Девяностый псалом имеет великую силу, эта молитва - мощное ограждение от любого зла, и от недобрых людей и от бесов.
90 псалом.
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы.
Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него.
Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка.
В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение.
Первый голос уверенно и утешительно возвещает:
Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится.
Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».
Второй голос во втором стихе подтверждает это:
- Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:
Яко Той избавит тя от сети ловчи…
В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих, как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время.
… и от словесе мятежна, т.е. злословия, клеветы.
Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися….
Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!.
оружием обыдет тя истина Его.
Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.
Не убоишися от страха нощнаго…, т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.
… от стрелы летящия во дни.
Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.
… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».
Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится.
Цифры тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.
обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».
Яко Ты, Господи, упование мое….
Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице
Вышняго положил еси прибежище твое.
Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам.
В последних стихах псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:
Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.