Бал монстров (Monster’s Ball), 2001
драма
режиссёр Марк Форстер
в ролях Билли Боб Торнтон, Холли Берри, Хит Леджер
Полноценную рецензию на фильм писать нет желания - хотелось бы поговорить о нём и разобраться в своих впечатлениях. Думаю, тут найдутся те, кто тоже смотрел, всё же довольно известная лента, примечательная ещё и тем, что именно за неё был получен первый в истории «чёрный» оскар за главную женскую роль.
Если вкратце и без спойлеров: фильм очень рекомендую любителям психологических драм - и не рекомендую расистам, эротофобам (секса много и откровенного до уродливости) и не достигшим совершеннолетия гражданам.
Сама поставила картине
7/10.
А теперь будут спойлеры, за картинку не смотревшим, но собирающимся, заходить настоятельно не советую.
О «Бале монстров» услышала давно - точнее, прочитала у уважаемого мною блогера-афроамериканца, который много пишет о расовой истории и современности Америки, политике, философии, мировой истории и прочих интересных мне вещах. Фильм был приведён автором как пример стереотипа Иесавели - чёрной женщины-суккуба, проститутки, женщины патологически высокого либидо и пониженной социальной ответственности, (с) - противоположности асексуального условно-положительного стереотипа мамушки, которая возникла в эпоху трансатлантического рабства как своего рода оправдание повсеместных «аморальных» отношений между белыми рабовладельцами и подневольными рабынями. Из дискуссии тогда я узнала следующие вещи:
- этот фильм оскорбителен, потому что героиня Берри - шлюха
- этот фильм оскорбителен, потому что расист-реднек без усилий добивается женщины, которой не заслуживает
- персонаж Билли Боба отвратителен и ему невозможно сочувствовать
- где-то в фильме есть сцена секса, которая расистская и всех оскорбила (кроме того, героиня Берри - шлюха, потому что сама бросается на героя Билли Боба и становится таким образом той самой Иесавелью)
- сюжет нелогичен, персонажи нелогичны, и особенно нелогичен финал.
Вот с такими радужными ожиданиями я и села, собственно, смотреть «Бал монстров». Посмотрев же и полупереварив - прихожу к выводу, что не согласна ни по одному пункту и, пожалуй, даже сама немного оскорблена такими мнениями.
Шучу, конечно. Я никогда не оскорбляюсь - я сразу перехожу в контратаку.
О сюжете не знала ничего, кроме вышеуказанного, поэтому сцена самоубийства сына Хэнка (которого сыграл молодой Хит Леджер
- не то чтобы мы имели возможность увидеть старого Хита Леджера, конечно) просто ужаснула, а сцена смерти сына Летиции добила окончательно. (а я предупреждала, предупреждала о жёстких спойлерах!). Это очень важные моменты в понимании мотивации персонажей - особенно первый.
Если точнее - то речь идёт о диалоге
- Ты меня ненавидишь? Отвечай. Ты ненавидишь меня, не так ли?
- Да, я тебя ненавижу. Всегда ненавидел.
- Ну, а я всегда тебя любил.
*самоубивается*
- И предшествующему ему взрыву эмоций Хэнка на тему «ты такой же бесхребетный, как и твоя мать». Этот диалог почти дословно повторяется позже между Хэнком и его отцом, когда последний выражает своё недовольство поведением сына. Что характерно, мы ни разу не видим никакой любви и тепла между Хэнком и его отцом - как и между Хэнком и его сыном. Их отношения зеркально повторяют друг друга, как передающаяся поколениями эмоциональная травма, - Хэнк стремится соответствовать ожиданиям отца, проявляя механическую заботу о нём, и предъявляет такие же жёсткие требования к своему сыну.
Порочный круг можно провести даже чуть дальше - туда, где мать Хэнка по неизвестным причинам совершила самоубийство, как позже самоубийство совершил её внук.
И тут в его жизни появляется Летиция - человек, тоже переживший трагедию смерти ребёнка, человек, о котором можно заботиться. Она не проститутка и не welfare queen, если что, - просто женщина, оказавшаяся в сложной ситуации и не имеющая сил на то, чтобы из неё выбраться самостоятельно. Хэнк и Летиция, можно сказать, спасают друг друга - это не односторонние отношения, как можно подумать, ведь Хэнку не меньше, чем Летиции нужна забота, необходимо именно заботиться о ком-то, быть кому-то нужным. Это зеркало мотивации прослеживается в их диалогах на протяжении всей ленты (и да, в
той сцене тоже, в
той сцене даже сконцентрированно, я бы сказала):
- Сделай мне хорошо, я хочу чувствовать себя хорошо.
- Теперь тебе хорошо?
и
- Я тебя почувствовал. Я так давно ничего не чувствовал.
(рефрен с переменой ролей ближе к концу фильма)
- Ты это почувствовала?
Именно из-за Летиции - и из-за угрозы её потерять - Хэнк пересматривает приоритеты и понимает, что отец его лишь разрушает, ничего не давая взамен. Теперь - и только теперь, - имея в своей жизни другого человека, о котором можно
заботиться, он может сделать сложный выбор и выйти из круга.
Кстати, из динамики их отношений я лично делаю также вывод, что убеждённым расистом Хэнк никогда не был, - он просто старался соответствовать ожиданиям отца о том, что он
тоже должен быть расистом. Весьма показательно, что сам папаша при этом большой любитель межрасовых отношений был, как оказалось, - просто не считал нужным относиться к половым партнёрам как к
людям.
Показ расовых конфликтов вообще в фильме не понравился и показался искусственным. Особенно тот момент, когда Летиция спрашивает:
- Почему ты тогда остановил машину?
Серьёзно, wtf. Действие фильма в современности происходит, не помочь женщине с умирающим ребёнком только из-за цвета кожи, - это ж упоротым куклуксклановцем нужно быть, а не среднестатистическим южанином с предрассудками.
В эти отношения «заботящегося - того, кто в заботе нуждается» финал вполне органично вписывается, на мой взгляд.
И да, я тоже думала, что она его застрелит, - полагаю, именно на этот эффект и рассчитывали создатели, не показывая её руку довольно продолжительное время. В качественном фильме ничто не случайно. Самая важная реплика для понимания -
- Ехал домой мимо нашей бензоколонки. Мне нравится вывеска.
Та самая «
наша бензоколонка», которую он, можно сказать, до того пытался «предложить» отцу - и которую отец пренебрежительно отверг. Речь тут, конечно, не о бензоколонке как таковой, а вообще о чём-то общем, принадлежащем не только тебе - но и твоему близкому. Летиция тоже улавливает этот момент общности, смотрит на свежую могилу сына Хэнка - и именно здесь принимает решение о прошлом и решение о будущем.
Я так вижу. Как видите вы?
чтоб прям совсем
спасибо.
Последнее, что смотрела очень давно : "Неадекватные люди"и"Как меня зовут". Понравилось.
три раз за полгода пересмотрела.
по русскому я не спец вообще - оно меня в уныние вгоняет большей частью. неадекватных людей вот никак не заставлю себя посмотреть...
вообще если интересно - могу кинуть в личку ссылку на себя на кинопоиске - я там не пишу, но оцениваю много.
А еще мне нравится Билли Боб Торнтон.