти чувства усилятся, если вы и на самом деле будете испытывать голод на таком рационе. Таким образом, отсутствие ответственности ведет к негативной реакции на голод, потому что вам кажется, что вы голодны не по своей воле.
• ОПРАВДАНИЯ И ОТГОВОРКИ — « НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ ЖИЗНИ БЕЗ МОЕГО ЛЮБИМОГО СЫРА». Если вы очень привязаны к резонам, которые вы себе приводите, чтоб оправдать вашу зависимость от пищи, это потому, что вы не даете себе права выбора. Оправдания дают вам разрешение переедать.
Для того, чтоб оправдание было убедительным, оно должно подходить к обстоятельствам: отпуск за границей, семейство собралось за столом вместе в кои то веки, вечер в одиночестве, все они кажутся убедительными оправданиями переедания. Часто оправдания основываются на физическом нездоровье или расстроенности чувств.
Как вы знаете, если вы заболеете, вас выпустят из клетки, по крайней мере в лазарет, «где питание лучше», т. е. полагаться на физическую боль как оправдание для переедания — дело привычное. В настоящей жизни мы обычно не притворяемся больными, чтоб переедать. Все может произойти довольно автоматически и бессознательно, у вас расстройство желудка или вас мучит головная боль, и вы считаете, что это — веская причина дать себе поесть. Оправдания могут быть очень хитрыми по форме, потому что они маскируются под подлинно веские причины для приема пищи.
Когда вы по настоящему начнете отвечать за свободу выбора, постоянно напоминая себе, что вы свободны выбирать по своему усмотрению, вы заметите, что ВАМ НЕ НУЖНО ОПРАВДЫВАТЬСЯ ВООБЩЕ. Вы можете просто съесть это. Вы это выбрали. Только так вы сумеете избавиться от непрерывной вереницы оправданий и отговорок в вашем уме.
• ПАССИВНОСТЬ — «У МЕНЯ НЕТ СИЛЫ ВОЛИ». Безнадежность, смирение с тем, что у вас есть, мечты о том, что вам встретится кто то, кто за вас все сделает, погоня за волшебными средствами — все они являются хорошими индикаторами того, что вы не взяли на себя ответственности.
Поиск волшебных пилюль вам не поможет. Он только вас обескуражит, когда вы поймете, что мгновенного исцеления не существует. Когда вы контролируете ваше переедание, успех приходит в результате свободы выбора, выбора, который никто за вас не сделает, а не в результате хитрых трюков, которые снимают с вас ответственность.
Самое главное в деле взятия на себя ответственности — принять, что никто за вас это не может сделать и не сделает. Не только никто за вас это не сделает, но у вас уже есть вся необходимая волшебная сила, нужная для успеха в этой работе.
• УБЕЖДЕНИЕ ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО — «ДА Я БЫ РАДА БЫЛА ЕСТЬ МЕНЬШЕ, НО Я НЕ МОГУ». «А почему бы вам не… Да, но…» тип диалога является примером одной из игр в книге Эрика Берне «Игры, в которые играют люди». В этой игре два игрока, один пытается помочь другому, а тот искусно увиливает от ответственности и перемен. Диалог обычно начинается с того, что страдалица описывает свою проблему:
— Я живу одна и я всегда готовлю в огромных количествах. Я всегда ем слишком много.
— А почему бы тебе не готовить в меньших количествах?
— Ну, мне например нравится суп Минестроне, и в нем столько ингредиентов, что всегда получается огромная кастрюля.
— Я почему бы тебе не заморозить суп отдельными порциями?
— Этот суп плохо переносит заморозку, он утрачивает вкус и аромат.
— Ну, тогда почему бы тебе не хранить его в холодильнике и потихоньку съесть за неделю?
— Да, иногда я пытаюсь так поступить, но всегда так получается, что я съедаю его весь за один вечер. Когда Минестроне готов, он такой вкусный, что хочется есть его, не переставая, пока не кончится.
— Почему бы тебе не приготовить Минестроне только когда у тебя в гостях друзья, с которыми ты разделишь трапезу?
— Обычно когда у меня гости, я готовлю спагетти как основное блюдо. Мне не хотелось бы готовить ещё и минестроне — так я застряну на кухне на несколько часов!
Эта игра обычно играется двумя людьми, и по этой причине я не рекомендую вам обсуждать с вашими друзьями и домашними ничего, что вы считаете вашей «проблемой» в области питания. Скорей всего вы вовлечетесь в эту игру! Если похоже на то, что вам кто то пытается помочь, взяв на себя ответственность за вашу пагубную привычку переедать, вы можете вначале это поприветствовать (фаза подчинения), но в итоге вы этому будете сопротивляться и вам будет неприятно (фаза протеста). Вы можете заметить, как играете в «Да, но…» игру со мной, по мере прочтения этой книги. Вы слышите мой совет и вы автоматически реагируете «Да, но…», выражая тем самым ваше неодобрение.. Ответственность всегда дает результаты. Если бы любительница минестроне взяла на себя ответственность, она бы нашла свое собственное решение проблемы.
Так происходит процесс личного роста: когда мы признаемся, что у нас есть проблема и когда мы видим, что являемся источником её решения; особенно, когда речь идет о еде, потому что эта деятельность может быть абсолютно подвластна нашему контролю.
• ОБРАЗ ЖИЗНИ — «У МЕНЯ НА ЭТО НЕТ ВРЕМЕНИ». Избегание ответственности является, конечно же, образом жизни, который распространяется далеко за пределы вопросов питания. Особенно часто встречаются обжоры, которые исключительно сильно заботятся о других и отвечают за благополучие других, такое поведение называется зависимостью от отношений (relationship addiction). Эти люди испытывают навязчивую потребность заботиться о других и спасать других, их жизнь посвящена улаживанию проблем в жизни других людей. Они отвечают за всех, кроме себя.
Жизнь таких людей обусловлена низкой самооценкой. Они пытаются увеличить свою ценность ублажая других или делая за них дела. Люди, живущие таким образом, могут показаться святыми или мучениками, но они изменили самим себе, отрекшись от ответственности перед собой и таким образом — потерпели неудачу в области подлинной самооценки и самоуважения.
Они могут оправдывать своё увиливание от ответственности тем, что им некогда, что они так заняты заботой о других, что им невозможно отвечать за все на свете одновременно, вот только их подопечные встанут на ноги, вот только у тех все будет хорошо, тогда мы и собой займемся!
Если вы узнаёте себя в этой зарисовке, вам надо пойти на перемены, чтобы выработать привычку заботиться о себе. Просто напросто откажитесь спасать других тем, что откажетесь от ответственности за их жизни. Дайте им быть самими собой и совершить их собственные ошибки. Отодвиньтесь от них и пригласите их отвечать за самих себя — то, что им и на самом деле необходимо.
Я не то чтобы советую не заботиться о других. Дать им позаботиться о самих себе будет выражением вашей высшей заботы. Я советую вам перестать вынуждать других к поступкам, которые вы думаете им надо совершить. Перестаньте контролировать других и вы будете свободны контролировать себя.
Между прочим, если вы относитесь к этому типу людей, вы читаете эту книгу в основном с целью помочь другим. Возможно, многое, что вы здесь читаете подойдет многим из ваших знакомых и близких, но вы можете проигнорировать значимость этой книги для вас лично, ибо вы только думаете о том, что другим важно понять и поменять.
Из книги Дж. Райли
Пока нет комментариев.