"Мастер и Маргарита" одно из самых популярных произведений 20го века. Это великая история великой любви, мистических проделок таинственного господина и его подручных.
Но вся эпопея развивается в сумасшедшем доме - вот такой сюрприз от режиссера. Поэтому до конца остается загадкой, было ли все на самом деле - или это вымысел больного мозга. И
Иван Бездомный, встретивший
Воланда на Патриарших прудах и сам Мастер - не что иное, как сон или вуаль, через которую наблюдаем происходящее. Общая концепция спектакля - показать предпосылки ДО и ПОСЛЕ происходящих событий.
Перед спектаклем, еще в гардеробе пальто у вас принимают гардеробщицы в медицинских халатах. Этим, как бы окунают нас в больничные дела. Декорации - это тоже больница. Все стерильно белое - и столы и стулья и пододеяльники - стены. Немного не по себе, но постепенно это все отодвигается назад, когда завораживает игра актеров. Алексей Вертков (Воланд) очень точно передал этот прекрасный, пленительный и вместе с тем зловещий образ. Это властный господин, его загадочность и обаяние - все это сыграно Вертковым настолько верно и прямо, что захватывает дух.
Мастер, Игорь Лизенгевич, в первой сцене войдет с балкона, вспрыгнет на кровать Бездомного, шепотом будет кричать ему в лицо, сожалея, что не он встретил Сатану
Длинные узкие кисти его рук будут озадаченно гладить лоб, беспомощно повисать в рассказе о прошлом. Но в нем пока не хватает испепеляющего электричества духа, того обнаженного внутреннего «провода», из—за которого он влюбляется с первого взгляда, пишет гениальный роман и терпит с ним катастрофу. Да, конечно, мы встречаем его в момент, когда он уже «сгорел», но абрис прежней личности должен же иногда проступать огненными буквами сквозь пепел. Лишь однажды в Мастере вспыхнет острое прежнее любопытство: когда Воланд предложит отправиться с ним…
Маргарита, которую сыграла Евгения Громова, в первой сцене не случайно явится в персиковом дамском пеньюаре. Позже ее разденут наполовину, и она уйдет в черно-белое свечение бала, второй акт проведет в простыне, стянутой вокруг груди. Ее сцена с Азазелло — из самых комичных в спектакле. Он в лампочках, со скрежетом на подъемнике вздергивается на высоту балкона: идет торг о загадочном иностранце и чудесном креме.
Но, похоже, режиссер не склонен наделять героиню силой женщины, ради любви вступающей в союз с дьяволом. В этой юной женственной Маргарите нет крупности характера, крупности чувства — того, что создало любовный миф...
Свита. Отличный ансамбль лихих ребят: чуть что — успокоят инъекцией, уложат на носилки, приберут отрезанную голову. Сеанс черной магии проводится на живом зале, без подсадных. Так, неожиданно блеснул человек из публики, оказавшийся на пути свиты Воланда.
Его спросили, где он провел ночь, и без промедлений проверили правдивость ответа: «дома».
Гелла крепко связала два платка, обвязала ими шею зрителя, потянула с Коровьевым в разные стороны — и оп! — между платками возник веселый красный лифчик.
В зал посыплются деньги («часть иностранной валюты является подлинной!» — прогнусавит Фагот). На просьбу дать денег Бегемот немедля получит купюру от ректора ГИТИСа, заберет себе, и едва соберется вернуть — деньги ярко вспыхнут и сгорят на глазах зрителей. Вершиной сеанса становится трюк с отрыванием головы Жоржа Бенгальского — несчастного сунут под стул, оторванная голова вырастет из письменного стола на другом конце сцены, а по мановению Воланда вернется на место. Блестящий номер артистов-близнецов Алексея и Андрея Самойловых проходит с цирковым драйвом.
Булгаков. Кто мог предсказать, что сын профессора духовной академии, в солнечном киевском детстве читавший молитвенное правило с Символом веры, став взрослым, развернет фразу «... Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшего в третий день по Писанием...» в один из самых знаменитых русских романов ХХ века?..
Возможно, лишь те силы, которым он посвящен.
Булгаков был послан во время, чтобы сохранить исчезающий в его прибое словесный слепок погибшего мира. И никто в русской прозе ХХ века не сделал это так мощно и талантливо. Он умер, когда поручение было исполнено, закатный роман, главное послание веку, почти завершен. Но схождение разных редакций финала до сих пор оставляет ощущение избыточной многослойности. Так и в спектакле.
Воланд, возносясь во тьму, укажет вектор последней справедливости: «по этой дороге, о, трижды романтический Мастер, по этой…»
«Боги, боги мои, как грустна вечерняя земля…» произнесет прощально Мастер, подопрет голову рукой и застынет, глядя в зал. Точно так, на одной из предсмертных фотографий, подперев голову рукой, в знаменитой шапочке, лежит Михаил Булгаков, уже неузнаваемо измененный болезнью, перед вознесением в вечность.
И последними словами романа становятся «Ты свободен!»
Студия Театрального Искусства находится по адресу: Москва, ул. Станиславского, 21, стр. 7, метро "Таганская" или "Марксистская"
Сходите, не пожалеете!
Очень интересный и неординарный спектакль.
Пока нет комментариев.