Метаболическое преимущество даст вам возможность употреблять более Калорийную пищу, чем на любой из низкожировых диет, и при этом достичь более существенных успехов в нормализации веса. Когда организм работает в режиме сжигания жира, он тратит больше калорий.
Хотя первые исследования диет с контролируемым содержанием углеводов были проведены много лет назад, этот диетологический подход до сих пор остается предметом жарких споров. Поэтому я предоставляю вам возможность самим судить, существует метаболическое преимущество или не существует. Лично я давным-давно нашел ответ на этот вопрос, изучив огромное количество научной медицинской литературы и основываясь на собственном врачебном опыте. Предлагаю вашему вниманию краткий обзор научной информации по данному вопросу.
Я понимаю, что многим из вас трудно понять язык научных статей. Простому человеку, плохо понимающему «медицинский язык», порой нелегко понять даже своего врача, если он использует медицинские термины. Тем не менее, я прошу отнестись к материалам этой главы со всей внимательностью, так как в ней содержится сжатое изложение наиболее интересных научных исследований в области борьбы с ожирением.
Прежде всего, я хотел бы выразить свою признательность двум блестящим британским ученым, Алану Кеквику и Гастону Пауэну. На протяжении 50—60-х годов XX в. Кеквик и Пауэн входили в число ведущих британских исследователей в области ожирения и неоднократно председательствовали на представительных международных научных конференциях. Профессор Кеквик возглавлял Институт клинических исследований и экспериментальной медицины при престижной лондонской клинике Мидллсекс; доктор Пауэн, биохимик, возглавлял отдел биохимических исследований этой же клинике.
В результате экспериментов* (проведенных вначале на мышах, а затем на людях, страдающих ожирением) Кеквик и Пауэн пришли к революционному выводу: рацион питания с низким содержанием углеводов и высоким содержанием жиров обладает метаболическим преимуществом по сравнению с традиционными низкожировыми диетами и так называемым «сбалансированным» питанием.
В начале 50-х годов Кеквик и Пауэн обратили внимание на многочисленные научные публикации, авторы которых исследовали эффективность различных диет. Как следовало из этих статей, скорость снижения массы тела
зависела от соотношения белков, жиров и углеводов в рационе. Кеквик и Пауэн провели собственное исследование на мышах, страдающих ожирением, и обнаружили, что ограничение калорийности рациона способствовало снижению веса лишь в случае, когда содержание углеводов в рационе было низким. Высокоуглеводная диета такой же калорийности практически не давала результатов.
После этого Кеквик и Пауэн повторили свое исследование на людях, страдающих ожирением, и пришли к аналогичным выводам. Суточный рацион в 1000 ккал, состоящий на 90% из белков, обеспечивал снижение веса со скоростью 270 г в сутки. Еще эффективнее оказалась диета такой же калорийности, состоящая на 90% из жиров: снижение веса составляло 400 г в сутки. Но когда тем же испытуемым назначили диету в 1000 Ккал, состоящую на 90% из углеводов, люди не только не похудели, но даже слегка набрали вес.
Дальнейшие исследования Кеквика и Пауэна показали, что так называемый «сбалансированный» рацион в 2000 ккал не приводил к снижению веса испытуемых, хотя те же испытуемые успешно теряли вес на суточном рационе в 2600 ккал, состоящем преимущественно из жиров при очень малой доле углеводов.
Несмотря на безупречную научную репутацию Кеквика и Пауэна, подавляющее большинство медиков встретили открытие ученых с недоверием, продолжая утверждать, что «калория — всегда калория». Скептики решили, во что бы то ни стало обезвредить «интеллектуальную бомбу», подложенную исследователями из клиники Миддлсекс.
Прежде всего, было заявлено, что быстрое снижение веса у испытуемых вызвано потерей воды. Однако исследования водного баланса, проведенные Кеквиком и Пауэном, свидетельствовали об обратном: потеря жидкости составляла лишь малую часть общей потери веса. На протяжении двух лет Кеквик и Пауэн изучали обмен веществ лабораторных мышей, измеряя количество углерода, выводящегося из организма животных с калом и мочой. При высокожировой диете из организма мышей выделялось значительное количество неиспользованных калорий в виде кетонных тел и органических кислот (лимонной, молочной и пировиноградной). В конце эксперимента ученые проанализировали состав тела лабораторных мышей и обнаружили, что в организме животных, сидевших на высокожировой низкоуглеводной диете, было намного меньше жира.
Самое интересное, что Кеквик и Пауэн, исследуя метаболическое преимущество низкоуглеводных диет на людях, обнаружили и выделили из мочи участников эксперимента вещество, которое получило название «мобилизующее жир вещество» (МЖВ). При введении лабораторным мышам это вещество вызывало в организме животных такие же процессы, как и низкоуглеводная высокожировая диета (быстрый распад жировой ткани, повышение уровня кетонов и свободных жирных кислот, а также, что важнее всего, увеличение выведения неиспользованных калорий с мочой и калом — с обычных 10% до 36%).
Кеквик и Пауэн приписывали МЖВ гормональные свойства. К сожалению, дальнейших исследований МЖВ не проводилось, но я надеюсь, что кто-нибудь из ученых решится повторить эксперименты Кеквика и Пауэна и глубже изучить феномен, открытый британскими учеными.
А теперь давайте перейдем к данным, полученным учеными из Оклендского военно-морского госпиталя. Фредерик Бенуа и его коллеги, находясь под впечатлением открытия Кеквика и Пауэна, решили сравнить эффективность высокожирового рациона, содержащего 1000 ккал и только 10 г углеводов, с полным голоданием (именно такой принцип организации эксперимента Кеквик и Пауэн считали наиболее эффективным), В эксперименте приняли участие семеро мужчин с весом от 103 до 130 кг. Ученые использовали имеющиеся в их распоряжении современные методики определения состава тела. За десять дней голодания пациенты похудели в среднем на 9,5 кг, но в основном за счет потери безжировой массы, а не жира (потеря жира составляла лишь 3,4 кг). Для сравнения: на диете с контролируемым содержанием углеводов снижение веса за этот же срок составило 6,5 кг, 6,2 из которых составлял жир. Задумайтесь: питаясь жирными низкоуглеводными продуктами, участники эксперимента потеряли почти в два раза больше жира, чем в результате полного голодания!
Параллельно Бенуа сделал еще одно важное открытие: режим сжигания жира, в отличие от полного голодания, не приводит к существенной потере калия. (Следствием дефицита калия в организме может быть сердечная аритмия, в тяжелых случаях приводящая к смерти).
Вы все еще сомневаетесь? Вот вам еще одно доказательство. Шарлотта Янг, профессор клинической диетологии из Корнуэльского университета, назначила страдающим ожирением молодым мужчинам три диеты с одинаковой калорийностью (1800 ккал), но с различной степенью ограничения употребления углеводов (30, 60 и 104 г/сут). Эксперимент продолжался девять недель. Находясь на диете, содержащей 104 г углеводов, испытуемые теряли в среднем 900 г жира в неделю (общее снижение массы составляло 1,23 кг в неделю). Для рациона в 1800 ккал совсем неплохо, но при ограничении употребления углеводов до 60 г/сут потеря жировой ткани составляла около 1,2 кг в неделю при общем снижении массы 1,4 кг в неделю.
Самой эффективной оказалась диета, в которой употребление углеводов было снижено до 30 г/сут. В этом случае, в отличие от предыдущих, в организме пациентов начался процесс липолиза, сопровождающийся кетозом. Снижение массы жира достигло 1,7 кг в неделю, причем на жировую ткань приходилось без малого 100% от Общей потери веса.
Результаты эксперимента Янг представляют собой классический пример действия метаболического преимущества. Именно оно, метаболическое преимущество, позволяет моим пациентам успешно бороться с ожирением. Такой же успех ждет и вас.
Прежде чем расстаться с Шарлоттой Янг, хочу кое-что сказать тем из читателей, кто уже пытался похудеть на низкожировой диете, содержащей до 60% (а иногда и больше) углеводов. В самом «либеральном» из рационов доктора Янг углеводы составляли всего лишь 35%. Результаты эксперимента Янг показали: чем больше углеводов в рационе, тем меньше теряется жира. Моя врачебная практика свидетельствует о том же.
К такому же выводу приходили практически все ученые, исследовавшие воздействие диет с различным содержанием углеводов. Вот почему ваша мучительная борьба с лишним весом до сих пор заканчивалась поражением.
Данные ряда других исследований свидетельствуют о том же: на диете с контролируемым содержанием углеводов можно потерять больше жира, чем на высокоуглеводной диете такой же калорийности, В частности, Ульрих Рабаст и его коллеги из Вюрцбургского университета на протяжении пяти недель изучали изменение массы тела у 45 госпитализированных больных»
И вновь проявило себя существенное метаболическое преимущество низкоуглеводных диет. При калорийности рациона 1000 ккал снижение веса у больного в среднем составляло 4,2 кг, при этом, как показало тщательное исследование водного баланса, потери жидкости были незначительными.
Девяностые годы стали временем повышенного интереса ученых к снижению веса с помощью контролируемого содержания углеводов. Результаты исследований, проведенных за последнее десятилетие, только подлили масла в огонь, предоставив массу доказательств реального существования метаболического преимущества.
Как сообщают исследователи из Глазго, за три месяца эксперимента женщины, страдающие ожирением, потеряли 6,5 кг на диете, содержащей 35% углеводов и 1200 ккал в сутки, и 5,5 кг — на диете, содержащей 55% углеводов и те же 1200 ккал. Как видим, снижение веса происходило достаточно медленно, хотя калорийность рациона была существенно ограничена. Вывод: для успешного похудания следует значительно ограничить употребление углеводов.
В трех других исследованиях проявление метаболического преимущества также было незначительным из-за недостаточно низкого употребления углеводов, но стоит сказать о двух вещах. Во-первых, во всех случаях наблюдалась однозначная зависимость: чем меньше углеводов в рационе, тем больше снижение веса. Найти материалы исследования, результаты которого свидетельствовали бы об обратном, поверьте, будет посложнее, чем встретить розового слона на улицах американских городов. Во-вторых, в двух из трех исследований было обнаружено существенное уменьшение факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов, ограничивающих употребление углеводов, чего не наблюдалось у пациентов, в рационе которых было много углеводов.
Осталось рассказать о последнем, пятом исследовании, результаты которого, опубликованные в 2000 г., в журнале «Journal of Adolescent Health», стали настоящим взрывом для медицинского истеблишмента. На протяжении трех месяцев ученые внимательно следили за питанием и состоянием страдающим ожирением взрослых, ограничивавших употребление углеводов без ограничения общей калорийности рациона. Результаты сравнивались с контрольной группой, членам которой была назначена низкожировая диета.
Как вы уже догадались, общее снижение веса на низкоуглеводной диете было значительно более существенным, чем на низкожировой. Калорийность рациона в экспериментальной группе, подсчитанная по окончании экспериментов на основании дневников питания, составляла в среднем 1830 ккал в сутки, в контрольной — 1100 ккал в сутки. Снижение веса на диете с контролируемым содержанием углеводов составило в среднем 9,8 кг, а на низкожировой диете — 4,1 кг, причем в экспериментальной группе наблюдалось значительное улучшение индекса массы тела по сравнению с контрольной группой.
Чем больше будет проведено подобных исследований, тем меньше останется противников низкоуглеводных диет
Метаболическое преимущество даст вам возможность употреблять более Калорийную пищу, чем на любой из низкожировых диет, и при этом достичь более существенных успехов в нормализации веса. Когда организм работает в режиме сжигания жира, он тратит больше калорий...
Читать полностью