«Их сформировали как людей, которые необходимы патриархальному государству для поддержания своего существования. Их эмоции — это чаще настроения толпы, чем переживания отдельных людей»
-пишет в своей книге А. С. Нилл, описывая портрет обычного ребёнка своего времени и какой он вырастает в той системе образования и системы семейных ценностей, что типичны для его общества, но и для нашего времени это так же актуально.
Когда ценности системы (семьи, школы, страны и т.д.) выше твоих индивидуальных потребностей, когда ты боишься быть не таким как другие и потерять своё лицо, а когда ты сделал что-то что «НЕ ПРИНЯТО» и тебе хочется исчезнуть, то ты испытываешь стыд. Порой это очень опасное чувство и оно может даже привести к печальным последствиям, когда нет сил пережить это чувство. Особенно уязвимы в этом дети. Именно поэтому важно, если ваш ребёнок особо чувствительный, то не допускать этого чрезмерно и помогать с этим справиться.
Последние 12 лет Брене Браун - специализируется на изучении феномена стыда как маркера современной культуры и ключевого фактора, мешающего человеку достичь гармонии с собой. Ей удалось выяснить, что главной проблемой, лежащей в основе социального взаимодействия, является уязвимость и неспособность принять собственное несовершенство — единственное, что делает нас уникальными.
Безусловно, стыд - чувство социальное и является составной морально-этического комплекса. У ребенка чувство стыда возникает после прохождения кризиса трех лет (к 3 - 5 годам жизни). В этот период у ребенка появляется четкое осознание своего “Я” и окружающих людей, отдельных от своего “Я”. Но для возникновения чувства стыда, одного осознания себя, своего “Я” недостаточно. У ребенка должны быть развиты и другие морально-этические чувства, продиктованные семьей и близким окружением. Таким образом, осознание своего “Я”, развитые морально-этические чувства и крепкие связи с семьей и обществом служат почвой для возникновения чувства стыда у ребенка.
Итак, учить ребенка стыдиться совсем не нужно. Это чувство возникает само по себе. Выход за морально-этические нормы, которые приняты в вашей семье, будет служить почвой для возникновения чувства стыда у ребенка. И, как следствие, ребенок будет избегать таких неловкостей или исправлять последствия, возникшие в ходе таких ситуаций.
Чувство стыда не стоит путать с чувством вины! Чувство вины — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.
Стыд явление публичное, вина — личное. Важно понимать и разграничивать эти чувства. Если ребенок разбил ваш телефон, он должен испытывать чувство вины, но не чувство стыда. Не нужно стыдить ребенка. Чрезмерно и часто давить на ребенка, прибегая к чувству вины, тоже до добра не доведет. Да и к тому же, важно помнить: нужно говорить о недовольстве поступком, который совершил ребенок, а не самим ребенком.
Часто родители манипулируют ребенком, используя чувство стыда. И то, что казалось бы действенно временно, в будущем приводит к тому, что взрослея, ребенок будет действовать в ущерб себе, и поддаваться на манипуляции других, которые будут его пристыживать.
Причины для возникновения стыда могут быть разными: понимание своей ошибки или неадекватности поведения, ложь, невыполненные обещания или обязательства, недовольство своей внешностью или речью, поступки близких людей и т.д.
Если вы стыдите ребенка, то у него возникает нормальное желание (вызываемое чувством стыда) спрятаться, скрыться, изолироваться, и это никак не повлияет на возникшую ситуацию и не приведет к решению вопроса.
Частое пристыживание ребенка может привести к возникновению гипертрофированного чувства стыда (неприятные ощущения возникают без повода в совершенно разных ситуациях). Гипертрофированное чувство стыда зарождается, как следствие на пристыживание у ребенка с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, высокой чувствительностью. Оно возникает не только, когда рядом присутствуют другие люди, а и от своего “внутреннего Я” в ситуациях, которые для других людей есть совершенно нормальные и не требующие осуждения.
Если все же вы столкнулись с такой ситуацией, то важно:
1. Признать проблему. Признайте то, что ваш ребенок чувствует.
2. Не принуждайте ребенка, навязывая свою волю. Не заставляйте ребенка входить в неловкие для него ситуации, с целью избавиться от неприятных чувств, это дополнительный серьезный стресс для него, не имеющий больших шансов на победу. А вот ущерб достаточный.
3. Отнеситесь к чувствам ребенка с пониманием. Ребенку важно знать, что вы на его стороне.
Сложно определить степень возможного ущерба от пристыживания для ребенка, так как у всех детей и взрослых разный внутренний мир, чувствительность и уязвимость, и то, что практически не заденет одного, ранит до глубины души другого.
Основой стыда есть страх потери самоуважения или признания/уважения окружающих людей. Ругая и выражая недовольство поступком ребенка, главной задачей есть побудить ребенка к правильным выводам и исправлению последствий, и пристыживание здесь скорее повредит, чем поможет.
Чувство вины побуждает ребенка прислушиваться к внутреннему голосу и самосовершенстоваться, стыд - занижает самооценку и порождает неуверенность в себе и комплексы.
Как правило, воспитывая ребенка, родители прибегают к тому, чтобы ругать, высказывать недовольство, пугать, наказывать, договариваться, шантажировать, манипулировать ребенком, но забывают простые истины:
ребенка нужно хвалить за заслуги, говорить о его достоинствах и принимать таким, каким он есть.
Мы все уникальны в своей неидеальности!
Оригинал: mybabe.info
Помнишь, в рассказе Стефана Цвейга .?..Отец (прокурор, промежду прочим), и мать рассуждают о "страхе", и "стыде"
Любоваться на себя ..........голую в зеркале
КТО слышал о таком ?
Раньше ...(примерно, так 11 кг назад) ...Стыдно было сказать клиенту,ЧТО неужно время на ланч ...(Да и, вообще, о еде говорить) ..".И так - толстая, а ещё и жрёт...Святым духом должна питаться "