ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.
Кто такие гиперативные дети? Причины ее возникновения. Как помочь своему ребенку и его родителям. Всегда ли виновато воспитание или есть другие скрытые причины гиперактивности. Этими вопросами задаются родители, столкнувшиеся с этой проблемы.
Детям, которые наблюдаются у невролога, ставятся диагнозы ММД (минимальная мозговая дисфункция) или СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивность). Этот диагноз не означает, что ребенок отстает в умственном или физическом развитии, просто процессы, протекающие в их голове, заставляют детей быть такими, какие они есть.
Причины гиперактивности:
Органические поражения головного мозга в период внутриутробного (гипоксия плода) и патологические роды (стремительные или затяжные) могут привести к гипердинамическому синдрому. Наследственный фактор, если кто-то из родителей страдал синдромом гиперактивности. Гипотеза о том, что причиной этого синдрома является пищевая аллергия не подтвердилось в процессе испытаний; важны также социальные факторы, от которых зависит отношение окружающих к таким детям.
Как же определить является ваше чадо гиперактивным или у вас просто активный ребенок.
Признаки гиперактивности:
-ребенок постоянно двигается: бегает, прыгает, что-то хватает, кидает, мнет, вертит пуговицы когда наконец-то устает, то не перестает двигаться, а начинает плакать;
-его невозможно уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладает над процессами торможения;
-не может сосредоточиться на чем-то одном. Например, вы решили с ним почитать, поиграть мозаикой, собрать пазлы, его интерес пропадает через несколько минут и он берется за другое дело, которое тоже оказывается незаконченным;
-он не управляем, иногда, кажется, что для него не существует запретов, правил поведения и общения;
-у ребенка частая смена настроения; он не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь и споря;
-он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду, и в школе и на улице. Такой ребенок активен везде.
-зачастую он агрессивен, не терпелив, всегда хочет быть первым, не может договариваться с другими детьми, очень тяжело переживает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.
Эти особенности вызывают много нареканий и жалоб у воспитателей детских садов, учителей. Такому ребенку более других грозит неприятие. Такие дети были всегда, только теперь на них стали обращать больше внимание.
Но можно увидеть в нем и хорошие стороны. Это творческие дети и нужно помочь ребенку развить эти способности, будь то рисованием, лепкой и др. Их интеллектуальные способности бывают выше, чем у других детей, но их «плохое» поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели, учителя, не увидели в нем его талантов.
Родители таких детей чувствуют безысходность, непонимание и осуждение окружающих. Они остаются наедине со своей проблемой
Советы по воспитанию гиперактивного ребенка
1. Чаще хвалите своего ребенка.
Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.
2. Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. Например, вы начали разукрашивать рисунок, и ребенок вскоре потерял интерес, то вернитесь к этому занятию позже.
3. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.
4. Домашние дела делайте вместе с ребенком. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, приберет в комнате и т. д. Главное делайте вместе с ним.
5. Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. У таких детей часто занижена самооценка. Оценивайте поступок, а не его личность, т. е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разбирайте поступок.
6. Придерживайтесь распорядка дня. И родителям и ребенку от этого только будет лучше. Ребенок запомнит последовательность и каприз станет меньше.
7. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Здесь имеет сила внимания: то на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. Например, вы можете сказать: опять комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в комнате. Таким образом, родителям необходимо научиться сосредоточивать внимание на том, что хотят они получить от ребенка и ребенок должен это знать.
8. Как можно меньше в речи используйте частицу «не». Если ребенок дерется, вы сосредотачиваетесь на том, чего вы ожидаете от него. Например, вы хотите, чтобы он играл с другими детьми или чтобы он играл с младшим братом. Будьте конкретны и говорите это ребенку.
9. Возьмите себе в помощники психолога и невропатолога, чем раньше вы это сделаете, тем больше пользы будут и вам и вашему малышу. Сами изучайте психологию общения. Существует ряд процедур, снижающих нервозность, например, электросон, светотерапия, принятие солевых ванн.
10. В общении с ребенком используйте приемы невербального общения. Чтобы расположить к себе собеседника, необходимо показывать за, между прочим ладони, протягивайте к нему руки ладонями кверху, при разговоре руки должны двигать только вертикально и не пересекаться. Контакт «глаза в глаза». Если что-то объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Другие жесты расположения: прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение. Все жесты действуют на подсознание.
11. Искренне радуйтесь успехам ребенка.
12. Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине просмотр мультфильмов, то и не меняйте своего решения.
13. Очень хорошо, если вы с ребенком будете посещать кружки, где идет совместная работа ребенка и родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка.
14. Читайте детям книжки, как бы это банально не звучало. Приучать к чтению нужно с раннего детства. Пока ребенок еще мал, выучите потешки, маленькие стишки на каждое действие, читайте сказки. Начинайте по вечерам перед сном по 10 мин. Даже если ребенок уже умеет читать, все равно не забрасывайте это занятие.
Из еще одной статьи.
Факты и вымыслы о СДВГ
Вымыслы: Все дети с СДВГ в конечном счете "перерастают" это.
Факты: Приблизительно у 60% детей с диагнозом СДВГ симптомы продолжают проявляться и в зрелом возрасте.
Вымыслы: СДВГ – это не медицинское состояние.
Факты: СДВГ - медицинское состояние, связанное с химическим дисбалансом в мозгу. Это официально признано ведущими медицинскими экспертами и учреждениями, в том числе министерством здравоохранения США, американской психиатрической ассоциацией и другими.
Вымыслы: Виной СДВГ является плохое воспитание.
Факты: Национальный институт психического здоровья заявляет, что ученые находят все больше подтверждений тому, что СДВГ не вызвано домашней окружающей средой, а имеет биологические причины.
Вымыслы: У людей с СДВГ всегда есть проблемы с концентрацией внимания.
Факты: Иногда люди с СДВГ суперсосредоточены. Они фокусируют свое внимание на одном предмете и игнорируют все остальное вокруг них.
Вымыслы: СДВГ страдают больше мужчин, чем женщин.
Факты: В детском возрасте соотношение между мальчиками и девочками - 4:1. В зрелом возрасте женщины часто не диагностированы, но почти одинаковое число женщин и мужчин обращаются за помощью и лечением.
Вымыслы: СДВГ можно лечить только лекарствами.
Факты: Многомодальное исследование лечения детей с СДВГ, проведенное национальным институтом психическом здоровья, изучило около 600 учеников начальной школы и пришло к заключению, что самыми эффективными методами были строго контролируемое медикаментозное лечение и лечение, сочетающее поведенческую терапию и лекарства.
Зато наши гиперактивные дети настолько интересны и уникальны!!! Не устаю удивляться, восхищаться, а иногда умирать от смеха, глядя на подобных детей. ЭТО СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ПОТЕРПЕТЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ИХ ВЫХОДКИ! Они, бедняги, иногда сами от себя устают.
Так что - ТЕРПЕНИЯ нам, а нашим детям - ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И ПОНИМАНИЯ!!!
Большого нам терпения!!!
У него самая главная проблема - эмоции: постоянный негативизм, упрямство....психует ужасно по любому поводу.
Вот и докатились, что учительница предложила - не пойти ли нам на домашнее обучение.....под предлогом, что его вспышки пугают других детей и это очень напрягает родителей......
Егорыч подрался с мальчиком, которого воспитывает бабушка (мама кажется в Москве живет). Бабушка его слишком опекает - по пол-дня в школе торчит....Мой говорит, что мальчик очень жадный, приносит дорогие игрушки в школу и не только не разрешает поиграть, но и посмотреть.....
Бабушка вместо того, чтобы поговорить со мной решила, видимо, качать права на собрании.
Учительнице я еще к осенним каникулам приносила статьи о СДВГ (из 16 чел в классе, я знаю, что подобные проблеммы еще у двух девочек и, как минимум, у двух пацанов). Она разрешает ему выходить из класса, чтобы передохнуть.....но перемены у первоклашек с остальными не совпадают, да еще учительская напротив их класса, вот его кто-нибудь и возвращает все время в класс.....
Плохо, что в школе нет психолога....
Через год младшему туда же. А у него другая песня - бурная фантазия, весёлый и жизнерадостный, но......с памятью плохо, еле-еле запоминает цифры, буквы..... пока сидели три месяца на больничном "улетели" все звуки, сейчас логопед начала практически с начала....и те же эмоции.....
Я переодически успокоительные вместе с ними пью.
Марина,мне кажется что в нашем случае психолог не поможет. (если только нам самим он нужен,для моральной поддержки.)
Я один раз вообще отчаялась,и повела свою к психиатору( вот тогда я и узнала что у нас СДВГ). Он сказал,что нам помогут таблетки Санопакс. И еще прописал нейромультивит. Пить таблетки сказал,надо постоянно. Но эффекта я большого от них не вижу. В школе она ведет себя паинькой,а дома...туши свет. А вы какие успокоительные пьете?
А учителя,(мне кажется)посылай лесом.
Есть хороший сайт с форумом - "Наши невнимательные гиперактивные дети", там много интересного - http://www.sdvg-deti.com/?sid=abc4d3821d83463f738b79d22601fe29
В общем,никакого понимания и поддержки. Как в тылу врагов.