Многие обычаи русов сложились в дохристианскую эпоху. Христианство не смогло полностью уничтожить традиции и воззрения язычников. «Я-зыч-ество» произошло от тех, кто про себя говорил: «Аз зычу естество» - «Я громко говорю суть». «Зычный» - громкий, раскатистый, звучный, голосистый.
Наиболее древней формой пояса-оберега можно считать нательный матерчатый пояс, который надевался сразу после рождения и носился прямо на теле под одеждой. Пояс не полагалось снимать даже в бане, чтобы не предстать беспомощным пред «бесами».
«Человек безпоясный есть человек доступный тёмным силам. Кикиморы всего чаще похищают детей, когда они ходят без пояса».
Позднее роль оберега стал выполнять пояс, надеваемый поверх одежды.
То есть, кроме нательного, носили и второй пояс – поверх одежды. «Чтобы злой дух не вселился в тебя, и душу не унесла нечистая сила, нужно плотно притянуть душу поясом к телу. И не ходить распоясанным».
На Русском Севере пояс считался священным предметом и талисманом против нечистой силы. И там же отмечен обычай венчаться в неподпоясанном сарафане, так как «священник не разрешал венчаться с поясом». Однако, исподку (рубаху под сарафаном) невесты всё равно подпоясывали.
Женщины после родов носили длинный пояс (иногда до 5 метров), несколько раз обёртывая его вокруг талии.
В русских селениях Забайкалья пояс туго охватывал талию и концы его прятались за пояс.
«Распоясался» - говорим мы про человека, который утратил приличие поведения, который ведет себя по хамски, грубит, не контролирует свои действия. Мужчине без пояса считалось находиться на людях крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его.
Самуил Коллинз, проживший девять лет в Москве при дворе царя Алексея Михайловича, отмечал, что русские верят, что пояс придаёт силу, поэтому «ни мужчины, ни женщины не ходят без поясов под страхом небесной кары».
В Клинском уезде Московской губернии существовало поверье, что в поясе заключена вся сила женщины, и многие женщины не расставались с поясом, даже ложась спать.
По русским поверьям, ходить без пояса на одежде было также «грешно», как и без креста. Если занимались гаданием, то снимали пояс и крест, ибо они мешали общаться с «нечистой силой». Чтобы увидеть суженого во сне, девушки могли положить под подушку вместо гребня пояс, приговаривая: «Суженый-ряженый, умой меня, утри меня, опояшь меня».
Выдернутой из савана ниткой опоясывали мужчин, склонных к дракам и ссорам, чтобы сделать их кроткими и тихими. Опоясывание делалось, когда драчун лежал пьяный и не мог помешать опоясыванию.
Крестная мать подпоясывала собственноручно сотканным поясом ребенка-крестника возле печного столба, приговаривая: «Будь здоров и крепок, как печной столб».
Пояса назывались по-разному: голунец, кушак, надживотник, крайка, опояска, плетешок, подживотник, ремень, подпоясок, столбунец, суконник, черес (на чреслах), поясок, покромь.
Русские дохристианские традиции находят соответствие в религиях других народов, прежде всего принадлежащих к индоевропейской языковой семье.
У белорусов даже покойника опоясывали поясом: «Покойник при воскрешении должен явиться на суд непременно опоясанным».
В словацких преданиях о разбойнике Яношике ведунья дарит герою чудесный топорик и «пояс, дающий силу».
Немцы и латыши надевали пояс новорожденному сразу после рождения, чтобы охранять младенца от всего худого.
По обычаям армян, бесплодная женщина во время паломничества к святыне снимала с себя пояс, клала его на евангелие и оставляла там на ночь.
На следующее утро она шла в церковь, где священник, читая молитву, завязывал ей пояс. Пояс у армян рассматривался как символ женственности и материнства.
У иранских народов священный пояс, сплетенный из 72 нитей, остаётся непременным элементом одежды последователей зороастризма. Парсы носят его под верхней одеждой, но не прямо на теле.
Сакральным предметом был пояс у скифов (южной ветви русов), который украшался бляшками с изображением оленя, имевшими значение оберега.
Пояс у скифов состоял из трёх слоёв кожаного ремня. И скифские женщины, выполнявшие мужские работы, носили пояс.
Повязывание пояса составляет важную часть обряда посвящения в мастера у таджиков и узбеков.
Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию.
В античной мифологии известен обладающий волшебными свойствами поясок Афродиты.
У карелов пояса носили в старину еще под последней рубашкой, называя нижним поясом.
Его нужно было носить всегда. И носили все – мужчины, женщины, дети, старики.
В легенде коми-зырян о богатыре Шипиче, обладавшем сверхъестественной силой, рассказывается,
что богатырь был убит врагами лишь тогда, когда был разрезан его серебряный пояс.
На далеком острове Бали в храм может войти человек любой веры,
но он должен опоясать себя поясом или полотенцем.
В Японии известен широкий пояс «оби», который носят в традиционном костюме все японские женщины.
Японский воин самурай был опоясан длинным широким кушаком на голое тело, который он не снимал, даже принимая горячую ванну.
Вспомните широкие пояса у испанцев и мексиканцев, а также у гуцулов и цыган.
Воины казаки – малороссы (хохлы) – все подпоясывались длинным мягким поясом – кушаком.
Итак, ношение пояса зафиксировано у народов, которые давно живут в отдалении друг от друга.
Следовательно, общность традиции не может быть объяснена простым заимствованием.
Сакральное значение пояса, видимо, имеет тесную связь с верой в магическую силу круга (коло),
замыкающего пространство и являющегося образом солнца. Вместе с тем значение пояса не сводилось только к оберегу.
С ним соединяли и жизнь обладателя, и его здоровье.
Что происходит, когда пояс плотно повязан (затянут) на животе и нижних рёбрах?
– Он ограничивает движение диафрагмы – грудо-брюшной перегородки. Её вклад в вентиляцию легких составляет 70-80%.
А ночью достигает 100%. Ограничивая движение диафрагмы, пояс тем самым ограничивает вентиляцию лёгких,
что способствует сохранению углекислого газа в альвеолах легких, и, стало быть, в крови и во всех клетках организма.
Что даёт сохранение углекислого газа в организме?
– Ликвидируется спазм сосудов и бронхов и всех «трубочек» (пищевода, желчевыводящих и мочепроводящих путей,
протоков поджелудочной железы, маточных труб, кишечника…), улучшается снабжение всех органов и тканей кислородом,
успокаивается нервная система, нормализуется обмен веществ, повышается способность восстановления разрушенных тканей (регенерация),
улучшаются пищеварение и работа выделительной системы. Уменьшаются или вовсе исчезают проявления аллергических реакций.
Предупреждаются приступы астмы, гипертонии, стенокардии. Повышается иммунитет.
Вспомним и повитух – повивальных бабушек, которые на Руси помогали роженицам, «правили» пупок, головку, шейку, спинку,
ножки, ручки ребенку. Убирали вывихи, заговаривали грыжу. Обмывали и туго пеленали новорожденного.
В самом слове «повитуха» закреплено основное её действие – поверх пеленки повивать, свить ребенка крепко-накрепко
длинными полотняными лентами – свивальниками, дабы, как говорили на Руси,
«дитя не дышало слишком жадно и не пьянело от воздуха, который вредит слабенькому тельцу».
Теперь становится ясным происхождение фразы: «ребенок хорошо развивается».
Хорошо развивается, если при развивании свивальников ребёнок вёл себя спокойно,
не кричал и не дёргал ручками и ножками. А если безпокоился, то тугое пеленание и свивание применяли до полугода.
Бабушка-повитуха знала степень утягивания. Нужно было свить довольно-таки плотно, но так, чтобы не перетянуть.
Один из признаков достаточности утягивания – кряхтение ребенка при таком пеленании.
Ребенок напрягается и кряхтит, препятствуя дальнейшему сжатию...
У народов Средней Азии - кочевников - был обычай первый год жизни плотно привязывать спеленутого ребенка
к доске верёвкой (виток к витку). А уже доску приторачивали к седлу.
У якутов ребенка до года закутывали настолько плотно, чтобы он не мог освободить и высунуть наружу руки.
Сверху обвязывали широким кожаным ремнём. При пеленании руки ребенка укладывали по швам, а ноги выпрямляли.
В Ливане по сей день используется традиционная деревянная колыбель-качалка. Младенец в колыбели обычно туго перепелёнут
и не может двигать руками, ногами и головой. Посредине тело малыша обхватывает широкая хлопчатобумажная лента.
Завёрнутый в длинную полосу ткани (кафулия), ребенок напоминает пакет. Особой лентой младенца прикрепляют к плоскому дну колыбели,
имеющей специальное отверстие для экскрементов, которые попадают в подставленный горшок.
Туда же отводится моча через трубку-мочеприёмник. Конструкция трубки зависит от пола ребенка.
Такое устройство позволяет надолго оставлять младенца без присмотра.
Ливанцы считают, что этот обычай закаляет ребенка, предохраняет его ножки от искривления,
а его самого от простуды. Хотя это обычай осуждался еще в Х1Х веке, большинство ливанских матерей прибегает к нему и в наши дни.
Грудных детей кончают пеленать в возрасте от 6 до 12 месяцев.
У турков мало того, что ребенка пеленают туго, лицо ребенка закрывают двумя слоями тонкой материи, которую называют дува
В традициях горного народа ао нага, обитающего в Ассамских горах в северо-восточной Индии,
первые четыре месяца ребенка обычно носят на руках неспелёнутого, а затем начинают привязывать к спине с помощью куска ткани.
В 2 месяца мальчику повязывают как пояс верёвку или полоску ткани - это должно сделать его в будущем крепким в пояснице,
способным носить тяжести.
Традиция “не спускать с рук” заставляет ребенка поддерживать повышенный мышечный тонус (страх сорваться и упасть).
Напряжение брюшной стенки “поджимает” диафрагму и не даёт ребенку раздышаться.
В этом случае человеческий детёныш в своём индивидуальном развитии проходит эволюционный период обезьян,
которые особо не заморачиваются о своих детях. Сорвался с матери, упал, разбился - значит, не принесёт потомства,
которое будет не способно ловко бегать и прыгать по веткам.
В 10-12 лет мальчики народа ао нага получают особый широкий пояс, концы которого свисают спереди в виде передника.
Плотное пеленание давало возможность матери заниматься домашними делами, в какой-то мере обезопасив ребенка от падений.
Но и не только Эта народная мудрость плотного пеленания помогала выживать младенцам.
Что же происходит при пеленании?
При плотном пеленании ограничивается вентиляция легких. Тем самым этот приём помогает новорожденному адаптироваться
к новой газовой среде – к атмосфере, в которой кислорода в 3 раза больше, а углекислого газа в 200 раз (!!!) меньше,
чем в крови у мамы, из которой ребёнок получал все вещества, необходимые для жизни внутри утробы.
И где он, как правило, ничем не болеет. Как только ребенок переходит на самостоятельное дыхание,
у него резко меняется газовый состав крови.
В первые 3-4 часа давление кислорода в артериальной крови новорожденного повышается с 11 мм рт ст. до 90,
а давление углекислого газа уменьшается с 57 мм рт.ст до 37 (при норме 47-54).
Дефицит углекислого газа приводит к спазмам гладких мышц бронхов и сосудов,
к более прочной химической связи кислорода с гемоглобином крови, что приводит к кислородному голоданию всех тканей ребенка
(это явно видно по мраморности и синюшности его кожи).
Плотное (не тугое!!!) пеленание живота (!!!) и низа грудной клетки позволяет ограничить шумное заметное дыхание ребенка.
Нормального дыхания в покое не видно и не слышно!!! Результат такого плотного пеленания – разогрев и покраснение кожных покровов ребенка.
Всё тельце ребенка становится розовым. Почему?
– Из-за ликвидации спазма сосудов улучшается капиллярный кровоток во всех органах, в том числе в коже,
а самое главное, в головном мозгу ребенка, наиболее пострадавшем при прохождении по родовым путям.
В первую очередь от кислородного голодания страдает кора головного мозга, отвечающая за разумность.
Углекислый газ, оставшийся в крови в результате ограничения вентиляции лёгких ребенка,
снимает избыточное возбуждение центральной нервной системы. Дитя становится спокойным.
При нормальном содержании углекислого газа в легких (а, стало быть, в крови и в клетках)
нормализуется обмен веществ и клеточное дыхание – основа основ жизни организма, так как углекислый газ –
необходимый компонент практически всех химических реакций, идущих в нашем организме.
Вывод прост:
не туго спелёнывать всего ребенка, делая из него неподвижное «полено»,
а ограничить вентиляцию лёгких ребенка, плотно обмотав 3-4 раза его животик и нижнюю часть грудной клетки
пояском из плотной хлопчатобумажной ткани. Ширина пояска – 12-13 см. Поясок фиксируется пóверху обыкновенным марлевым бинтом.
Для обеспечения венозного возврата крови и ликвора (спинномозговой жидкости) от головного мозга
необходимо головной конец кроватки ребенка нужно приподнять на 10 см.
Многотысячелетний опыт пеленания во всем мире у многих народов позволил заметить,
что спелёнутые дети более разумны, более спокойны, более послушны и более здоровы, чем те, которых не пеленали.
Многие обычаи русов сложились в дохристианскую эпоху. Христианство не смогло полностью уничтожить традиции и воззрения язычников. «Я-зыч-ество» произошло от тех, кто про себя говорил: «Аз зычу естество» - «Я громко говорю суть». «Зычный» - громкий, раскатистый, звучный, голосистый...
Читать полностью