Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)
Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
В Соборовании может участвовать и здоровый человек, если у того есть душевные страдания, раны, мучения. Считается, что только Бог способен излечить то, что не видит никто. А потому в Русской Православной Церкви появилась традиция, участвовать верующим в этом Таинстве хотя бы один раз в год.
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
Исповедуются перед Соборованием. Информации о том, насколько часто нужно причащаться после Соборования не указано, но считается, что это нужно делать в ближайшее время. Некоторые идут причащаться на второй день после Елеосвящения.
Причаститься можно и в другие дни, только если человек живет истинно христианской жизнью, и Таинство совершает регулярно. А вот тем, кто причащается редко, не стоит забывать о рекомендациях Русской Православной Церкви касательно причастия после Соборования.
Я собираюсь в этом году на Соборование... И если я раньше ( а я несколько лет соборуюсь в Храме, один раз в год) вначале исповедовалась, причащалась, а потом только соборовалась, то теперь у нас в Храме по четвергам на вечерней службе исповедуют, а после службы проводят Соборование... А причаститься нужно в другой день...
А вы собираетесь собороваться?..считаете ли вы это важным для себя?...
Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам...
Читать полностью
Наш Храм предоставляет такую возможность только один раз в году и если у меня получилось приехать,то живу целый год с чувством уверенности в защите ,под охраной Ангелов.Это ж Благодать! Молю Господу чтоб у меня и этом году получилось поехать 22 марта(как раз день Сорокомучеников).Еще беру и бутылку с оливковым маслом и пшеницу
Соборовалась уже несколько раз -на дому,болею,на улицу не выхожу совсем,-но раз в год..Исповедуюсь,причащаюсь чаще-по возможности.Муж ходит в церковь-на службу практически каждую неделю.Соборуется-раз в год.исповедуется каждую неделю,причащается раза 2 в году-всегда к этому подходит сознательно.Маму перед кончиной соборовали и причащали на дому.Масло всегда Батюшка оставляет,уж когда совсем тяжело бывает-пользуюсь маслицем!.Считаю -это очень нужным!Считаю,что Господь сам все расставит на места после соборования!
Я соборовалась в прошлом году , это было в первый раз. Сказать, что больна телесно, скорее нет , тут больше подходит "а кто сейчас здоров". Я соборовалась по причине своей душевной болезни. Уже позже немного читала про соборование , на своем любимом сайте азбука вера нашла .... словом сейчас уже не могу найти , а по памяти воспроизводить не стану) но смысл таков "если ты не болен , то зачем? " Пока придерживаюсь этого мнения.
Вот не совсем то, что искала , но тоже с сайта азбука веры
Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей и прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
Прообразом для установления Таинства Елеосвящения являются слова из Евангелия по Марку (Мк. 6:13) о том, что ученики Христовы: «многих больных мазали маслом и исцеляли». Основное свидетельство установления Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты, указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит», церковносл. – «воздвигнет» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В современном чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни». Такая причина как «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», которой пытаются оправдать коллективное массовое соборование людей, представляется лукавством. Под тяжелой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или прикует в ближайшее время, как например, диагностированная онкология) или настолько расслабляет его, что он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви. Думаю, что Соборование полезно и для страдающих алкоголизмом и наркоманией, ведь это не только страсть, но и психо-физическая зависимость, пленяющая человека.
Священник Евгений Горячев: «Если я свой грех осознаю, на какой бы стадии своего духовного развития я не был, я обязан его высказать. Если я что-то забыл, не стоит мне переживать на это счет. Если Богу будет угодно, он напомнит мне об этом грехе. Поэтому человеку в здравом уме и трезвой памяти прибегать к этому Таинству для того, чтобы грехи, которые он не помнит, снялись бы, очень неправомочно. Чтобы не было соблазна видеть в Соборовании некий аналог исповеди, который отпускает человеку грехи, апостол Иаков прибавляет: «исповедуйте друг другу прегрешения». Исповеди в нашем понимании еще нет, но чтобы не было желания прощать получение грехов через вот такое магическое действие елеосвящения, апостол Иаков напоминает эту необходимость личного покаяния. И вот эти тезисы, на мой взгляд, ключевые, несмотря на то, что чинопоследование очень изменилось»[9].
Вот именно, поэтому сначала исповедуются, затем соборуются, а заканчивают причащением. Таков порядок.
Многое изменилось с Евангельских времён , но верующий человек не обсуждает, а принимает участие в церковных таинствах и по вере своей получает. Так было, есть и будет.
Наш батюшка сказал, что соборование- это Таинство Таинств. К нему прибегают для раскаяния в грехах, которые не можешь вспомнить, когда исповедаешься. Тогда можешь получить прощение через соборование. Если облегчение в здоровье , жизненных ситуациях не приходит и после соборования, нужно принять это как Божью волю и смириться. Собороваться если нет особой потребы можно 1 раз в году. Спаси Господи, не дай ввести людей в заблуждение.
Считаю очень важным событием. Сожалею, что не знала об этом, когда были родители живы. Мамочку соборовали 1 раз.Но я тогда совсем не понимала, что это. И папу надо было бы, когда они уже в возрасте были. Теперь дочь не могу уговорить. Ей очень нужно.Пусть Боженька направит.
Вот не совсем то, что искала , но тоже с сайта азбука веры
Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей и прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
Прообразом для установления Таинства Елеосвящения являются слова из Евангелия по Марку (Мк. 6:13) о том, что ученики Христовы: «многих больных мазали маслом и исцеляли». Основное свидетельство установления Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты, указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит», церковносл. – «воздвигнет» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В современном чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни». Такая причина как «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», которой пытаются оправдать коллективное массовое соборование людей, представляется лукавством. Под тяжелой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или прикует в ближайшее время, как например, диагностированная онкология) или настолько расслабляет его, что он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви. Думаю, что Соборование полезно и для страдающих алкоголизмом и наркоманией, ведь это не только страсть, но и психо-физическая зависимость, пленяющая человека.
Священник Евгений Горячев: «Если я свой грех осознаю, на какой бы стадии своего духовного развития я не был, я обязан его высказать. Если я что-то забыл, не стоит мне переживать на это счет. Если Богу будет угодно, он напомнит мне об этом грехе. Поэтому человеку в здравом уме и трезвой памяти прибегать к этому Таинству для того, чтобы грехи, которые он не помнит, снялись бы, очень неправомочно. Чтобы не было соблазна видеть в Соборовании некий аналог исповеди, который отпускает человеку грехи, апостол Иаков прибавляет: «исповедуйте друг другу прегрешения». Исповеди в нашем понимании еще нет, но чтобы не было желания прощать получение грехов через вот такое магическое действие елеосвящения, апостол Иаков напоминает эту необходимость личного покаяния. И вот эти тезисы, на мой взгляд, ключевые, несмотря на то, что чинопоследование очень изменилось»[9].
Многое изменилось с Евангельских времён , но верующий человек не обсуждает, а принимает участие в церковных таинствах и по вере своей получает. Так было, есть и будет.