Виа феррата - в переводе с итальянского - железная тропа.
"Официально самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 г. в австрийском горном массиве Дахштайн. В Италии, во время 1-й Мировой войны, боевые действия против австрийцев велись в Доломитовых Альпах – горах, зачастую, неприступных. Для ведения боевых действий нужны были надежные ходы сообщения – в скалы вбивались металлические скобы, крепились железные тросы и лестницы. Именно оттуда пошло и название – «виа-феррата», железная дорога".
(Ист. ski.ru)
Позже, в 90-х годах 20-го века случился настоящий "бум" феррат в Европе. Стали строить многочисленные трассы, разной степени сложности. Сейчас в Европе более 1000 трасс разной степени сложности. Как и в скалолазании - шкала сложности у разных стран разная
Могут быть и буквенные обозначения и цветовые. Так, например: красная феррата - это маршрут средей сложности (для людей просто с хорошей физ. подготовкой). Есть красно-черные ферраты, есть черные - это уже уровень очень сложный. Есть спортивные, а есть полный экстрим.
"Самостраховка осуществляется посредством универсальной страховочной системы (беседки) и «комплекта самостраховки для виа феррат», состоящего из динамической верёвки или стропы, амортизатора рывка (шок-абсорбера) и двух специальных «ферратных» карабинов, надеваемых на страховочный (металлический) канат".(Ист. Вики).
Вики скромно умолчала о шлеме. Шлем - практически непременная атрибутика феррат.
Ну и главное правило на ферратах: страховочный трос имеет пункты перестегивания карабинов. Их два. Сначало перестегивается на следующий трос один карабин, потом второй. Ни в коем случае не перестегивать сразу обв!
Мы с мужем готовились к ферратам давно. И спортом. И закупкой необходимого страховочного оборудования (кстати, покупали все на ebay, так как в русских магазинах и выбора толком нет, и цены завышены даже не в 2 раза. В три, как минимум
). Помните, я хвасталась, как мне приехала обвязка и карабины?
Вот не похвасталась, каюсь, невероятным шлемом - складным!
А еще мы смотрели много видео и готовились морально.
Частая опасность на ферратах, которые проходят обычно на большой высоте это ощущение пустоты.
Забавно, что само это понятие существует только в иностранной интерпретации, его сложно объяснить, но ты его узнаешь
Это... не головокружение от высоты. Это некий ступор, который может настигнуть на определенном участке. Когда человек тупо замирает и не может двинуться. Не может себя заставить.
В русской интерпретации встречала термин "блокировка", но там этот термин относят не только к психологическому ступору, но и физическому, когда тело больше не может сделать и шага не только по причине психологического ступора, но и не рассчитанных сил - когда мышцы просто уже не способны к работе. Большинство снимаемых вертолетом с феррат людей попали из-за пустоты.
Ну вот, с ликбезом закончили?
Пора отправляться на феррату
Высота Молезона - 2002 метра. Набор высоты по феррате примерно 400 метров. Обычно на это уходит около 3-х часов.
Феррат на Молезоне две: La Face и Le Pilier. Они даже начинаются с одного места - La Face - направо, La Pilier - налево.
Вот как это выглядит на схеме:
Чтоб не перепутали на месте - есть таблички с забавными комиксами о необходимости шлема.
La Face - феррата красно-черного уровня. Т. е. довольно высокий уровень сложности. Le Pilier - считается ферратой уровня интермедиэйт. Средней сложности. И именно туда мы и отправились. Первая же феррата
Если серьезно: никогда не знаешь, как поведет себя психика на такой высоте. И не переоцениваешь ли ты свое тело?
Тело мы не переоценили. А вот психика... было очнь интересно
Лезем.
Альпийские "одуваны"
Первый раз было страшно на боковом проходе. Там сверху нависание скалы, и тебе приходится полностью довериться троссу. То есть откинуться спиной назад в пропасть и идти так. Страшно...
Попадаются места с отрицательным уклоном, где реально нужна сила рук и ног. И просто места где - не смотреть вниз!
Больше всего бесило, когда ты лезешь, забывая про перестежку карабина. И в определенный момент - она тебя резко дергает вниз...
А рукой уже не достать - нужно спуститься. В некоторых местах вообще приходится "брать карабины на плечо", так как трос загибается и карабины застревают в изгибе, не скользят дальше...
Я уже мокрая, как мышь...
К вопросу о психике: я ужасно боюсь насекомых. А на скалах они живут. Еще как. Берешься за скобу, а тебе по пальцам вальяжно пролезает косиножка.
И знаете что? В обычной жизни я бы заорала и отпрыгнула. А тут: ну передергивает, но тебе не до него. Тут твоя жизнь, вся, целиком - на скале. Ты не можешь испугаться и отшатнуться. Это может стоить очень дорого. И психика адаптируется под это.
Отдыхаем и фотографируем часто. Смотрите, где уже станция фуникулера:
А вот снизу вылезает муж
А красота невероятная:
Муж, отдыхая, машет кабинке кейбл кара.
И просто валяется
А я опять фотографирую цветочки
Но отдыхаю тоже
Ближе к концу ферраты встречается котелок с блокнотом и ручками - для тех, кто хочет написать впечатления.
Мы не смогли, блокнот исписан по самое не могу
В целом - лезть легко. Адреналин плещет в крови, не страшно. Испугалась только раз, когда муж, следующий за мной, случайно ушел на черное (очень сложное) ответвление. Я чувствую - его нет сзади и не слышно. А я как раз вишу на сложном участке, свистит ветер, я прижимаюсь к скале и до боли в пальцах вцепляюсь в железные скобы... и зову мужа. И вдруг получаю отклик не снизу, как должно быть - а сбоку! И понимаю, что он ушел на черную. Случайно. Не заметил предупреждающих табличек.
Я ему кричу об этом, а мой любимый (ну здесь другие эпитеты были, но вы поняли), вместо того, чтоб долезть и выйти на тот же участок, где находилась я, но чуть выше - отправился назад, так как не был уверен, что они соединяются. Я чуть не поседела
С остановкамии на отдых и фото, мы преодолевали феррату больше 3 часов.
Вот увидели табличку, от которой чуть не заплясали от радости на краю обрыва! Осталось всего 75 метров!
Ага, да... кто сказал, что эти 75 метров будут легкими?
И, наконец, мы вылезаем к кресту на отроге Молезона.
Видна станция кейбл кар. Но до нее еще надо проползти по хребту.
Вот оттуда мы вылезли, мда...
Время отдыхать, снимать карабины и обвязки. И просто зачарованно смотреть вниз.
Конечно, на кейбл кар, который заканчивает работу в 18 часов, мы опоздали. Стартовали феррату около 15.30, закончили около 19.00. Фуникулер не работал тоже. Пешком с горы и до Грюйера!
Жадно приникаю к коровьей поилке, вода уже закончилась в бутылках.
Спускаемся долго. Успевает стемнеть.
Вечером в лесу на дорожки и тропинки выползает огромное количество удивительных слизней.
Только и смотри под ноги, чтоб не подавить...
А коровки укладываются спать и недоуменно, сонно таращатся на нас.
К деревне у подножия Молезона мы вышли около 10 вечера. А оттуда нам предстояло идти еще 6 км. до Грюйера.
И мы пошли, куда ж деваться?
Лично я еле ногами двигала... пока не присела под кустик... только присела... и на меня что-то большое поломилось из леса. Я даже штаны не успела натянуть, побежала так, что только пятки сверкали (попу в процессе бега успела прикрыть
). После очередной нервной встряски даже силы появились (и писать расхотелось
)
К 12 ночи мы уже были в Грюйере. По пути (зная, что рестораны все закрыты, и ужинать нам не суждено) завернули к автомату на станции: накупили каких-то снеков и питья. Съели все это в номере, глядя молча друг на друга ошеломленными счастливыми глазами, в которых все еще плескалось стальное море скал и зеленое - лугов...
З. Ы. Я влюбилась в ферраты. Это непередаваемый восторг. Адреналин! Работа всех мышц, усталость дикая... но внутри - ты летишь! Переживаешь это снова и снова внутри себя... и летишь... снова и снова...
Спасибо за пост, огромное спасибо!
У меня, просто даже от просмотра фотографий мурашки по коже, а в живую это пережить
Ты горная кошка - пума!!
Твои эмоции и впечатления прекрасны!
Ты не зря занимаешься так много, не подготовленным, там не место
Эта феррата средняя по тяжести, проходима, но без подготовки, ты права, тяжело
Потрясающе!!!
Вы - супер!!!
Вам там еще и рядышком трассы найти можно
Ну там не совсем по скалам, все-таки почти везде есть скобы
Дух захватило с первых фото - от красоты и от простора!
Горы - это и напряг и релакс! Молодцы!!!
Фотопост обалденный!!!
Браво!!
Состояние, когда боишься чего-то (насекомых), а тут концентрируешься и не отдергиваешь руку - Сознание собственной силы.
Да, с насекомыми было очень интересно. В недавней поездке на скалы в этом убедилась.
И написано с большой теплотой и любовью
Спасибо за то, что поделились с нами своими впечатлениями!
Надеюсь, и следующая феррата не оставит равнодушной
С мужем оба любим физическую нагрузку и яркие впечатления
А если не касаясь этой конкретной темы, то, в остальном, все потрясающе круто))), виды сумашедшие совершенно!, хочется оказаться на вершине (с помощью фуникулера, конечно))) с сильным биноклем и рассматривать эти бесконечные виды))). И еще хочется пройтись по этим горным лугам и лесам, надышаться ими... Сказка)))
Как? Я не знаю. Искали в разных источниках, но объяснение так и не нашли - каким образом сорвался.
Как-то сумел. При исправном страховочном оборудовании - это сложно представить. Возможно косяк самой ферраты. Но человек шел в группе, и группа вся благополучно преодолела участок
Про несчастные случаи - на аттракционах их больше, чем на ферратах. Но снимают вертолетом со сложных феррат частенько. Люди иногда себя переоценивают. Об этом я тоже еще расскажу. Видимо уже после Парижа.
Я и на атракционы, как ты наверное догадываешься, не хожу)))
Ну кроме, американских потрясающих 4D. На Гарри Поттера я ходила 2 раза, потому что это нереально. Это до того техника дошла, что ты без всяких очков, сидя в кресле, видишь все, как наяву, и чувствуешь так же. Потрясающий экспириенс. Абсолютно не страшный, безопасный, но погружающий тебя в сказку с головой. До Америки - я не знала, что такое настоящие аттракционы. Просто представь себе: ты просто сидишь в кресле. А под ногами у тебя поле для игры в квиддич. Меня почему-то именно это ощущение срубило напрочь. Вот ты сел в кресло, вот чуть проехал... очков нет. Но ты смотришь и видишь под ногами чертово поле. Реальное до дрожи в руках. Да как??? реально настолько, что хочется плакать, когда выходишь с аттракциона.... и вернуться. Обязательно.
Вагонетка - это все-таки в темноте, а тут ты на свету
Ты читала мои посты о Рорайме? На нее поднимались люди, которым было за 70