Первая заповедь, данная Богом человечеству, — заповедь о воздержании, о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Великий пост — главный и самый древний пост, установленный Церковью. Его называют ещё Святой Четыредесятницей — в память о сорока днях, проведённых Иисусом Христом в посте и молитве в безжизненной пустыне. Этим подвигом Спаситель явил для всех людей непреложную истину о том, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
За Четыредесятницей, которая длится шесть недель, следует Страстная седмица. В эти дни Церковь вспоминает страдания Христовы. Он добровольно принял их на Себя во искупление наших грехов.
Великий пост подготавливает христиан к празднованию главного события человеческой истории — Светлого Христова Воскресения.
Праздник Пасхи — переходящий. Он отмечается весной каждого года в воскресный день и не имеет определённой даты. По традиции Православная Пасха празднуется после первого новолуния, которое следует за днём весеннего равноденствия, — всегда после иудейской пасхи.
Пост есть воздержание. Первая заповедь, данная Богом человеку до грехопадения, заключалась в воздержании от вкушения запретного плода. В Новом Завете о спасительной пользе поста говорил Сам Господь Иисус Христос: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством".
От излишнего употребления пищи и пития сердце человека грубеет и ожесточается. Угождая своей плоти, человек становится не только не способным к восприятию Божественной благодати — он теряет чувство сострадания к окружающим. Чтобы избежать такого пагубного состояния, человеку необходим пост.
Во время постов, установленных Церковью, христианин воздерживается от пищи животного происхождения — мяса, молока, яиц, — а в дни строгого поста, к которым относится Великий, даже от вкушения рыбы, а в некоторые дни и растительного масла.
Истинный подвиг поста не ограничивается только внешними проявлениями — необходимо блюсти чистоту мыслей, желаний, поступков.
Телесное воздержание — это лишь средство, при помощи которого человек приобретает покаянный настрой и очищает свою душу от греховных страстей и пороков.
По словам святителя Василия Великого, "истинный пост — это удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления". Поэтому в дни поста необходимо уделять особое внимание молитве, посещению богослужений, исповеди и причащению, делам милосердия.
Соблюдение поста не должно отражаться на внешнем облике человека. Господь говорит в Евангелии: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно"
Главная награда постящегося — обретение Божественной благодати и внутренней духовной гармонии, того блаженного состояния, когда дух человека подчиняет себе греховную плоть.
Научившись воздержанию и очистив свою душу от греха, христианин чистым сердцем встречает величайшее Торжество из Торжеств — славное Воскресение Христово. И уже здесь, на земле, вкушает блаженство вечной жизни.
Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола.
Праведный Иоанн Кронштадтский
10 поговорок о посте:
Одно спасенье – пост да молитва.
Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.
Мил гость, да велик пост.
Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Пост не в брюхе, а в духе.
Хлеб да вода – здоровая еда.
С поста не мрут, а с обжорства дохнут.
Больному да дорожному закон не писан.
Все посты постимся, а никуда не годимся!
Во время поста и пища проста.