На любых этапах жизненного пути человек встречает множество препятствий. Путь к Царству Небесному тернист и требует огромных усилий. И если не проявлять крепости духа и твердости воли, то всегда найдется достаточно причин, чтобы не ходить в церковь, не молиться, не поститься.
Мы не должны забывать, что голыми явились на этот свет и перед Господом всегда остаемся таковыми. Наше одеяние лишь Божия благодать. Если не облачимся ею и не примем Христа в свое сердце, легко можем стать жертвой вечного врага человека – повсюду рыщущего диавола.
Мы должны помнить, что в этой сложной жизни мы, христиане, словно агнцы среди волков.
Кто вытерпит до конца, тот спасется. Однако терпенье терпенью рознь. Христианин должен быть терпеливым, но при этом и деятельным противником всякой несправедливости и зла.
Сомневающийся человек не доверяет Богу, до конца не вверяет себя духовнику, думает, что, возможно, во всем этом кроется какой-то подвох. Ему тяжело даются молитва, исповедь, достойное причащение; он топчется на месте. Но надо помнить: если уж начал путь к Господу, не должен возвращаться более к прежней жизни, ибо там встретит диавол, и придется платить ему немалую дань.
Глупости и греховные помыслы и так, без особого труда, приходят на ум. Главное для христианина – собраться душевными силами, чтобы появилась способность правильно мыслить, думать глубоко, анализировать, осознавать свои грехи, углубляться в веру. Все это, конечно же, требует определенных усилий.
Каждодневно мы сталкиваемся с различного характера злом, много грязного и нечистого прилипает к нам, и эту грязь мы обязательно должны смыть, избавиться и освободиться от нее.
Многие люди, приходя в церковь, больше обращают внимание на земное, нежели на возвышенное. Случается, увидит человек что-либо, по его мнению, отрицательное, и оное так подействует на него, что он впадает в нигилизм, отрицание Бога, безысходность и скептицизм. Однако будет лучше, если в этот момент человек задумается о собственных грехах и строго спросит себя: разве сам я совершенен?
Не надо требовать от других большего, чем требуешь от себя.
Не осуждай других! Допустим, кто-либо из церковных лиц не является совершенным, ошибается и даже грешит. Разве из-за этого можно, обобщая, осуждать всю Церковь? Из-за ошибки одного человека, да хотя бы и нескольких, даже если они в священном сане, разве можно делать вывод, что все в Церкви показное и нет тут ничего возвышенного?
Такие мысли приводят человека к богохульству, он серьезно начинает сомневаться в существовании Бога и в результате впадает в безысходность. Это очень опасно.
Люди часто думают, что времени у них еще много и как-нибудь потом, позже они успеют раскаяться в грехах, потому они мало беспокоятся о каждодневных своих многочисленных прегрешениях. Это большое заблуждение и ошибка. К сожалению, мы не в достаточной мере ценим таинства, данные нам Богом, говоря: «Ничего, еще успеется; не сейчас, чуть позже начну жить по-христиански; потом раскаюсь во всем, потом спасусь, пока рано, времени еще много».
Для духовного возрастания человека огромное значение имеет богослужение. Оно определяет нашу жизнь, укрепляет наши силы. Во время Божественной литургии человеку дается такая благодать, какой он нигде не сможет получить. Вот почему для христианина является обязательным присутствие на богослужении.
Только в церкви вы сможете получить силу, духовную поддержку, содействие, каких не обретете дома, сколь бы усердно и много вы ни молились. То, что свалит неверующего человека, верующего лишь слегка согнет, после чего он опять выпрямится; то, что для неверующего становится преградой и соблазном, для верующего является средством духовного роста и укрепления; то, что ослабляет неверующего, верующему придает силы.
Мы должны трудиться, молиться, исполнять Божии заповеди и церковные наставления и правила. Многим эти правила и обряды кажутся скучными, ибо их исполнение требует больших усилий и напряжения воли. Ни на секунду не должно забывать, что в Церкви мы встречаем всемилостивейшего и всесильного Господа, Которому поклоняется весь мир, пред Которым склоняют головы все существа в небесах, на земле и под землей.
Наша Церковь – мать и отец нам. Мы все обязаны помнить об этом. Однако многие современные люди, к сожалению, забывают это и сознательно совершают грех, вовсе не беспокоясь о том, что станет с их душами. Разве заботится о спасении своей души и любит себя человек, который запросто совершает такой страшный грех, как прелюбодеяние?
Человек, которому свойственны гордыня, корыстолюбие, зависть? Конечно же, нет! А ведь в большинстве случаев человек прекрасно понимает, что поступает плохо, грешит; он сознает, что красть, ругаться, завидовать – плохо, но, тем не менее, не останавливается и осознанно совершает зло.
Выходит, ему все равно, что станет с его душой, он махнул рукой на самого себя? Но ведь не может быть, чтобы и при совершении злого дела внутренний голос человека не укорял его, не протестовал, не говорил, что это плохой поступок!
Каким бы злодеем ни был человек, в нем до конца все же не уничтожены образ и подобие Господа. И это уподобленная Господу суть человека будет терзаться грехом, мучиться и в конце концов сможет привести его к раскаянию.
Конечно, больше спросится с того, кто знает, что тот или иной поступок является большим злом и грехом, и все же совершает их, ибо его действия умышленны и осознанны. Однако и незнание не освобождает от ответственности за совершенные грехи.
Внутренний голос – совесть – подсказывает каждому человеку, что то или иное конкретное действие является грехом и не угодно Господу. Поэтому никто не должен думать, что, вот мол, я не знал, что этого нельзя было делать, и по незнанию поступил так. Внутренний голос всегда указывает, что является угодным Господу, а что – диаволу.
Протоиерей Георгий Схиртладзе
Вот как-будто для меня написала.... Очень во время для меня!